Бизнес Публичное равнодушие. В парламенте края прошли слушания по исполнению бюджета за 2009 год

Публичное равнодушие. В парламенте края прошли слушания по исполнению бюджета за 2009 год

Спикер заксобрания Степан Жиряков высоко оценил бюджетную эквилибристику минфина, который весь прошлый год балансировал на кризисном канате с горой посуды на голове, не свернув себе шею и не разбив ни одной чашки.

29 июня в Законодательном собрании края прошли публичные слушания по исполнению бюджета 2009 года. Это мероприятие – требование Бюджетного кодекса – продемонстрировало, что общественность то ли не готова воспринимать информацию о том, куда пошли заплаченные ею налоги, то ли ей вовсе не нужны никакие слушания.

Объявление о проведении слушаний было опубликовано в «Забайкальском рабочем» недели за две до назначенной даты. Но, хотя большинство жителей края постоянно высказывают различные предположения о том, куда деваются бюджетные деньги, места в зале заседаний было вполне достаточно. Ругая страшную жару, через регистрацию проходили работники минфина, депутаты, несколько представителей районов, журналисты … общественности было не видно. К тому моменту, когда на трибуну поднялся заместитель председателя правительства Алексей Кошелев, курирующий финансовый блок, в зале сидели лишь те люди, которых всегда можно увидеть на такого рода мероприятиях: Виталий Вишняков, ныне председатель Общественной палаты, глава Центра поддержки гражданских инициатив Марина Савватеева и сопредседатель движения «Родное Забайкалье» Игорь Морозов.

Доходы: московские заплатки и зауженные рукава

Доклад Алексея Кошелева слушать было тяжело: он читал с листа быстро и не слишком чётко; правда, помогали слайды и документы, выданные при регистрации. При их ближайшем рассмотрении становилось понятно: неизвестно, что бы было с краем, если б минфин виртуозно не перекраивал кургузый бюджетный пиджачок - зауживая рукава, пуская лоскутки с ушитой спины на подбивку обтрепавшейся до дыр подкладки – и если б федеральный центр не подкидывал материал на заплаты.

Вице-губернатор напомнил, что в кризисный год поправки в главный финансовый закон вносились семь раз, в том числе пять раз уточнялись размеры налоговых и неналоговых поступлений. В итоге доходы края в 2009 году составили 32 миллиарда 158,8 миллиона рублей – вместо 28,2 миллиарда. Радоваться тут, правда, совершенно нечему: соотношение собственных доходов и поступлений из федерального бюджета 44% и 56% соответственно. За год из Москвы в краевую казну было перечислено свыше 18 миллиардов рублей, больше половины из них - нецелевые дотации на сбалансированность бюджета и выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Это значительно больше того, на что правительство надеялось вначале.

Зато первоначально утверждённые показатели по налоговым и неналоговым доходам достигнуты не были. То есть по уточнённым назначениям план был перевыполнен. А вот по сравнению с планом на начало года образовался серьезный недобор. Что неудивительно. По словам Алексея Кошелева, по итогам прошлого года валовый региональный продукт в крае сократился по сравнению с 2008 годом на 2,5%. Объём промышленного производства составил 97, 3% - это несколько лучше, чем ситуация в Сибирском федеральном округе. Но снижение аж на 33% показали все обрабатывающие отрасли. Строительство просело на 20%. Объём инвестиций упал на 75% (общероссийский показатель 83,3%). Сократился оборот торговли и общественного питания – за счет сокращения располагаемых денежных доходов населения. И если на 1 января 2009 года в бюджете значилась цифра собственных доходов в 16, 6 миллиарда рублей, то по факту на 31 декабря состоялось 14, 1 миллиарда. Почти на 3% больше, чем планировал по итогам провального первого полугодия трезво мыслящий минфин. И на 11% меньше, чем он надеялся получить в начале года.

Расходы: приказано выжить

Что касается расходов, то тут никаких отступлений от основного фасона пиджачка, прикрывающего первозданное естество процентов на 70, не было. Главными целями исполнения бюджета в 2009 году были оказание помощи муниципальным образованиям и своевременная выплата зарплаты – при строгом соблюдении сбаланированности бюджета и эффективности затрат. То есть, говоря проще, регион уподобился человеку, которому нужно прожить год на минимуме, заложенном в потребительскую корзину, и не умереть от голода, ползая нагишом по нетопленому дому. Неизвестно, получилось бы это или нет, если б не дополнительные деньги из Москвы (хотя расходы минфин резал трижды). Но факт есть факт: первоначально край планировал траты в сумме 28,7 миллиарда рублей, а получилось 32 миллиарда 28 миллионов рублей.

Почти 40% этих денег ушло межбюджетными трансфертами, в том числе в муниципалитеты и фонд медицинского страхования. Затраты на социальную сферу на втором месте – 36,3%. Расходы на национальную экономику составили лишь около 13%. Профинансировано 30 целевых программ на 647,2 миллиона рублей. Это, конечно, даже не четверть от того, что необходимо реально – но больше 98% от того, что было запланировано. Та же картина с объектами, строительство которых оплачивает казна: запланированные расходы по строительству объектов выполнены почти на 100% (313,7 миллиона рублей). Правда, полный объём незавершённого строительства превышает 8 миллиардов. Выделялись деньги на поддержку предпринимательства, а также градообразующих предприятий в условиях кризиса – в основном в виде субсидий на компенсацию части процентных ставок по привлечённым кредитам.

Но основным оставалось даже не поддержание на плаву забайкальского бизнеса, а исполнение всех публичных нормативных обязательств, возложенных на себя краем: зарплат, пособий, выплат. То есть поддержание общества в относительно спокойном состоянии. Заработная плата и начисления на оплату труда съели 21,4% от всех расходов. Ни единого дня задержки не было. Зато не было и никакого увеличения фонда оплаты труда. В результате новая система оплаты труда, введённая в регионе для того, чтобы у бюджетников был интерес работать лучше, обернулась всё той же тарифной сеткой в профиль и тотальной оптимизацией школ, больниц и культурных учреждений.

Суды меняются, профсоюзы никогда

Это и стало, вполне ожидаемо, темой выступления руководителя Федерации профсоюзов Забайкальского края Геннадия Долгова. Похвалив правительство за несомненное достижение – отсутствие задержек по зарплате у краевых бюджетников – он напомнил, что 1 июня состоялась встреча руководителей профсоюзов страны с Владимиром Путиным, и тот пообещал индексацию бюджетных зарплат по итогам 6 месяцев 2010 года. Долгов также обратил внимание на то, что в крае готовится трёхстороннее соглашение, которое оговаривает, в числе прочего, ежегодный рост оплаты труда для работников бюджетной сферы. «Мы сегодня говорим об исполнении бюджета прошлого года, и я вижу, что, если у нас вот так будет наполняться казна, наши пожелания останутся всего лишь пожеланиями» - посетовал он.

Депутат и общественник не мог пройти и мимо скандального разъяснения Верховного Суда, согласно которому не вся зарплата вместе с надбавками, а один оклад не может быть меньше суммы в 4330 рублей. Это разъяснение наделало много шуму по России: люди начали выигрывать суды у своих работодателей, прокуратура забросала муниципалитеты запросами, на каком основании они нарушают права граждан, а финансисты взялись за голову и за сердце. Только Забайкальскому краю потребовалось бы 9 миллиардов рублей на увеличение окладов одних бюджетников.

В Москву со всех концов страны посыпались письма с просьбой как-то нормализовать ситуацию. Москва, видимо, и сама была не рада – такое резкое повышение заработков не только потребовало бы огромных вливаний из дефицитного федерального бюджета, но и разогнала бы инфляцию, столь бережно охраняемую от резких движений. Так что Верховный Суд в результате позицию свою изменил. Но не изменили её профсоюзы. По словам Геннадия Долгова, грядет всероссийская акция «Минимальный размер оплаты труда по закону». «Мы с 2007 года решаем этот вопрос, и никак не решим. Если люди продолжат обращаться в суды, а судебная практика будет положительной, придётся этим заниматься вплотную. Нужны будут миллиарды. Где их взять, надо думать сейчас» - заявил он.

Сдержанно-оптимистично

Со своими оценками исполнения главного финансового закона выступили ещё пятеро депутатов. Председатель комитета по промышленной политике Владимир Дарижапов указал на то, что правительство не использовало почти 1,5 миллиарда рублей, пришедших из федерального бюджета. Хотя причина была более-менее объективной (деньги поступили слишком поздно, и не хватило времени провести конкурсы на размещение госзаказа) парламентарий всё же попросил быть оперативнее в будущем. Тем более что в эту сумму входили 228 миллионов рублей на дорожное хозяйство, пребывающее в самом плачевном состоянии.

Руководитель комитета по аграрной политике Сергей Михайлов назвал бюджет сдержанно-оптимистическим. Оптимистическим – потому что первый раз за много лет сумма расходов на сельское хозяйство превысила 800 миллионов рублей. Сдержанно – потому что это затраты вместе с содержанием аппарата минсельхоза. Михайлов выразил надежду на то, что в будущем ситуация изменится к лучшему, тем более что в кризисный год практически все отрасли показали снижение, а сельское хозяйство – прирост на 1,4%. По мнению Михайлова, это явно свидетельствует о выживаемости аграрного комплекса и неиспользуемых пока возможностях развития.

Главный врач краевой клинической больницы и депутат комитета по бюджетной и налоговой политике Игорь Лиханов заметил, что в будущем краю неплохо бы увеличить расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Сейчас в расчете на забайкальца это 474 рубля, при среднероссийском показателе в 2186 рублей. Штука в том, что объём расходов Забайкалья на страхование неработающего населения влияет на размер суммы, которую федеральный фонд перечисляет территориальному. И в будущем году потери, по словам Лиханова, дойдут до 1,5 миллиардов рублей. Полутора миллиардов, которые могли бы пойти на улучшение медицинского обслуживания. Из слов депутата было ясно, что при рассмотрении бюджета на 2011 год комитет к этой теме ещё вернётся.

Спикер заксобрания Степан Жиряков высоко оценил бюджетную эквилибристику минфина, который весь прошлый год балансировал на кризисном канате с горой посуды на голове, не свернув себе шею и не разбив ни одной чашки. Но в то же время из его выступления следовало, что неплохо бы более тщательно планировать этот номер: «Пять раз из семи мы в прошлом году уточняли размеры поступлений от налоговых и неналоговых доходов. Отсюда вопрос – на основании каких прогнозов делались все расчеты, и корректировался ли вместе с бюджетом план социально-экономического развития края? Давайте более реально и чётко планировать поступления в бюджет. Это же ненормальная ситуация, когда мы каждый год наступаем на одни и те же грабли и выводов не делаем. Вместо этого штампуем и штампуем поправки в бюджет, причём сразу в двух чтениях!»

Самым долгим, по традиции, оказалось выступление руководителя парламентского комитета по национальной политике Сергея Сутурина. Начав с риторического вопроса «32 миллиарда – это много или мало?», он прошел через констатацию, что на исполнение всех полномочий краю надо, вообще-то, на 10 миллиардов больше – и столь же риторически заговорил о состоянии экономики – мол, нет её, крепкой, мощной и устойчивой. А затем лидер забайкальских коммунистов заявил, что надо бы в законодательном порядке инициировать перераспределение большинства доходов, которые сейчас идут в федеральный бюджет, в пользу региона. «Почему не ставить вопрос, почему не обострять? Надо смело идти на это! Алексей Геннадьевич, у вас же энергии много, вы же у нас сильный, мощный, пробивной. Докажите федеральному центру: по таможне надо поворачивать, НДС частично надо поворачивать, акцизно-конкурсные платежи за недра… Я думаю, надо инициировать и доказывать – это было бы верно и правильно!»

На лице мощного зампредседателя правительства во время этого спича читалось всё, что угодно, кроме энтузиазма. Может быть, Алексей Кошелев вспоминал, как в 2009 году Москва «без объявления войны» отказалась финансировать расходы на проезд федеральных льготников, и региону пришлось лихорадочно искать на это деньги в середине и без того невесёлого года. А может быть, он надеялся, что оратор уточнит, что именно нужно сделать с федеральным центром, чтобы он вдруг изменил финансовую политику в отношении регионов.

Никто, кроме них…

Но самыми показательными были выступления представителей общественности. Их было всего двое. На первый взгляд их заявления казались не то что странными – забавными. Но это на первый взгляд. На второй становилось понятно, что они заслуживали не то что внимания, а аплодисментов. Уже хотя бы за то, что пришли. За то, что прочитали огромную пояснительную записку к исполнению бюджета, размещенную на сайте заксобрания. За то, что воспользовались возможностью что-то понять и высказаться.

Руководитель Центра поддержки гражданских инициатив Марина Саватеева высказала резонное удивление тем фактом, что финансовый год Забайкалье закончило с профицитом в 131 миллион рублей – хотя изначально планировался дефицит в 450 миллионов рублей, возросший к середине прошлого года до 1,8 миллиарда. «Надо более внимательно подходить к расчётам, - говорила она. – Ведь нам всё время говорят, что денег в бюджете нет, поэтому плохие дороги, проблемы в школах и так далее. А в итоге получается, что у нас доходы больше расходов!»

Далее прозвучало традиционное пожелание сократить расходы на управленческий аппарат и увеличить – на реализацию целевых программ. А заодно – уменьшить расходы на обслуживание государственного долга. Это было странное предложение, учитывая, что львиную долю этого долга составляют кредиты в коммерческих банках, которые регион несколько лет вынужден брать для латания постоянно возникающих дыр. То есть понизить размер расходов на обслуживание госдолга можно было бы только в одном случае – если банки вдруг простили краю все немалые проценты. Есть, правда, и другой вариант – работать над развитием экономической базы, чтобы получать больше доходов и ни у кого ничего не просить. И с этой точки зрения Марина Саватеева была, несомненно, права.

Без сопредседателя движения «Родное Забайкалье» Игоря Морозова слушания можно было бы признавать несостоявшимися. Постоянный участник таких мероприятий, общественник говорил ещё более невнятно, чем Алексей Кошелев, а слайдов, поправляющих дело, у него не было. Учитывая характер его заявлений, это даже к лучшему.

Он сообщил, что каждый год наблюдает одну и ту же картину: как намечается принятие бюджета или какие слушания, так тут же в СМИ и на кухнях появляются слухи, что скоро сменится губернатор. «Губернатор, говорят, наш куда-то собирается, на Луну или ещё там куда, и чего ж тут тогда обсуждать, пусть едет, слава богу. Кто-то их инспирирует, эти слухи – мол, чего тут ругать, когда он всё равно уедет. Ещё пишут о вероятных и невероятных кандидатах на пост, говорят даже, что женщину. А неплохо бы женщину, неплохо…Не обязательно Матвиенко с Питера, почему бы Батурину не позвать. Ведь у нас же есть Кобзон на 11 округе?» - бубнил Морозов, и на попытки прервать его отвечал: «Это по бюджету всё, по бюджету, по исполнению! Тут 17 депутатов сидят, и не надо меня останавливать, а надо прислушиваться к голосу публики».

Всё, о чем пенсионер-общественник говорил далее, было далеко не весело. Исполнение бюджета за 2009 год он предложил признать неудовлетворительным. Причина – старикам жить стало значительно хуже, потому что им на копейки подняли пенсию и тем самым лишили возможности получить субсидию на очень дорогие услуги ЖКХ. «Максимальный доход для одиноких пенсионеров на субсидию был 9 тысяч, стал 8. Вот вам исполнение бюджета – уменьшили цифру, которую вообще-то должны были увеличивать. На семейную пару доход должен быть не больше 6 тысяч на человека, так что мы, например, с женой, субсидии лишились. Вот как работает наше правительство, и вот как депутаты с них требуют», - объяснял Игорь Морозов.

Человек, над началом речи которого можно было только посмеяться, сошёл с трибуны. Смеяться не хотелось. Потому что он много лет использует право прийти и сказать то, что думает, не на форумах под никами, а с трибуны в зале заседаний, в присутствии представителей этой самой власти. Возможно, Игорь Морозов и Марина Савватеева думают, что это что-то изменит. Тем более что председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Александр Никульшин в ответ на слова Морозова «Надо приучать людей, чтобы он пришёл и его пустили» - ответил: «Наш комитет был бы рад, если б больше выступлений было от общественности, от партийных организаций. И мы старались, чтобы пропуска выписывали быстрее».

Вряд ли Никульшин лукавил. Но если даже и так, то вот последняя цифра в этом материале. Почти 43% собственных доходов краевого бюджета – это поступления от налога на доходы физических лиц. Когда в американском кино кто-то произносит фразу «налогоплательщик имеет право знать» - мы смеемся. Мы любим смеяться. Ведь никогда простой налогоплательщик не узнает, куда пошли его деньги. Особенно если даже не пытается.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления