Бизнес Бюджет из дыр и надежд

Бюджет из дыр и надежд

А на самом деле — судорожно думаем, где найти недостающую сумму. И времени до конца года всё меньше, скоро уже бюджет принимать.

Проект главного финансового документа, по которому краю предстоит прожить ровно один предстоящий год, а не три, как было до сих пор, первый раз был рассмотрен 26 ноября на расширенном заседании комитета по бюджетной и налоговой политике регионального заксобрания. Проект защищали министр финансов Андрей Кефер и первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов. Понятно, что это не окончательный вариант бюджета 2016 года, и ещё будет немало правок. Но общая концепция уже прослеживается, вынуждая закрыть ладонью лицо и обречённо мотать головой.

Мнимый дефицит

Объём доходов бюджета по прогнозу краевого минфина в 2016 году составит 37 миллиардов рублей. Это на 3,4 миллиарда меньше, чем в первоначальном варианте закона о бюджете 2015 года. Объясняется тем, что налоговые и неналоговые доходы края сокращаются на 1,5 миллиарда рублей, да ещё и Москва урезала финансирование почти на 2 миллиарда.

Расходная часть бюджета будет равна 37,4 миллиарда рублей. Дефицит всего 460 миллионов, то есть почти в 11,5 раза меньше, чем изначально планировалось на 2015 год. Но это вовсе не значит, что краевой минфин разработал некую гениальную схему, чтобы уменьшить дефицит. На самом деле к 2016 году Забайкалье подошло с таким огромным госдолгом, что он практически сравнялся с собственными доходами региона, которые на будущий год намечены в размере 24,3 миллиарда рублей. До полного сходства остались считаные проценты, и вот это разница — 460 миллионов — это и есть сумма дефицита, которую мог показать в проекте бюджета край, написать цифру больше просто не позволяет Бюджетный кодекс. Реальная же нехватка денег на полноценное существование региональным правительством оценивается в 14 миллиардов рублей.

«Исходя из возможностей краевого бюджета, мы в очень умеренном варианте предусмотрели расходы на оплату труда и начисления, публичные нормативные обязательства, на социальные выплаты, взносы на обязательное медицинское страхование за неработающее население, субвенции муниципальным образованиям края, коммунальные услуги, аренду, уплату налогов и содержание казённых учреждений. И если следовать логике 2015 года, то формально эти расходы запланированы на 8 месяцев», - уведомил депутатов глава минфина Кефер.

Однако министр поспешил заверить, что неприкрытая деньгами треть года не так уж и страшна, ведь с 2016-го бюджет будет исполняться в так называемом программном формате. То есть главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) — министерствам, муниципалитетам - будут выделяться деньги на госпрограммы, а они будут иметь право самостоятельно перераспределить расходы «в рамках тех приоритетов, которые они сами себе поставят». Кефер подчеркнул, что тем самым значительно увеличиваются полномочия главных распорядителей, а также, на его взгляд, увеличивается их ответственность за принятые решения. Иными словами, денег мы вам дадим меньше чем обычно, а вы уже думайте сами, мы с вас потом спросим, ежели что пойдёт не так.

Несогласные

Но, как показало обсуждение, не каждый вопрос ГРБС сможет решить самостоятельно. Ярчайший тому пример - ситуация с перечислением денег в Москву за неработающее население. Схема такова, что регионы обязаны до 20 числа текущего месяца отправлять в федеральный центр энную сумму денег, чтобы обратно получить те же деньги и плюс полмиллиарда рублей. Так и формируется фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) на месяц. Схема достаточно понятная и прозрачная, но в 2015 году власти Забайкалья не согласились с тем, что по данным Пенсионного фонда в крае числится 747 тысяч человек неработающего населения, и сослались на данные налоговой, которая говорит, что в регионе к этой категории относятся всего 608 тысяч граждан. Поэтому в бюджет 2015-го решено заложить денег меньше, на что федерация дала чётко понять — не прокатит. Доводы о несоответствии статистических данных края были отвергнуты и теперь нам не хватает 842 миллиона рублей, чтобы система ОМС до конца года работала без перебоев.

С 2016 годом ситуация ещё хуже. Оплата за неработающее население в бюджете заложена в сумме 4,5 миллиарда рублей, а реальная потребность — 6,8 миллиарда. По словам руководителя территориального фонда ОМС Алексея Бутыльского, по новому постановлению правительства РФ, которое вышло 21 сентября 2015 года, если край не предусмотрит реальную сумму, то в январе денег вообще не получит. «Как мы тогда будем выходить из этого положения с учётом того, что и в декабре у нас нет денег для взноса за неработающее население? Получается, мы два месяца как бы пролетаем», - обратился Бутыльский к представителям правительства края.

По текущему году первый вице-премьер Алексей Шеметов, хоть и неубедительно, но пообещал, что деньги будут найдены за счёт «перераспределения лимитов», но только почему-то на ноябрь. Про декабрь пока речи не идёт. Что касается 2016 года, то Шеметов поспешил успокоить, что, мол, в 2015 год край входил «с чётко понимаемым дефицитом» по оплате за неработающее население и «путём последовательной и кропотливой работы» смог «максимально компенсировать этот разрыв». В ответ на это председатель профильного комитета заксобрания Владимир Хорохордин подчеркнул, что теперь ситуация совсем иная: «Модель может такая же - мы входим с дефицитом, но, как сказал Алексей Бутыльский, и министр финансов это подтвердил, если в бюджете 2016 года не будет того, что нужно, то мы в принципе не получим финансирования, поэтому тут ситуация принципиально другая и отличается от 2015 года кардинально».

Успокоить депутатов попытался министр финансов Кефер.

«Мы с коллегами оценивали степень риска. На уровне Совета Федерации и Госдумы ведутся серьёзные и жаркие дебаты по поводу передачи финансирования здравоохранения на федеральный уровень в полном объёме. И мы знаем, что с соответствующей инициативой депутаты уже выступают, поэтому мы заняли такую выжидательную позицию. Посмотрим, как будут развиваться события. При этом мы понимаем, что если никаких подвижек на уровне федерации в части решения этого вопроса не будет, то нам надо будет перераспределять ресурсы и добавлять на ОМС для того, чтобы мы банально получили финансирование в январе 2016 года», - неуверенно утешил Кефер.

В общем, ждём. А на самом деле — судорожно думаем, где найти недостающую сумму. И времени до конца года всё меньше, скоро уже бюджет принимать.

Долг платежом красен

Подобных дыр в проекте бюджета хоть отбавляй. Финансирование сокращается практически по всем направлениям, о повышении зарплат бюджетникам в такой ситуации думать и не приходится. Финансирование аграрного сектора уменьшается почти в два раза, обещание губернатора Константина Ильковского о выделении Краевой больнице №4 Краснокаменска 40 миллионов рублей игнорируется, денег на компенсацию льготного проезда на общественном транспорте в Забайкалье запланировано недостаточно, что приведёт к дальнейшему росту долгов перед перевозчиками. И это только часть тех опасений, которые озвучили депутаты на заседании. У краевой прокуратуры список замечаний насчитывает 10 пунктов. Среди них и нехватка денег на жильё для детей-сирот, и заложенные копейки на профилактику инфекционных заболеваний.

К тому же краевые власти всерьёз планируют начать отдавать долги. В 2016 году, по словам Алексея Шеметова, регион вернёт банкам и федеральному центру около 11 миллиардов коммерческих и бюджетных кредитов. Это немногим меньше половины всего госдолга Забайкалья, обслуживание которого — уплата процентов по кредитам — в 2016 году обойдётся в 2,5 миллиарда рублей.

Первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов уверен, что столь сложная ситуация с бюджетом Забайкалья на 2016 год сложилась, в том числе, из-за федерального центра, который «навалил» на регион непосильные расходные обязательства, а финансирование год от года урезает.

«Если взять сопоставимые субъекты по количеству проживающих, по территории, мы видим, что мы находимся в самых неравных условиях, а есть субъекты с меньшим количеством проживающих, которые получают в разы больший объём финансовой поддержки», - посетовал Шеметов.

В ответ на просьбу Владимира Хорохордина предоставить план, как правительство будет действовать в такой сложной ситуации, Алексей Шеметов ответил достаточно резко: «Коллеги, вот не обижайтесь, но депутаты - это же не только те, которые контролируют и распределяют, утверждают. Это ровно те же люди, которые вместе с органами исполнительной власти должны работать на благо региона. Потому я вам говорю, это должен быть не только план действия органов исполнительной власти и правительства, это в том числе и ваш, Владимир Николаевич (Хорохордин — авт.), должен быть план, как мы будем совместно работать с Госдумой, Советом Федерации. У вас тоже достаточно полномочий, чтобы греметь в набат, чтобы бюджетная проблема края решалась».

Тем не менее предложение по поводу подготовки плана Шеметовым было принято.

***

На заседании профильного комитета депутаты не приняли никакого решения о том, рекомендовать проект закона о бюджете на 2016 год к принятию или нет — это было только ознакомительное мероприятие. Решение же будет приниматься 7 декабря на очередном заседании, на 3 декабря назначены публичные слушания. За это время депутатам всех комитетов заксобрания Владимир Хорохордин предложил вносить свои предложения, но, повторюсь, общая концепция ясна и она неутешительна. Мы же будем следить за тем, в каком виде документ дойдёт до второго — окончательного чтения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления