Бизнес Забайкалье отстегнули от развития Дальнего Востока

Забайкалье отстегнули от развития Дальнего Востока

Графу расходов на развитие Байкальского региона в новой госпрограмме правительство оставило девственно чистой и не постеснялось.

Правительство России 15 августа утвердило новую программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Цели стали менее размытыми, миллиарды господдержки сохранились - всё вроде хорошо. Вот только Байкальский регион остался, по большей части, лишь в названии госпрограммы. Федеральному правительству было настолько всё равно, что таблицу с расходами на развитие Байкальского региона оставили девственно чистой и не постеснялись.

Новая редакция государственной программы уже не первая. Правительство внесло поправки уже через год после её принятия - в апреле 2014-го. В последнее время государственная политика на Дальнем Востоке сделала крутейший поворот в современной истории: появился закон о территориях опережающего развития, Владивосток получил статус свободного порта, без оглядки на Японию была принята программа развития Курильских островов, вышел закон о «дальневосточном гектаре», в конце концов. Изменения были учтены правительством в новой редакции госпрограммы развития, а на Байкальский регион просто забили.

Географически, Байкальский регион - это три района Иркутской области, четыре района Забайкальского края и Республика Бурятия целиком. Всем трём упомянутым субъектам РФ не посчастливилось стать частью Дальневосточного федерального округа, но все три претендуют на преференции для отдалённых районов страны. Сенаторы и депутаты от Забайкалья, Бурятии и Иркутской области составляют в парламенте так называемую «байкальскую группу», которая лоббировала вхождение региона в госпрограмму и безуспешно пыталась добиться его включения в закон о ТОРах.

В новой редакции упоминания Байкальского региона выглядят рудиментами. «Ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона» - это цели, обозначенные в варианте 2014 года. В версии 2016-го регион упоминается только в одной из двух целей - о повышении уровня социально-экономического развития, обеспечивать потребности в трудовых ресурсах и удерживать население правительство планирует только на Дальнем Востоке.

Задачи обновлённой госпрограммы стали шире. Первая - формирование ТОРов на Дальнем Востоке, вторая и третья - привлечение инвесторов и в ДВФО, и в Байкальский регион, четвёртая - правовое обеспечение развития только Дальнего Востока, пятая - развитие транспортной инфраструктуры всего макрорегиона и шестая - о Курильских островах. В предыдущей редакции почти все задачи были о транспорте: улучшение дорог, портов, реконструкция аэропортов - теперь всё собрано в одном пункте.

Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы привели к одинаковой для каждого года сумме - 46,65 миллиардам рублей: до 2016 года они варьировались от 26 до 77 миллиардов. При этом запланированный объём господдержки с 2014 по 2020 год снизился на 65 миллиардов рублей, а всего до 2025 года правительство планирует выделить на программу 511 миллиардов.

Но не стоит обольщаться полумиллиарду рублей - сколько придёт в Забайкалье, из программы непонятно. Паспорт подпрограммы «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» безобразно неинформативен: объём финансирования её реализации «не предусмотрен», и поэтому непонятно, как правительство собирается «создать современные конкурентоспособные производства» в прибайкальских субъектах федерации.

В предусматривающей 145 миллиардов подпрограмме «об обеспечении реализации госпрограммы» Байкальский регион упомянут только в названии. Внедрение новых подходов к опережающему развитию, улучшение координации органов власти при работе с целевыми и инвестиционными программами - всё только в отношении Дальневосточного федерального округа. В предыдущей версии документа такого жёсткого разделения между Дальним Востоком и Байкальским регионом не было.

Единственная подпрограмма, по которой Забайкалье, вероятно, получит финансирование - «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Она предполагает реконструкцию автодорог «на всей территории макрорегиона» и строительство дополнительных главных путей и разъездов на Байкало-Амурской магистрали. Общая сумма ассигнований на программу - 161 миллиард рублей, из которых 16 миллиардов — из бюджетов субъектов РФ.

Новоширокая

Несерьёзность планов правительства в отношении Байкальского региона ясно видна по единственной точной цифре, указанной в госпрограмме - количеству новых рабочих мест. В Забайкальском крае, Республике Бурятии и Иркутской области их планируется создать 2,63 тысячи. Для сравнения, в одном только Владивостоке рабочих мест должно стать 74,8 тысячи.

Федеральное правительство к 2025 году ожидает от реализации программы 1730 миллиардов рублей инвестиций, преодоление проблемы оттока населения, создание 103 тысяч рабочих мест, рост транспортных перевозок и улучшение связей Дальнего Востока с центром страны. Зачем в новой версии упомянут Байкальский регион, если авторы программы всё равно не уделили ему внимания, - не ясно.

В июле, после неаккуратного заявления депутата Николая Говорина, что в администрации президента рассматривают возможность включить Забайкалье и Бурятию в ДВФО, казалось, эта перспектива - последний шанс вклиниться в поток федеральных дотаций. Федеральные эксперты со скепсисом отнеслись к возможности перетасовок в округах: с одной стороны, новые регионы высосали бы из Дальнего Востока часть денег - и это плохо, а с другой сама идея - просто чушь. Но, если в августе правительство утвердило госпрограмму без внимания к Прибайкалью, значит, о присоединении Забайкалья и Бурятии к Дальнему Востоку власти не думали всерьёз. До 2025 года мы остаёмся сами по себе.

Андрей Кефер, министр финансов Забайкальского края с января 2013-го по июль 2016 года:

«Программа была предметом нашего с министерством экономического развития постоянного обсуждения с Минвостокразвития РФ, именно - вхождение Забайкальского края как полноценного представителя программы. Работа была серьёзная. Если программа утверждена правительством (в текущем виде - ред.), можно сделать вывод, что поставленные нами цели не достигнуты. Мы и раньше присутствовали там поверхностно, практически как статисты в названии.

Как бы ни относились к господину Ильковскому, Константин Константинович в бытность губернатором не только наипристальнейшее внимание этой программе уделял, но и говорил, что мы должны формировать федеральную повестку в части нашего представительства в этой программе. Знаю, что Наталья Николаевна эту эстафету подхватывала, ставила те же задачи Сергею Новиченко (вице-премьер, врио министра экономического развития - ред.). О качестве исполнения могу только гадать, но судя по текущей информации, видимо, нужных результатов мы не достигли.

Что это будет значить для края? Ответ закономерный: ничего хорошего. Отсутствие финансирования - вот и всё».

Комментарий министерства экономического развития о влиянии утверждённой программы на жизнь Забайкальского края на момент публикации получить не удалось.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления