Бизнес Социальный, традиционный

Социальный, традиционный

Зато сократятся безвозмездные поступления из федерального бюджета. Причин этому, как объяснила министр финансов, несколько. Во-первых, федеральный центр вообще не планирует наращивать объём финансовой помощи регионам.

17 ноября краевой парламент в первом чтении принял проект бюджета на 2011 год и плановый период до 2013 года. Против, как водится, проголосовали четыре коммуниста, остальные депутаты высказались за.

Каждый раз, когда вносится проект бюджета региона, его как-нибудь обзывают. Бюджет перспективы, например – встречалось как-то такое, только не у нас, а в красноярской прессе, и не теперь, а давно. В случае Забайкалья это неизменно либо «бюджет выживания», либо «тришкин кафтан». В этом году при многочисленных обсуждениях проект главного финансового закона края назвали социальным. И это действительно так. Но стоит ли радоваться? Более традиционные эпитеты на будущий год всё равно остаются в силе.

Стоит заметить, что публичное обсуждение документа на этот раз проходило в крайне сжатые сроки. В очередной раз изменилось федеральное законодательство, и федеральный бюджет поступил в Госдуму значительно позже, чем обычно. Для регионов, особенно таких дотационных, как наш, это означало автоматический перенос сроков формирования и рассмотрения собственных бюджетов. В Забайкалье всё сдвинулось на две недели. Проект был внесен в краевое заксобрание к 1 ноября, и на остальное – прогон через комитеты, проведение публичных слушаний и собственно рассмотрение в первом чтении – оставалось всего 20 дней. Несмотря на такую спешку и то, что посреди рабочего графика вольготно расположились четыре праздничных выходных, успели все в срок. Министр финансов Светлана Доробалюк и представители других министерств около недели переходили из одного кабинета в другой, рассказывая, поясняя и раскрывая тайны бюджетной цифири.

Где бы взять…

Объём доходов края в 2011 году, по проекту, составляет 29 миллиардов 647 миллионов рублей, большая часть из них – собственные доходы. Они были сформированы с ростом 24% к плану на 2010 год и 10% - к реальному исполнению бюджета-2010. То есть региональная казна в этом году получила гораздо больше, чем надеялся Минфин, и в будущем году должна получить ещё больше. Оптимизму способствует и сценарий экономического развития края: по оценке, объём валового регионального продукта в 2011-2012 годах прогнозируется с ростом на 3-4%. Значимую долю прироста ВРП обеспечат добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. А наибольшие поступления в бюджет ожидаются от налога на прибыль организаций (24,2% от всех собственных доходов), налога на доходы физических лиц (39,8%), акцизов (19,1%) и налога на имущество организаций (10,3%).

Зато сократятся безвозмездные поступления из федерального бюджета. Причин этому, как объяснила Светлана Доробалюк, несколько. Во-первых, федеральный центр вообще не планирует наращивать объём финансовой помощи регионам. Сумма, заложенная на эти цели в 2011 году, осталась на уровне 2010 года и не была даже проиндексирована. Во-вторых, сказался объединительный процесс. В результате Забайкальский край в будущем году получит из федерального бюджета чуть более 6 миллиардов рублей дотации на сбалансированность – на 2,3 миллиарда меньше, чем ранее. То есть размер помощи сократился почти на 30%, и дальше будет ещё хуже: до 2013 года поддержка уменьшится вдвое.

Для дотационного бюджета потеря столь значительной суммы – серьёзная проблема. Поэтому, по словам Светланы Доробалюк, краевой Минфин продолжает работать с федеральными коллегами, чтобы сохранить размер дотаций. В этом им, судя по недавним интервью, активно помогает сенатор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, который после утверждения его в должности заявил журналистам, что соответствующие договорённости по краевому бюджету уже достигнуты.

… и куда бы девать

Расходы на 2011 год составят 30 миллиардов 922 миллионов рублей. Это выше плановых назначений 2010 года на 11,5%, но ниже уровня ожидаемого исполнения бюджета 2010 года на 15,5%. Если смотреть в целом, то расходы уменьшились по всем направлениям приблизительно на 3%. Министр финансов поясняла, что край брал на себя только те расходы, которые счёл приоритетными. И это, прежде всего, своевременная выплата заработной платы и расчёты за ЖКХ, помощь муниципалитетам, выплата стипендий, пенсий, пособий. Соответственно, наибольший удельный вес в структуре расходов занимают образование – 26%, социальная политика – 19%, межбюджетные трансферты общего характера – 18,8%.

В проект заложено увеличение всех ежемесячных пособий с 1 января, оплаты труда сотрудников внутренних дел с 1 апреля 2011 года. С 1 июня возрастёт зарплата бюджетников, а с 1 сентября – стипендии учащихся профучилищ. Рост составит 6,5%. Но размер фонда оплаты труда увеличится на более серьёзную сумму, поскольку с 1 января 2011 года меняются тарифы страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования. И если в 2010 году работодатель должен был отчислять в эти фонды 26,2% от фонда оплаты труда, то теперь 34,2%. Понятно, что это серьёзная нагрузка не только на краевую казну, но и на всех предпринимателей, которые должны будут увеличить свои расходы по зарплате аж на 12%. Это будет особенно чувствительно в секторах с невысоким базовым уровнем рентабельности производства, не говоря уж о малом и среднем бизнесе.

Планируется финансирование 37 краевых целевых программ на сумму около 900 миллионов рублей. Общая же потребность в финансовых средствах на реализацию программных мероприятий в 2011 году составляет 4,7 миллиарда рублей. То есть край способен дать лишь около 19% от необходимого. В числе этих программ 13 новых, из которых наиболее насыщена деньгами «Чистая вода Забайкальского края» (2011–2014 годы) – на её реализацию должны в будущем году дать 30 миллионов рублей. Что не может не радовать, если вспомнить, сколько посёлков в крае не имеют даже открытых источников воды, и какое количество скважин завалено камнями. Среди этих же 13 программ – «Бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении детей первых трёх лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до шести лет» (2011–2014 годы). На неё потратят 25 миллионов рублей, если правительство соберётся её принять. Пока что, даже вбитая в финансирование, она до сих пор официально не существует.

Капитальные вложения планируются в размере 424 миллионов 269 тысяч рублей, что в три раза выше плановых назначений и на 22,6% ниже уровня исполнения бюджета 2010 года. В перечень объектов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета края, включено более 40 объектов. Тут тоже не без новинок. В числе прочего, в будущем году край должен дать деньги на социальный комплекс по воспитанию детей «Детская деревня» в городе Шилка и на физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в Аксёново-Зиловском. Кроме того, в перечень вошли четыре ранее начатых объекта, не включенные в план финансирования в 2010 году: пристройка к школе- интернату для слабослышащих детей и пристройка к коррекционной школе-интернату в Чите, специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат на 12 классов в селе Верх-Хила Шилкинского района и дом-интернат для умственно отсталых детей в Петровск-Забайкальске.

В качестве «отрадных» расходов можно отметить повышение затрат на медицинское страхование неработающего населения. Это означает, что край, вложив больше собственных ресурсов, больше получит из федерального бюджета. Следовательно, больше денег окажется в забайкальских больницах и поликлиниках. Кроме того, на обеспечение жильём детей-сирот заложено 50 миллионов рублей, и, как сообщила министр финансов, эта сумма может ещё возрасти. Причина - на федеральном уровне планируется увеличить специальную субсидию на эти цели в 5,5 раза для того, чтобы решать проблему с бесквартирными сиротами масштабно на условиях софинансирования.

Ещё одна хорошая новость – новая субсидия из федерального бюджета в размере 238 миллионов 245 тысяч рублей. Это целевые средства, и пойдут они на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования краевого центра. А вот что будет с остальными дорогами, пока непонятно. Как и в 2010 году, федерация готова помогать региону только бюджетными кредитами, то есть деньгами возвратными, процентными и короткими.

Разрыв между доходами и расходами составил почти 1,3 миллиарда рублей со знаком минус. Объём государственного долга в 2011 году составит 4 миллиарда 756 миллионов рублей. Финансирование дефицита бюджета края, по словам Светланы Доробалюк, будет осуществляться за счет государственных заимствований. В качестве основного источника предусматривается привлечение кредитов: от банков 2,2 миллиарда рублей, от федерального бюджета 1 миллиард рублей.

В лучших традициях

Вся эта информация в разных вариациях повторялась и в комитетах, и на публичных слушаниях, которые оказались самыми скучными из всех доселе проведённых по такому поводу мероприятий. Может быть, всё дело в том, что на них отвели всего два часа. Может быть, были недостаточно подготовлены или слишком подготовлены выступавшие.

Председатель Ассоциации профсоюзов работников непроизводственных отраслей Забайкальского края Нина Окунева отметила, что повышение зарплаты бюджетникам хотя и предусмотрено, но всё же явно недостаточно. Ещё она отметила, что в крае совершенно не работает новая система оплаты труда, которая без дополнительных денег на стимулирующие надбавки превращается в профанацию. Ничего, то есть, нового. Судя по всему, и результат будет тем же, что и каждый год - профсоюзы предпочтут не слышать.

Председатель Читинской городской думы Александр Зенков посетовал, что городу не дают всех денег, которые необходимы на исполнение полномочий. Заявление это в духе «на них шитья пойдёт аршин - где деньги, Зин?» можно уже произносить с трибуны как «вопрос первый, печальный» и ничего не добавлять. Потому что этот вопрос с момента организации местного самоуправления муниципалитеты по всей России задают регионам, регионы - федерации, и ответ всегда отдаёт шекспировской трагичностью. В том смысле, что дальше - тишина.

Выступление Марины Савватеевой, постоянного участника всех бюджетных слушаний и ныне председателя комиссии по развитию институтов гражданского общества, общественным инициативам и информационной политике Общественной палаты Забайкальского края, было также вполне предсказуемым. Она сказала, что расходы слишком малы и не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, и ничего не сказала о том, где взять доходов на эти реалии. Она предложила отложить принятие бюджета либо по каждому изменению документа проводить слушания. Она возмутилась, что в бюджете нет расходов на строительство детских садов, и не уточнила, имеет ли право край тратить на это деньги. Она рассказала, что в Чите не ремонтируются дома по 185-ФЗ, и не объяснила, при чём тут бюджет региона. И, конечно, Марину Савватееву очень расстроило, что на обсуждение и принятие проекта есть всего 20 дней, а не 30. «Говорить в таких условиях о каких-то реальных, грамотных поправках очень сложно», - отметила общественный деятель, и с ней можно всецело согласиться.

Что день грядущий нам готовит

Единственным выступлением, вызвавшим интерес собравшихся, оказался внеплановый доклад сенатора от Забайкальского края Константина Суркова. Он рассказал, в частности, о ближайших перспективах по изменению бюджетного и налогового законодательства. Он отметил, что бюджет страны сформирован как крайне напряжённый по доходам – раз, и дефицитный – два. Прогнозная цена на нефть составляет около 75-79 долларов за баррель, но риск её падения сохраняется. Между тем соотношение нефтегазовых и всех остальных доходов составляет 48% на 52%.

В связи с этим главной задачей оказывается наполняемость федерального бюджета. По словам Суркова, около трети прироста доходов в 2011-2013 годах планируется достичь за счет изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства. В частности, поступления от налога на добычу полезных ископаемых в результате индексации возрастёт с 47,5 миллиарда рублей до 136,2 миллиарда рублей. Для формирования дорожного фонда увеличат акциз на нефтепродукты. И если в 2010 году поступления по этой статье дохода составляли 84 миллиарда рублей, то к 2013 году это будет уже 140 миллиардов рублей. «Налог на добавленную стоимость в 2010 году планируется с увеличением на 21,5% в 2011 году, затем будет расти на 11-12% в год. НДС остается сложным и дорогим административным налогом и безусловно, нуждается в реформировании», - подчеркнул сенатор. Ожидается изменение ставок акцизов по подакцизным товарам (алкоголь, сигареты, автомобили, бензин, ювелирные изделия) – они вырастут более чем в два раза, затем на 20-30% в год.

Из слов сенатора следовало, что федерация намерена в ближайшие три года взимать твёрдой рукой. Что касается щедрости, то тут всё не так хорошо: объём межбюджетных трансфертов снизится до 88,6% к уровню 2010 года. Правда, потом помощь будет всё-таки расти – но, в основном, за счёт ежегодных индексаций пенсий, пособий и социальных выплат, а также в связи с ростом количества получателей этих выплат. «Надо учесть, что решение об увеличении зарплаты бюджетников на федеральном уровне заставит власти субъектов принимать аналогичные решения» - подчеркнул Константин Сурков. При этих его словах вспомнились высказывания всех о хронической нехватке денег на всё, и из этой мешанины всплыл, словно морское чудовище, тоскливый глобальный вопрос «На что?» Видимо, он будет актуален по всей стране, особенно в канун выборов. Как показывает практика, именно на этот период приходится большинство «решений на федеральном уровне».

Первый пошёл!

Дискуссия о главном финансовом законе на пленарном заседании заксобрания оригинальной в целом тоже не была. Лидер фракции коммунистов Сергей Сутурин спросил, почему бы не увеличить размер дефицита до 11-12% вместо 6,6% от размера собственных доходов. Тогда, мол, можно было бы дать гораздо больше денег на разные важные траты. В ответ министр финансов в который уже раз напомнила, что дефицит покрывается за счет заёмных средств, то есть на бюджет возлагается дополнительная нагрузка. Ведь надо будет деньги отдавать, да ещё и с процентами. «Я считаю, что нам не следует идти на наращивание долга Забайкальского края. По состоянию на 1 января только предварительный прогноз нашего долга более 4 миллиардов рублей – это очень серьёзная сумма», - отметила Светлана Доробалюк.

Цырендоржи Дамдинов поинтересовался, как обстоят дела с поддержкой инновационной деятельности в регионе. Министр ответила, что регион подключился, наконец, к реализации программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011–2014 годы)», на которую потратит в будущем году 2,5 миллиона рублей. Сохранено положение, по которому предприятия, которые будут этим инновационным развитием заниматься, имеют право на получение госгарантии для обеспечения кредитов.

Старейший депутат и коммунист Михаил Матафонов спрашивал, поддерживает ли правительство малый бизнес. Выяснилось, что поддерживает. В 2010 году на это закладывалось более 20 миллионов, в 2011 году – больше 38 миллионов рублей собственных средств. Участвует и федеральный центр, который в этом году дал на поддержку забайкальского малого бизнеса 100 миллионов рублей.

Но и на это традиционное обсуждение нашёлся свой неожиданный выступающий, которым стал Сергей Белоногов. Парламентарий напомнил собравшимся, что краю предстоит перевод бюджетных учреждений в автономные – вопрос очень интересный и почему-то до сих пор широко не обсуждавшийся. «То есть мы нагружаем население в части платных услуг?» - вопросил он, получив четкий ответ министра: «Нет. Не нагружаем». И тут в дискуссию вмешался губернатор края Равиль Гениатулин, который, во-первых, редко присутствует на заседаниях парламента, а во-вторых, редко выступает. Он разъяснил, что система автономных учреждений означает, что «мы будем оплачивать только оказанную услугу, в том числе через государственный заказ. Нет услуги – нет оплаты! Это не значит, что всё будет платное. Это значит, что мы уйдём от просто финансирования по смете. Работает койка – не работает койка, учат в школе – не учат, это вроде как неважно, отдай и отойди. Такого не должно быть». В ответ депутат тяжело вздохнул и задал свой неизменный вопрос: зачем увеличены расходы на государственное управление? Ему ответили, что рост на 15% - последствия всё того же увеличения отчислений в социальные фонды да ещё рост коммунальных и транспортных услуг.

При голосовании против проекта бюджета высказались четыре человека, все члены фракции КПРФ. Остальные проголосовали за. Теперь в документе уже вряд ли что изменится. Во-первых, депутаты уже давно отказались от практики согласительных комиссий, которые пытались вбивать желаемые расходы, несовместимые с размером доходов. Теперь профильный комитет просто разрабатывает постановление, в котором обозначает, на что в первоочередном порядке должны быть потрачены дополнительные средства, если они вдруг поступят. Практика показывает, что пользы от этого больше.

А во-вторых, реальность ведь тоже вряд ли трансформируется к декабрю.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления