20idei
СЕЙЧАС -5°С
Все новости
Все новости

Осторожно: мобильные аферисты!

Мобильное мошенничество в России превращается в настоящий бич. Аферисты, как правило, работают по накатанным схемам, но это не мешает им обманывать граждан тысячами. Причем, как считают независимые эксперты, в распространенности телефонных афер есть вина

ds

Поделиться

Поделиться

Мобильное мошенничество в России превращается в настоящий бич. Аферисты, как правило, работают по накатанным схемам, но это не мешает им обманывать граждан тысячами. Причем, как считают независимые эксперты, в распространенности телефонных афер есть вина и операторов связи. Ведь до недавних пор они практически не следили за организациями, использующими их номера и предлагающими населению сомнительные услуги.

Несколько недель назад российские операторы связи зафиксировали очередной всплеск активности мобильных аферистов. Компании «ВымпелКом» (торговый бренд «Билайн») даже пришлось проинформировать граждан о резко участившихся случаях «развода» граждан на деньги.

Суть его заключается в следующем: абонентам приходит СМС следующего содержания: «(bank) Заявка с карты 5500 р. Принята. Инфо 8(ххх) ххх-хх-хх». При этом в сообщении могут быть указаны различные суммы и номера телефонов. Естественно, обеспокоенный абонент перезванивает на указанный якобы информационный номер, где трубку берет мужчина и говорит, что представляет службу финансового контроля. На вопрос, о чем идет речь, собеседник отвечает, что, скорее всего, это ошибка, с которой будет разбираться служба безопасности банка. Но для того, чтобы избежать перевода денег, необходимо отправиться к банкомату, перезвонить снова и выполнить несколько действий с пластиковой картой под диктовку мнимого сотрудника банка.

По словам директора по безопасности ОАО «ВымпелКом» Владислава Терехина, вне всякого сомнения, это мошенники. Ни сотрудники банка, ни сотрудники оператора никогда не предлагают осуществить проверку карты подобным образом. «Абонента должна изначально насторожить просьба незнакомого человека выполнить какие-либо действия с платежной картой и при помощи банкомата. В данном случае, следуя указаниям мошенников, человек совершает процедуру перевода денег на счет чужого мобильного телефона со своего личного банковского счета, привязанного к пластиковой карте».

Между тем стоит напомнить, что это далеко не единственный способ мобильного мошенничества. По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, большинство афер основано на доверчивости граждан. «В ближайшее время количество мобильных мошенничеств наверняка продолжит расти – так как охват услугами сотовой связи населения достаточно высок, и люди все чаще пользуются дополнительными услугами операторов».

Как считает заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая, новый виток преступлений может быть связан с СМС-банкингом.

«Сейчас депутаты принимают законопроект, увеличивающий до 15 тысяч рублей размер оплаты различных банковских услуг посредством СМС. Наверняка это привлечет новоявленных Остапов Бендеров. Найдутся и те, кто попадет на их удочку».

По словам заместителя генерального директора «Финам» Виктора Галенко, мы сами активно помогаем мошенникам зарабатывать свои миллионы. Они играют на нашем любопытстве, жажде легкой наживы или, наоборот, сердобольности и желании помочь. Впрочем, в распространенности видов СМС-мошенничества, полагает эксперт, есть вина и операторов связи. Дело в том, что иногда сотовые компании предоставляют короткие номера организациям, использующим в своей работе агрессивные схемы продаж своих услуг или товара. При этом их стоимость может ввести в заблуждение граждан, так как все условия покупки прячутся в примечаниях. В итоге человеку приходится переплачивать за продукт.

«На словах "большая тройка" операторов внимательно рассматривает все жалобы на мошенников и борется с фродерством (СМС-мошенничеством). На самом же деле все спускается на тормозах, ведь с каждого "микроплатежа" на короткие номера сотовые операторы получают 30-40% дохода. Деньги для них не пахнут», – предполагает г-н Галенко.

Между тем несколько месяцев назад операторы «большой тройки» все-таки решили объявить войну мошенникам, прикрывающимся их именами. В том же «Билайне» появилась услуга «черно-белые списки», которая позволяет блокировать доступ к сервисам, предоставляемым контент-провайдерами по желанию абонента.

В МТС запустили горячую линию 911 по факту телефонного мошенничества. «МегаФон» ввел штрафы для компаний, предоставляющих мошеннические сервисы и уведомления о стоимости СМС для нескольких коротких номеров, неоднократно вызывавших жалобы абонентов.

В Роскомнадзоре предложили принять более радикальные меры. В ведомстве считают, что операторы должны информировать абонентов, оплачивающих с помощью СМС ту или иную услугу, о её стоимости. Также операторы должны получать от абонента СМС с подтверждением желания совершить платеж. Правда, сами игроки рынка выразили опасения, что введение обязательного подтверждения платежа снизит выручку от контент-услуг.

Между тем как независимые эксперты, так и сотовые операторы считают, что чем больше о способах мобильного мошенничества будут знать абоненты, тем ниже вероятность того, что они станут жертвами обмана. Одна из компаний «большой тройки» даже подготовила памятку, опубликовать которую решили и мы.

1. «Случай с родственниками»

Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся), и приходится звонить с чужого. Предстоит еще очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долларов и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Войдя в раж, мошенники начинают раскручивать своих «родственников» на наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен – от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (от 300 до 1500 долларов). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает очередное добровольное пожертвование.

2. «Ложный приз»

На мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться до радиостанции. Дозвонившегося поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получит приз – телефон – его сразу же подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета вышеназванной компании и сообщить ее данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится – «награждающие» давно перевели с нее деньги на свои счета.

3. «СМС-просьба»

В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать СМС с просьбой: «У меня проблемы, позвони по... номеру, если номер не отвечает, положи на него... рублей и перезвони». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.

4. «Платный код»

Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

5. «Штрафные санкции» оператора

Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно оплату, пользовались услугами роуминга без предупреждения и т. д.), и, соответственно, вам нужно оплатить штраф в определенном размере, отправив номера карт оплаты на некий номер (то есть мошенникам).

6. «Акции» оператора

Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям «акции», абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались) «оператора» коды нескольких карт оплаты. Естественно, выясняется, что оператор никаких акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.

7. «Ошибочный перевод средств»

Человек получает СМС, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно, и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».

8. «Интернет-голосования»

Всё чаще мошенники-хакеры взламывают аккаунты пользователей в различных социальных сетях и службах обмена сообщениями. И по всему контакт-листу рассылают сообщения якобы от вас. Текст примерно такой:

«Привет! Как дела? Слушай, я тебя умоляю, помоги мне! Я участвую в конкурсе «Топ тур 2009». В субботу опубликуют результаты, я на втором месте. Теперь вся надежда на СМС-голосование. Поддержи, пожалуйста. Отправь SMS с текстом 1020 1432 на номер 7122.Стоимость СМС 3 рубля. Пожалуйста. Отблагодарю потом чем смогу. Заранее огромное спасибо!»

В разных случаях различаются только «тексты СМС» и номера. Конечно, тяжело не верить своему другу из «Одноклассников» или собеседнику в «аське». Поэтому многие отправляют такие сообщения. В итоге со счета списываются не обещанные 3-5 рублей, а сотни и даже тысячи.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter