Бизнес Финансовый «запой» Забайкалья

Финансовый «запой» Забайкалья

Финансовая политика минфина Забайкальского края стала напоминать поведение мужичка, который волей судеб угодил в запой. Собственные деньги кончились, так как расходы уже давно превысили доходы, а в долг никто не даёт.

Депутаты заксобрания Забайкалья 10 июня приняли очередные поправки в закон о бюджете региона на 2015 год, увеличив дефицит главного финансового документа края на 216 миллионов рублей или 6% - до чуть более 4 миллиардов рублей. На самом деле рост мог составить и 20%, так как безвозмездные поступления в бюджет сильно поубавились, но минфин края нашёл выход — продать неиспользуемое краевое имущество на общую сумму в 535,7 миллиона рублей. Однако, надёжность такого источника дохода вызвала сомнения не только у депутатов, но и у забайкальской контрольно-счётной палаты (КСП).

Согласно новым поправкам в бюджет, доходы края увеличиваются на 65,2 миллиона рублей и составят 42,7 миллиарда рублей, расходы - на 281,2 миллиона рублей, они будут равны 46,7 миллиарда рублей. Дефицит - более 4 миллиардов рублей, что не противоречит бюджетному законодательству, так как эта сумма не превышает 15% от объёма собственных доходов края.

Ради отпускных учителей

Основной причиной вносимых поправок министр финансов Андрей Кефер называет требование Минфина РФ, который только на этом условии готов перечислить Забайкалью вторую часть бюджетного кредита на сумму в 1,5 миллиарда рублей. По словам Кефера, эти деньги позволят «в полном объёме профинансировать выплату отпускных бюджетникам». Как ни странно, первая часть кредита ушла ровно на эти же цели, о чём на пресс-конференции 9 июня говорила спикер заксобрания Наталья Жданова. А в апреле, чтобы получить заветный первый транш, правительству края пришлось значительно сократить свои расходы и представить новый проект поправок в закон о бюджете, которые в итоге были приняты на апрельской сессии.

Что именно потребовал Минфин России от правительства края изменить в бюджете в этот раз, чтобы получить второй кусок кредита, на пленарном заседании так и не прозвучало. Но при изучении пояснительной записки к проекту закона становится очевидно, что большие изменение претерпели безвозмездные поступления в казну региона, то есть федеральные субсидии. По этому показателю в новой редакции закона край вышел в минус аж на 715,8 миллиона рублей. Вот и понадобилось краевому минфину искать способы увеличения неналоговых доходов региона. Часть денег решено было вернуть «за счёт компенсации по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» на общую сумму 228,2 миллиона рублей. Так, например, край решил вернуть себе средства, выделенные на пополнение фонда поддержки и развития агропромышленного комплекса Забайкалья — 52 миллиона рублей. Но львиная доля роста доходов пришлась как раз на продажу краевого имущества, не используемого по назначению. Таким образом, в общей сложности неналоговые доходы в новой редакции бюджета выросли на 764 миллиона рублей.

«Министр финансов выступил достаточно подробно, поэтому остановлюсь на ключевых моментах. Обращает на себя внимание достаточно существенная сумма прогнозируемых поступлений в бюджет края дополнительных неналоговых доходов — 764 миллиона рублей, из которых 536 миллионов рублей планируется получить от продажи краевого имущества. В утверждённом правительством края перечне имущества, находящихся в госсобственности края, которое планируется приватизировать в 2015-2017 годах, содержится только один объект, подлежащий приватизации в 2015 году. Это здание больницы и земля по адресу Амурская, 20 (бывшая инфекционная больница — А.С.). На момент подготовки заключения КСП на законопроект изменения в данный перечень не внесены, обоснования планируемых поступлений в сумме 536 миллионов рублей не представлено. То есть существуют определённые риски по данному источнику доходов. Необходимо тщательно проработать возможность продажи на такую сумму перечня краевого имущества исходя из реалий», - подчеркнула руководитель краевой КСП Светлана Доробалюк, комментируя проект закона.

Спикеру заксобрания Наталье Ждановой на предваряющей июньскую сессию пресс-конференции журналисты тоже задали подобный вопрос: «А что именно край будет продавать?». Председатель краевого парламента заверила, что таких подробностей не знает, но при этом региональный департамент имущества и земельных отношений, по её информации, готовит некий план.

«Это непростая тема, но она нужна. Департаменту поставлена конкретная задача такой план очень тщательно проработать и завершить его к сентябрю. Какие объекты, к сожалению назвать не могу, но знаю, что их большое количество, и такая серьёзная инвентаризация имущества происходит сейчас», - отметила Жданова.

Риск, серьёзный риск

После того как министр финансов, представлявший законопроект о бюджете, выдержал град вопросов от депутатов, касавшихся, к слову, преимущественно отпускных выплат бюджетникам и проблем сельского хозяйства, а не актуальнейшего вопроса о ничем не подкреплённом источнике дохода краевого бюджета, слово взял председатель профильного комитета Владимир Хорохордин. Он предложил законопроект принимать, причём сразу в двух чтениях - об этом попросил губернатор. Но при этом Хорохордин поставил условие.

«Комитет предлагает поручить правительству Забайкальского края в срок до 1 сентября 2015 года представить в заксобрание края информацию о выполнении прогнозного плана о приватизации государственного имущества края по состоянию на 31 августа и об ожидаемом поступлении в бюджет края в 2015 году доходов от реализации имущества, находящегося в собственности края», - отчеканил Хорохордин.

Депутат-коммунист Николай Мерзликин был ещё более категоричен в своих высказываниях. Он обратил внимание коллег на замечание КСП, которое, как будто, никто и не хотел услышать.

«Это риск, и риск очень серьёзный. В целом какая складывается ситуация по бюджету с учётом ещё и этих не вполне обеспеченных финансовых ресурсов? У нас 1,5 миллиарда рублей - ценные бумаги (в 2014 году правительство края утвердило эмиссию государственных облигаций Забайкальского края, то есть выпуск их в обращение, чтобы покрыть часть растущего дефицита бюджета — А.С.) , 1 миллиард — у нас коммерческие кредиты, как минимум 3 миллиарда рублей мы недополучим собственных налоговых доходов. И вот ещё нам 0,5 миллиарда предлагают за имущество. Итого 6 миллиардов. Это что за бюджет? Нет у нас бюджета на самом деле», - возмутился Мерзликин.

По его словам, всё это ведёт не к оптимизации, о чём говорит правительство, а к ликвидации бюджетной сферы: «На этом фоне мы в 2014 году 0,5 миллиарда истратили на развлекательные мероприятия, в этом году у нас опять «Зарница». Эти деньги гораздо лучше можно использовать, эффективнее - хотя бы на софинансирование по программам того же сельского хозяйства. В конце концов, правительство - это всё-таки не продюсерский центр по организации развлекательных мероприятий. Поэтому нужно прекратить эти траты, которые не относятся к первоочередным».

Такую реплику председатель профильного комитета не мог не прокомментировать.

«Бесконечно долго можно критиковать существующий бюджет края, на это, наверное, есть объективные причины. Но мы все чётко услышали от министра финансов. Не приводя данные нашего бюджета к тем нормативам, которые требует Минфин России, мы уже сегодня не получим вторую часть бюджетного кредита, который нам обещан из Москвы, и уже завтра у нас будут проблемы в социальной сфере. Я уверен, что все или большинство сидящих в зале депутатов это понимают. Думаю, все здраво оценивают и ситуацию в целом в стране», - подытожил дискуссию Хорохордин.

Возможно, он был более убедителен, чем его оппонент, потому что поправки в бюджет депутаты приняли большинством голосов.

***

Ну, а как по мне, финансовая политика минфина Забайкальского края стала напоминать поведение мужичка, который волей судеб угодил в запой. Собственные деньги кончились, так как расходы уже давно превысили доходы, в долг никто не даёт, потому что в прошлом году он занял гигантскую сумму, а уже в этом либо кредиторы не соглашаются дать денег, либо процент не устраивает берущего. Теперь вот и вещи приходится продавать, чтобы хоть как-то выжить, но при этом не забыть пофестивалить. Кстати, а нужны ли кому-нибудь эти вещи? К сожалению, это совсем несмешно. Впереди ещё целых полгода и неизвестно, что ещё потребует федеральный Минфин или по какой ещё статье доходов бюджета выйдет осечка. И где тогда взять ещё денег на продолжение банкета — оставляю вопрос открытым.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления