Автомобильный рынок в России в 2022 году вошел в состояние идеального шторма — совокупности факторов, которые, действуя совместно, значительно усилили негативный эффект. В 2023 году ситуация продолжила ухудшаться, и очередной пик неприятностей пришелся на конец лета, когда Япония официально запретила экспорт в Россию машин с двигателем объемом более 1,9 литра, электромобилей и гибридов. Российские власти почти одновременно с этим резко увеличили утилизационный сбор на импортные автомобили — это фактически блокирует возможность их приобретения для перепродажи. До этого Япония последовательно в течение 1,5 года запрещала экспорт в Россию премиальных автомобилей и грузовиков, самосвалов и бульдозеров. Японские санкции — это всего лишь часть той катастрофы, постигшей российский авторынок после начала СВО.
Впрочем, ситуация не выглядит тупиковой. Уход с российского рынка западных производителей явился серьезнейшим стимулом для китайцев, чьи машины — и легковые, и грузовые — буквально хлынули в страну. Был полностью реанимирован поток подержанных японских автомобилей, которые своим ходом и на автовозах поехали на запад страны так же, как это было лет 15–20 назад. Сработал и параллельный импорт, в рамках которого новые европейские, японские и любые другие машины начали ввозить в Россию не напрямую, а через третьи страны.
Всё это так или иначе привело к росту цен как на новые, так и на подержанные автомобили. Дополнительным стимулом для роста цен с начала 2023 года является невиданная девальвация рубля — резкое падение курса по отношению к доллару и другим валютам, прежде всего юаню и йене. Новые автомобили уже подорожали на 20–50%, а свежие санкции со стороны Японии очевидно разгонят инфляцию и на рынке подержанных автомобилей.
В очередном выпуске проекта «Редколлегия» редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов беседует о ситуации на автомобильном рынке в Чите с экспертом в этом сегменте Максимом Поповым. Компания Максима занимается поставками автомобилей из Японии много лет, сам он тесно связан с этим рынком не только в части покупки и продажи машин, но и в части их ремонта, поставки автозапчастей и так далее.
Если вы тоже считаете себя автоэкспертом, но не согласны с Максимом или хотите дополнить его мнение в «Редколлегии» или просто в ленте «Чита.Ру», пишите в телеграм ведущему проекта Андрею Козлову или продюсеру «Редколлегии» Полине Дружининой. Неплохой анализ ситуации на автомобильном рынке после введения новых санкций можно прочитать здесь.