Бизнес Про туризм в Забайкалье знают только в Забайкалье

Про туризм в Забайкалье знают только в Забайкалье

Поезд с 150 туристами из Китая отправился в путешествие по городам Сибири 4 июля, и Чита первая встречает гостей на их маршруте. Насколько готова глубинка к въездному туризму и как в Москве относятся к нему...

Член экспертных советов по туризму Госдумы и Совета Федерации Светлана Ануфриенко прибыла в Забайкальский край посмотреть, как реализуется международный туристический проект «Великий чайный путь». Поезд с 150 туристами из Китая отправился в путешествие по городам Сибири 4 июля, и Чита первая встречает гостей на их маршруте. Насколько готова глубинка к въездному туризму и как в Москве относятся к нему, Светлана Ануфриенко рассказала «Чита.Ру».

- Насколько сейчас интересно путешествовать по стране и есть ли у государства заинтересованность в локальном туризме?

- Вся туристическая практика как раз реализуется на земле – в регионах, а в федеральном центре только проходят совещания. В стране есть немало субъектов, где отсутствует, например, морской отдых, но зато преобладает познавательный, событийный, гастрономический туризм. Как правило, удобно, чтобы турист, в том числе и китайский, посещал сразу несколько регионов, объединённых одной тематикой. К примеру, в Забайкалье интересен «Великий чайный путь». Есть «красный туризм» – маршруты по местам советской истории. Проект набирает популярность, многие регионы говорят, что у них есть подобная тематика, и хотят присоединиться. Это сделала уже Пермь, Самара, Новосибирск, есть маршруты в Москве и Санкт-Петербурге, по идее, его может организовать и Забайкальский край. Но надо понимать, что успех маршрута заключается не только в ностальгии или стремлении показать молодому поколению, как жили несколько десятков лет назад, а в развитии инфраструктуры для хорошего отдыха. Потребитель сегодня уже насыщен курортами за границей, знает, какой сервис должен быть. Турист в условиях санкций выбирает, куда поехать отдыхать, и если выбор попадает на города России, то им нужно соответствовать всем стандартам качества. Регионам важно не только привлечь, но и удержать посетителей.

- Готовы ли субъекты к такому потоку туристов, на ваш взгляд?

- Те, кто принципиально сделали ставку на туризм, да. Всё идёт от системы управления, начиная от федерального уровня, заканчивая региональным. На федеральном уровне туризм не воспринимается как отрасль экономики, на него смотрят как на сегмент социальной политики. Но туризм – это не вложение «в никуда» на поддержание слоёв населения или выплаты пенсий, это вложение в отрасль, бизнес. К сожалению, оптимизация затрат привела к урезанию именно федеральной целевой программы (ФЦП) по туризму, каждый год примерно на 10%. То есть с момента её реализации объёмы финансирования сократились уже в пять раз – а это существенно. Страдает строительство всей сопутствующей инфраструктуры: бизнес не может строить, потому что, например, не получается подвести канализацию, а на это дают деньги из ФЦП, которую урезали. Круг замыкается.

- А если спуститься на региональный уровень, там как смотрят на туризм?

- В регионах бывает схожая ситуация. Например, в каком-нибудь субъекте туризм относится к сфере культуры. Министр совершенно замечательный человек, но в отрасли туризма не понимает ничего. Ему кажется, что сейчас он проведёт фестиваль искусств, приедут музыканты, слушатели, и тут же начнётся настоящий туризм. Но это всего-навсего хорошее событие, не более. Потом всплывает, что не хватает ресторанов или гостиниц, а это уже забота местного предпринимательства. За них ничего не нужно делать, их стоит только поддержать и простимулировать. Увы, многие бизнесмены не видят выгоды и условий для того, чтобы занять соответствующую нишу, не доверяют властям.

Очень важно, как построены программы поддержки предпринимательства. И если власть сама не делает ставку на туризм, он не начнёт развиваться просто так.

- Если делать ставку только на туризм, в запустение уйдут другие, не менее важные сферы. Как быть в условиях дефицитного бюджета?

- Понятно, что от губернатора постоянно требуют поддерживать социальные показатели в регионе на нормальном уровне. Но нельзя же устоять на одной ноге. Так и тут – не нужно принципиально делать ставку на что-то одно. Хороший пример показал Алтай. Они сами говорят, что туризм стал развиваться только тогда, когда его вывели из сектора социального в экономический. Таким образом, туризм выглядит как отрасль, которая должна и себя кормить, и прибыль приносить. Он должен быть кормилицей, а не нахлебницей, которой не достанется ничего, если в бюджете мало денег. Ведь никто же не будет урезать финансы в здравоохранении, и пострадает в первую очередь не жизненно важная отрасль.

- Регионам, которые не делали ставку на туризм раньше, сейчас уже поздно начинать?

- Конечно, нет. Как здесь может быть рано или поздно начинать? Если субъект принимает решение, он и сам начинает поиск возможностей.

— Проблема в том, что у него нет поддержки из федерального бюджета.

— Федеральное финансирование очень важно, но многое зависит и от самих региональных властей и от бизнеса. Вот для примера мы только приехали из китайского приграничного с Забайкальем города Маньчжурия. Там есть парк с огромными матрёшками, и открывались новые площадки. Всё это построил частный бизнес. Дело в том, что в Китае выстроены хорошие условия для предпринимательства, что-то подобное нашему механизму государственно-частного партнёрства (ГЧП). Только у нас об этом активно говорят, но дальше лозунгов слабо заходит. А в Китае всё рассчитано на частника. И думаю, это правильная схема.

Причем в структуре ВВП Китая на долю туризма приходиться 15%, при среднемировой - 10%, и российской – 1,5%!

— Почему так происходит?

Наша федеральная целевая программа по развитию туризма выстроена на принципах развития государственно-частного партнерства. Ее средства направляются на строительство обеспечивающей инфраструктуры в регионах, без которой частный инвестор не возьмется строить туристские объекты. И это верно. При этом должно предусматриваться софинансирование поектов от региона и бизнеса. Кстати, даже в условиях урезания федеральных средств данная программа на практике остается эффективнее других, привлекая на каждый рубль, выделенный из федерального бюджета, 3,6 рублей внебюджетных инвестиционных вложений.

Но для коммерческих организаций много причин, чтобы подумать, стоит ли вкладывать в российскую туриндустрию. Инвесторы боятся, вложив средства, потом их не вернуть, нуждаются в гарантиях, страдают от многочисленных согласований и административных барьеров. Одновременно пугаются ярко выраженной сезонности в туристском спросе.

Хотя в мировой практике по поводу сглаживания сезонности есть масса удачных решений, которыми стоило бы воспользоваться.

- Получается, что работающих инструментов для развития у субъекта не так уж и много – инвесторы или федеральные программы. Как показывает практика, ни то, ни другое сейчас не работает. На что ещё можно делать упор?

— Я уже говорила, что сейчас удобно затрагивать в путешествии сразу несколько регионов, объединённых одной темой. Но когда встаёт вопрос о продвижении продукта на внешний рынок, ни один субъект не берёт на себя ответственность. Кому хочется тратить свои деньги, чтобы рекламировать другие регионы и платить за всех? Да это регионам и не положено, нецелевое финансирование получается. Есть такая форма — ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Такие сейчас существуют на уровнях первых лиц регионов, которые становятся учредителями, в рамках федеральных округов. Например, «Сибирское соглашение», ассоциация Центрального федерального округа, но в них представлено много отраслей, и сфера туризма становится одной из многих.. Идея создания объединения регионов только по туризму и не зависимо от федеральных округов сегодня очень востребована. И такая работа ведется.. Если у субъектов есть желание, почему бы не объединиться? - Это поможет продвижению и реализации межрегиональных туристских проектов, привлечению в них федерального финансирования, работе с туроператорами, инвесторами и так далее.

- Возвращаясь к проекту «Великий чайный путь» - мы как раз являемся его организаторами, но, кажется, сил для этого едва хватает. Что нужно делать Забайкалью, чтобы удержаться на плаву? Ждать поддержки или самим поднимать туризм?

- Всё, что от Урала и до него – разные миры. Отсюда информация до Москвы не доходит, я как потенциальный турист не знаю о Забайкалье ничего. Никто не рассказывал мне, не делился впечатлениями о поездках сюда, поэтому даже в голову не приходило бы поехать, скажем, в отпуск. Кажется, что это очень дорого, далеко и встретят ли вообще?

Нужно вносить больше информации. Тут есть и природа красивая, и масштабы, и исторические объекты, но почему-то на федеральном рынке туруслуг из этого не представлено ничего.

Центральная часть России с точки зрения инфраструктуры, более адаптирована под такие переезды на автомобиле. Из Забайкальска до Читы и обратно мы проехали на машине и столкнулись с тем, что в кафе пусть и неплохая кухня, но совершенно нет сервиса. Условий, к которым привыкли цивилизованные люди, отсутствуют. Избалованный заграничным отдыхом турист никогда не пойдёт в туалет на улице, а значит, не заплатит денег за такой отдых в принципе. Поэтому это большая проблема, но на самом деле её не так уж и сложно решить. Понятно, что из федерального бюджета всего не сделаешь, власть может только продвигать, поэтому очень важно привлечь инвестора.

А бизнес опаслив, сам может и не пойти на контакт. Поэтому власти должны идти навстречу, не бояться брать опыт других стран. Зачем изобретать велосипед? Тем более массовый туризм – бюджетный, а не класса люкс. Опять же посмотрите на Китай – облегчённый, искусственный мало затратный материал, новые технологии, быстрое строительство. Оно эффектно смотрится, отвечает запросам путешествующих, привлекательно и недорого.

- Отстаёт Забайкалье в вопросе туристического развития или имеет потенциал?

- Мы встречались с министром внешнеэкономических связей Забайкальского края Баиром Галсановым. Есть понимание, как нужно двигаться, скажу честно, что такой прогрессивный взгляд не везде приходилось видеть. Но я не знаю, насколько давно этот взгляд появился. Пока туризм зависит от губернатора – он определяет всё, начиная от распределения финансов, заканчивая формированием структуры власти. Вряд ли здесь можно дать универсальный рецепт в развитии, наверное, опираясь и на связь с другими регионами, и на ЧГП, и на внутреннее уважительное отношение к туризму, можно получить результат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления