«Первый квартал текущего года компания впервые за всю историю своего существования закончила с убытком в 16 млрд рублей», – сообщил президент РЖД Владимир Якунин. Он уточнил причину: заморозка тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. «Для вашего сведения: прибыль компании «Роснефть» на 50% выше планируемой по 2013 году», – отметил он. Владимир Якунин подсчитал и возможные издержки «Роснефти» от роста тарифов на перевозку – 3,8 млрд рублей при общей прибыли 550 млрд рублей в 2013 году.
При этом погрузка РЖД в первом квартале осталась на уровне 2013 года – 294 млн тонн. При этом выросли перевозки к портам Дальнего Востока – на 34% (всего перевозки к портам увеличились на 10%), пишет газета «Ведомости».
Правительство осенью прошлого года приняло решение заморозить тарифы на услуги монополий – в том числе и РЖД. Владимир Якунин тут же отреагировал, заявив, что компания получит по итогам 2014 года убыток в 60,1 млрд рублей, а недополученная выручка составит 93,2 млрд рублей. Кроме того, компании пришлось бы сократить 62 000 сотрудников.
РЖД предложила правительству компенсировать потери: поднять на 6% тариф на перевозку нефтеналивных грузов и направить в уставной капитал РЖД 30 млрд рублей из бюджета. Но против индексации тарифа выступили нефтяные компании – и РЖД получила только 26 млрд рублей на «капитальный ремонт инфраструктуры». В ноябре министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что РЖД может самостоятельно повышать и понижать тарифы в рамках тарифного коридора. Монополия хотела повысить тариф на перевозку угля на Дальний Восток на 12%, но отказалась от этой идеи. Вопрос же об индексации тарифов на нефть и нефтепродукты должен быть решен до конца первого квартала.