Бизнес Экономика Талоны на еду: призрак «совка» или реальная помощь?

Талоны на еду: призрак «совка» или реальная помощь?

Правительство страны решило поддержать малоимущих граждан, выдав им продуктовые карточки. Правда, получить их смогу не все, ведь программа продовольственной помощи будет действовать лишь в некоторых регионах, точный список которых пока не озвучивался. При этом успешно опробованная в мировой практике система в России почему-то обрела иной механизм реализации. Вот он-то и вызывает больше всего сомнений.

Безусловно, появление какого-либо механизма, призванного обеспечить полноценное и максимально сбалансированное питание для всех слоев населения, только приветствуется. И не важно, как именно он будет называться – талоны, продуктовые карточки или как-то иначе, – важна сама суть. Ведь согласно последнему докладу о продовольственной безопасности в стране, беднейшие семьи тратят почти половину своих доходов на еду, причем суточная калорийность их рациона говорит о регулярном недоедании: подобного питания явно недостаточно для нормальной жизни.

Говоря о предлагаемых сегодня мерах поддержки, многие проводят аналогию с карточками, которые были в обиходе в 80-х годах прошлого века. Такое сравнение в корне не верно, ведь тогда карточки появились из-за дефицита продуктов на прилавках магазинов, с их помощью производилось нормированное распределение. Парадокс тех лет заключался в том, что дефицит продовольствия наблюдался наряду с постоянно растущими объемами производства, которые в современной России пока не достигнуты. Сейчас подобного дефицита нет, есть низкие доходы у определенных групп населения, которые не позволяют им приобретать даже самые необходимые товары. И наши исследования показывают, что именно эти люди наиболее чувствительны к росту цен, который явно отразится на качестве и количестве приобретаемых продуктов.

«В 80-е годы причинами несбалансированности спроса и предложения были искусственно удерживаемые на низком уровне цены, которые были в три-четыре раза ниже издержек производства, а также роста доходов населения. То есть желание и возможность людей делать покупки были выше количества имеющегося в государственных магазинах товара».

В ближайшее время цены на продукты продолжат расти. Во-первых, из-за смены основных поставщиков в связи с введенными санкциями. Ранее мы ввозили продукцию по более низким ценам, теперь, если поставлять аналогичный товар нам будет, скажем, Бразилия или Аргентина, то цены однозначно вырастут. 10% всей потребляемой в стране курятины – привозная продукция. Половину импорта обеспечивали США, откуда мясо птицы ввозилось по цене $1,3 за килограмм – 45-50 рублей. Замена американской курицы бразильской приведет к тому, что килограмм будет стоить уже два с небольшим доллара.

Вторая причина – замена импортных поставщиков отечественными. Говоря о той же самой курице скажу, что в России в принципе не возможно найти курятину стоимостью 50 рублей за килограмм. Поэтому если вместо плохой, страшной замороженной птицы из США на рынок придет достойный отечественный продукт, то цена однозначно вырастет.

Третья причина – поведение самих производителей. Когда на рынке нет жесткой конкуренции, производители в условиях платежеспособного спроса будут поднимать цены. Способствует этому и большая концентрация производств. К сожалению, основная поддержка сельского хозяйства осуществляется не государством, а обычными покупателями, которые вынуждены платить зачастую более высокую цену за продукты, чем потребители в других странах.

«Сейчас есть компании-производители свинины или птицы, которые выпускают 12-14% всей продукции, произведенных в промышленных условиях. Только за пять последних недель цены на птицу повышались еженедельно на 0,6-1,4%».

К тому же, у нас довольно дорогое производство, в первую очередь из-за существенных затрат на основные статьи по выпуску продукции, которые не зависят от самих сельхозпроизводителей. В России предприниматели платят большие проценты за кредиты, для них чрезвычайно дорого оформить использование земли, им выкручивают руки поставщики электроэнергии, перекладывая на них затраты по доступу к электричеству. В нашей стране сельхозпроизводители вынуждены вносить полную плату за топливо для тракторов, тогда как для аграриев в других странах эта цена снижена.

Разговоры об освобождении от акцизов на топливо в нашей стране идут годами. В Казахстане в период посевной и уборочной компании продают топливо для сельского хозяйства на 30% дешевле, а в России еще идут обсуждения. Получается, что российские сельхозпроизводители даже на уровне казахстанских партнеров по таможенному союзу находятся в худших условиях. В итоге и большие издержки, и желание хорошо заработать, воспользовавшись сложившейся ситуацией, и замена более дешевой некачественной продукции на качественную напрямую отражается на ценниках в магазинах. Поэтому не удивительно, что государство решило разработать дополнительные способы поддержки для граждан с наименьшими доходами.

Аналогичная практика существует во многих странах мира, успешно применяется на протяжении многих лет. Так, например, в США малоимущим выдаются продовольственные талоны, с которыми они могут прийти в обычный супермаркет и рассчитаться ими на кассе за определенные группы товаров. После магазины обменивают данные талоны на настоящие деньги. Примечательно, что подобная программа продовольственной помощи в других странах, как правило, привязывается к поддержке отечественных сельхозпроизводителей. В случае с Россией меня, как всегда, смущает организация данной продовольственной поддержки. Да, правительство обещает определенные дотации для сельхозпроизводителей, однако дальше речь идет о создании каких-то специализированных магазинов, где люди смогут реализовать выданную им помощь, купив специально завезенные туда продукты российского производства по более низкой цене. Подобная схема никому не известна и ранее нигде не опробована, ведь в других странах люди могут отовариваться совершенно в любых торговых точках. В такой ситуации, думаю, могут возникнуть разные непредвиденные сложности и злоупотребления.

На мой взгляд, продовольственные карточки стоит вводить, но очень внимательно и аккуратно. Выдавать их нужно не отдельным людям, а нуждающимся семьям. Необходимо понимать, что у каждой семьи доход разный, а значит и объем помощи должен быть различным. Не нужно всех малоимущих обеспечивать продуктовыми талонами в равной степени. Думаю, если люди будут тратить выделенные им средства на покупку товаров только российского производства, то это однозначно расширит рынок отечественных производителей.

Наталья ШАГАЙДА, директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС при президенте РФ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления