Бизнес Без обязательств

Без обязательств

С точки зрения цифр федерация может не видеть патологии, но с точки зрения качества жизни она очевидна.

Минфин окончательно разобрался с исполнением бюджета 2016 года. В первом чтении забайкальские парламентарии утвердили годовой отчёт. Что нужно знать о главном финансовом документе региона - в тексте ИА «Чита.Ру».

Власти региона в 2016 году предприняли попытку резкого снижения расходов по сравнению с 2015-м. В консолидированном бюджете, куда включены бюджеты муниципальных образований без учёта трансфертов из краевого и федерального, снижение составило 7,3% или 4,36 миллиона рублей, или 55,4 миллиарда рублей к 59,7 миллиарда. Происходило это в условиях рекордно низкой инфляции на уровне 5,4%. В 2017 году ЦБ и Минэкономразвития прогнозируют инфляцию на уровне 4%.

Доходы консолидированного бюджета выросли на 4,5% или 2,3 миллиарда рублей - до 55,5 миллиарда. По сравнению с доходами предыдущих лет динамика незначительная - так, в 2013 году объёмы составляли почти 52,4 миллиарда рублей, после был спад в 2014-м до 49,4 миллиарда, а затем, в 2015 году - рост до 53,1 миллиарда. Самый высокий показатель роста был зафиксирован в 2013 году - плюс 10% по сравнению с предыдущим периодом. Динамика доходов консолидированного бюджета края положительная, а среднее значение - около 4,1%.

Исполнить консолидированный бюджет 2016 года удалось с профицитом в 166,9 миллиона рублей за счёт остатков неисполненных целевых средств. При этом объём госдолга составил 26,5 миллиарда рублей, что фактически составляет 50% доходов и консолидированного, и чисто краевого бюджета. Муниципальный долг достиг 1,3 миллиарда рублей, а кредиторская задолженность - 8,5 миллиарда рублей. Среди регионов Сибирского федерального округа (СФО) Забайкальский край занимает 6-ю строчку темпам роста доходов консолидированного бюджета - в 2016 году они составили 112,9%.

Краевой бюджет без учёта бюджетов муниципальных образований, но с учётом трансфертов, по расходам был исполнен в 46,5 миллиарда рублей, по доходам - 46,6 миллиарда (конечные цифры исполнения бюджета по доходам оказались ниже утверждённых первоначально на уровне 47,3 миллиарда рублей), и с профицитом в 91,6 миллиона рублей. Сам финансовый документ формировался на 8 месяцев и в итоге пересматривался семь раз. По сравнению с 2015 годом доходы бюджета выросли на 5,3%, а вот расходы резко сократились - если в консолидированном показатель составил минус 7,3%, то в краевом - минус 8,2%. При этом доходы бюджета 2017 года пока определены на уровне 46,3 миллиарда рублей, расходы - 47,4 миллиарда, дефицит - более 1 миллиарда. Власти региона заявляли о намерении уходить от дефицита, и в плановых периодах 2018 и 2019 года обозначена эта тенденция. При этом у региона отсутствуют источники для сокращения госдолга, который является предельным. Ещё по итогам 2016 года край входил в число 14 регионов, где государственный долг достиг максимальных объёмов - таким субъектам было поставлено условие по сдерживанию дефицита, которое теперь обеспечивают как раз за счёт снижения расходов и мобилизации источников финансирования - остатков на счетах бюджетов. Бюджетные и коммерческие кредиты регион брать больше не может - госдолгу просто некуда расти.

Прошедший год характеризовался и падением объёмов безвозмездных поступлений - дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета. В 2015 году краю было перечислено около 19,6 миллиарда рублей, в 2016-м - 18,3. В итоге исполнено было 17,6 миллиона рублей, или 96,3%.

Безработица и производство

Прогноз социально-экономического развития региона включает в себя показатели внутреннего регионального продукта (ВРП), индекса потребительских цен, среднемесячной зарплаты, объёмы строительства, прожиточный минимум, производства и другие. В 2016 году численность населения снизилась с 1,085 миллиона человек до 1,081. К 2019 году, по прогнозу, население сократится до 1,070 миллиона человек. ВРП вырос с 238,6 миллиарда рублей до 250,5, индекс потребительских цен, измеряющий средний уровень цен на потребительскую корзину и являющийся инструментом для расчёта инфляции, снизился более чем на 9,4%. Выросла на 1,3 тысячи среднемесячная зарплата, вырос на 788 рублей и составил 11 тысяч 18 рублей прожиточный минимум , прогнозируется, что в 2017 году он составит 11,9 тысячи, в 2018-м - 13,2, в 2019 году - 13,9 тысячи рублей.

Сократились в регионе объёмы жилищного строительства - с 235 тысяч квадратных метров до 200, в 2017 году планируется возвращение к показателям 2015-го, а в 2018-2019 - резкое увеличение до 309 и 365. Темпы роста строительства снизились из-за сложной экономической ситуации в регионе, несвоевременной оплаты контрактов и возмещения убытков за возведение социальных объектов, на которое успели пойти по соглашениям с правительством предыдущих губернаторов почти все крупные застройщики.

Прибыль прибыльных организаций выросла с 21,8 миллиона рублей до 34,4 миллиона. Уровень зарегистрированной безработицы снизился с 2,3% до 1,8%. В 2017 году властям Забайкальского края предстоит снизить количество безработных граждан на 2% - это одно из условий для получения дотаций из федерального бюджета. И хотя федерация профсоюзов региона в конце 2016-го заявляла о том, что более 2,7 тысячи жителей в 2017 году ожидают сокращения в сферах транспорта и связи, госуправления, социального обеспечения, добычи полезных ископаемых, образования и здравоохранения, по данным минсоцзащиты края, официальное число безработных за 6 месяцев этого года сократилось на 17,1% до 10,3 тысячи человек.

Налоги и дотации

Основную долю налоговых доходов формирует НДФЛ - в 2016 году население заплатило 10,8 миллиарда рублей. Это 39,9% от всех неналоговых и налоговых доходы. Вторым по объёмам является налог на имущество организаций - около 4,4 миллиарда, затем идёт налог на прибыль организаций, доля которого составляет 3,9 миллиарда и акцизы - почти 2,4 миллиарда рублей.

В регионе есть 10 крупнейших налогоплательщиков, которые перечисляют 33% от налоговых и неналоговых доходов края. Среди них РЖД, Приаргунское производственное горно-химическое предприятие в Краснокаменске, Ново-Широкинский рудник, Сбербанк, Харанорская ГРЭС, Тугнинский разрез, ТГК-14, МРСК Сибири, «Востокгеология» и артель старателей «Даурия».

Налоговые и неналоговые поступления в бюджеты районов и городских округов в 2016 году составили 7,6 миллиарда рублей и показали незначительный рост - 0,22%. Поселения собрали 1,2 миллиарда рублей или на 1,24% больше, чем в 2015 году. Объём налоговых и неналоговых поступлений в бюджет края составил 28,9 миллиарда рублей и увеличился на 14,78% при утверждённых первоначально 29,015 миллиарда рублей.

В регионе действуют налоговые льготы по региональным сборам и налогу на прибыль. По налогу на прибыль организаций край потерял 0,1% и получил почти 6,2 миллиарда рублей. Выпадающие доходы края от льготы на имущество организаций составили 19,9% - фактически в бюджет поступило 4,8 миллиарда рублей.

Что касается безвозмездных поступлений из федерального бюджета, то сумма дотаций сократилась с 11,2 миллиарда рублей до 10,8 миллиарда, из которых край исполнил 10,5 миллиарда рублей или 97,6%. Субсидии увеличились на 22 миллиона до 2,407 миллиарда рублей, но были исполнены лишь на 87%. Субвенции сократились 170,8 миллиона рублей, но были исполнены максимально - на 99,3%.

Секвестр

Наиболее ощутимо секвестр в 2016 году коснулся национальной экономики. Так, на отрасль сельского хозяйства и рыболовства в 2016 году выделили более 1,1 миллиарда рублей, в 2015 году эта сумма составляла 1,8 миллиарда. Ещё одна отрасль, требующая больших затрат - лесное хозяйство - лишилась около 200 миллионов рублей и составила 948,6 миллиона. Всё это происходило в условиях засухи, в результате которого в регионе погибло 65% посевов, а ущерб достиг 1 миллиарда рублей. Аграриям выбили субсидию на возмещение убытков лишь в 350 миллионов рублей, а край предоставил 63 миллиона на возмещения расходов на ГСМ и другие потери. Но это не стабилизировало ситуацию в АПК края, если прибавить к этому почти 90-процентный износ автопарка, невозможность кредитоваться или субсидирование на достаточно жёстких условиях. Лесная сфера пережила 2016 год в довольно спокойной пожарной обстановке, но региональные власти, тем не менее, долго не могли дождаться денег от Рослесхоза за выполненные работы при тушении возгораний в других регионах.

Для отрасли жилищного хозяйства региона, напротив, произошёл рост расходов с 655 миллионов рублей до 1,3 миллиарда, но в итоге из этой суммы исполнили лишь 553,4 миллиона рублей. Это связано с реализацией программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, в процессе которой у большей части участвующих в ней муниципалитетов постоянно возникали проблемы с подрядчиками и качеством построенных домов. В 2017 году к сентябрю все этапы переселения людей из ветхого жилья, признанного таким 5 лет назад, должны быть завершены. Всего очереди четыре - два этапа в регионе уже кончились. Третий и четвёртый заканчивают практически в авральном режиме. Итогом программы должно стать заселение более 2 тысяч семей в новые квартиры.

Расходы на сферу образования сократились более чем на 10% - до почти 13,4 миллиарда рублей, внутри этого понижения - урезанное на 0,5 миллиарда рублей финансирование дошкольного образования до 2,6 миллиарда, и на почти на 800 миллионов рублей общего образования - до 8,4 миллиарда. В 1,5 раза были уменьшены расходы на профподготовку и повышение квалификации работников образования - до 47,5 миллиона.

Сфера культуры потеряла те же 10% и была профинансирована на 432,7 миллиона рублей. Расходы на здравоохранение сократились почти на 8% - до 8,4 миллиарда. Внутри этого сокращения на 16% снизилась поддержка стационарной медпомощи - до 984,1 миллиона и 37% амбулаторной помощи - до 6,9 миллиона рублей. Скорую медицинскую помощь профинансировали на 14,4 миллиона рублей. В 2015 году эта сумма составляла 20,5 миллиона.

Соцполитика тоже осталась без 0,5 миллиарда и получила 9,5 миллиарда - сюда входят пенсии, соцобслуживание, соцобеспечение, охрана семьи и детства. Внутри сферы выросли расходы на пенсионное обеспечение - с 159,6 до 189,6 миллиона рублей.

На спорт расходы выросли на 19 миллионов - до 253,1 миллиона. Исходя из объёмов финансирования спортивной сферы, тот же ФК «Чита» заранее не имел шансов на участие в ФНЛ за счёт края. Но и говорить о развитии детского спорта, которому в 2017 году власти отдали предпочтение, тоже не имеет смысла, потому что денег объективно нет.

Во всех суммах, выделяемых на отрасли экономики региона, заложены зарплатные фонды. Поэтому на реализацию каких-то проектов уходят совсем небольшие деньги. Для этого в стране действуют госпрограммы, но Забайкальский край в принципиальных моментах вроде строительства новых школ не успевал войти в неё в течение 2016 года. В такие программы регион вступает на условиях софинансирования, на которое ожидаемо средств не хватает. Выходит замкнутый круг, который периодически прерывается точечной помощью типа партийных проектов по ремонту спортзалов или частных инициатив. В среднем же сокращение расходов по всем отраслям составило около 7-10%, хотя по-хорошему эти проценты должны быть обращены в рост - цены на товары и услуги стабильно растут, необходимость в них ежегодно тоже, но средств на оплату становится меньше, чем в предыдущие годы.

Из запланированных расходов в целом было не исполнено около 5% - преимущественно, это средства, которые из статей мобилизовали для выплаты зарплат бюджетникам и пособия с субсидиями, обслуживание госдолга, на которое ежегодно уходит около 1,5 миллиарда рублей и перечисление трансфертов - дотаций муниципальным образованиям, которые составили около 2,5 миллиарда рублей и в 2016 году выросли незначительно, на 88 миллионов рублей. Кроме того, минфин объясняет 5-процентное неисполнение срывом сроков и отсутствием актов выполненных работ по госконтрактам и распределением средств исходя из фактической потребности.

Ежегодно краевой минфин выпускает бюджет для граждан, в его заключении приводится оценка уровня открытости бюджетных данных в субъектах. Среди российских регионов Забайкальской край занимает 65-е место, среди сибирских регионов - 9-е. Оценка включает в себя характеристику первоначально утверждённого бюджета, годовой отчёт об исполнении, финансовый контроль, публичные сведения о действиях учреждений, общественное участие и сам бюджет для граждан. Финансовый документ для населения в крае создан удобным, но, понятное дело, что ключевого значения для рейтинга такой параметр не оказывает. Куда важнее планирование и исполнение - эффективность работы с доходами и расходами, - а также реалистичное отношение к этим самым потребностям.

2017-й

К началу работы над проектом бюджета 2017 года тогда ещё и. о. главы минфина Марина Кириллова говорила о жёстком планировании и секвестре - после регулярных задержек зарплат бюджетникам и выплат нуждающимся в 2015, и в первой половине 2016 года региональные власти приступили к стабилизации ситуации. Социальную направленность краевого бюджета обозначали фактически на каждом этапе рассмотрения и принятия законопроекта. Диссонанс возник во время обсуждения критериев нуждаемости для льготников - субсидий на оплату ЖКХ и региональным выплатам многодетным семьям, ветеранам и соцработникам. Принцип, по которому они вводились, касался доходов бенефициаров. Изначально планировалось ввести их для всех - и действующих, и будущих льготников, но после открытого недовольства представляющих категории людей, изменения ввели лишь для тех, кто будет претендовать на льготу после принятия закона. В итоге число получателей сократилось, равно как и экономия, на которую рассчитывало руководство региона. Кроме критериев нуждаемости, в социально-направленном бюджете текущего года, было ещё одно изменение - муниципальным образованиям отошли полномочия по оплате труда техперсонала школ, детсадов и образовательных центров. Эффект от такой передачи оказался больше негативным, чем позитивным, так как в большинстве районов систематически возникают проблемы с блокировкой счетов учреждений, а зарплаты резко сократились. В начале июля в Борзе техперсонал выходил на пикет - ежемесячные выплаты с учётом регионального коэффициента составляют 7,5 тысячи рублей, которые после уплаты НДФЛ превращаются в 6,5 тысячи при том, что ещё в 2016-м люди получали 11-12 тысяч рублей в зависимости от категории и стажа. В прошлом же году дотации сократили самим районам и продолжили эту тенденцию в 2017-м. Ситуация с введением критериев нуждаемости и сменой полномочий показала, что жёсткое планирование бюджета в Забайкальском крае даже при условии улучшения социального климата, всё-таки невозможно. Но других вариантов, кроме урезания зарплат госслужащим, моратория на выплату надбавок к пенсии госслужащим, введения ограничений в получении субсидий и выплат, общего сокращения расходов в виде ликвидации мелких затрат на госполномочия или срезания неработающих налоговых льгот, власти не видят.

Дотационные регионы со слабой экономикой вынуждены сокращать расходы на социальную сферу. Говорить о том, что затраты на неё в 100% случаях обоснованы, безусловно, нельзя. Взять хотя бы ежегодную переплату в фонд обязательного медицинского страхования - это около 1 миллиарда рублей - или около 2% от краевого бюджета. Плюсом к этому всегда идут и неэффективное расходование средств, которое базируется на неосторожности или чаще непрофессионализме некоторых представителей муниципальных властей с одной стороны, и на негибком законодательстве в плане тех же госзакупок с другой. Регион по-прежнему надеется на крупных налогоплательщиков и перспективы проектов вроде Быстринского ГОКа или Удоканского месторождения. Но после запуска они будут действовать в условиях налоговых льгот. Несмотря на это, курс на инвестиции и впоследствии рост налогов в последние три года казался успешным, если не считать того факта, что после договорённостей с одними компаниями и выхода их на производственную мощность, не последовало окончательных договорённостей с другими. Усугубляет всё это отсутствие денег на разработку новых проектов, а наличие старых и попытки их возродить лишь тянет экономику назад.

За последние 1,5 года власти региона вступили в активную фазу коммуникации с федеральными, при которой от Забайкалья сформировался некий перманентный запрос на помощь - в условиях сокращения объёма безвозмездных поступлений это логично, но по сути своей является крайне пассивной позицией. Дотационность возводится периферией в степень и диктует курс развития, который в конечном итоге не даёт никакого эффекта, потому что этот курс не эволюционирует, не является революционным. Большинство проектов, которые входят в план развития до 2030 года или просто провозглашаются точкой роста, откровенно стары - идеи были предложены ещё на рассвете 2000-х или конца 1990-х. Неактуальность - от свободной экономической зоны в приграничье до миллиона овец - приводит к торможению экономики, потому что в регионе нет инфраструктуры. И попытки её построить за чей-то счёт aka привлечь инвестиции почти всегда оказываются провальными из-за блоков в виде тарифов или удалённости и невыгодной логистики. Это не значит, что положительных моментов в экономике региона нет, но все они нивелируются огромным уровнем госдолга и тем, что чаще происходят по инерции.

Если взглянуть на бюджет последних лет трезво, то он не перспективен. Его основа нестабильна - трудоспособное население уезжает, вынужденные региональные налоговые преференции не дают зарабатывать в полную силу, объём безвозмездных поступлений сокращается и всё это происходит в тесной взаимосвязи и цикличности. На фоне этого секвестируются расходы на сферы экономики при инфляции - в 2016 году более 5%, в 2017-м прогнозируется 4%, и заморозке индексации. Регионы не успевают за государством - стране необходимы реформы и средства на них, и в существующей повестке субъекты должны прийти к самостоятельности и относительной автономности. В настоящее же время такие территории, как Забайкальский край, находятся на слабых и зависимых позициях. Попытки пенять только на политику федерального центра по сокращению дотаций и оправдывать ей свою неактивность выглядят как дань моде.

Мода хороша тем, что меняется, но всегда есть винтажные вещи, которые подчиняют себе. Массовые совещания всё чаще носят формальный характер, но власти по-прежнему только таким образом издалека «держат руку на пульсе», подключая ручное управление в режиме ЧС и вводя штрафные санкции. Проблема в том, что объективность нельзя обеспечить докладом губернатора - нужно знать, как выглядит регион, отчёты по ситуации в котором ложатся на стол. Глава региона может отчитаться о выполнении майских указов по повышению зарплат бюджетникам, но умолчать, какой ценой это было достигнуто. От поездок в Москву причинно-следственные связи не становятся чётче. Поэтому с точки зрения цифр федерация может не видеть патологии, но с точки зрения качества жизни она очевидна. Бюджет Забайкальского края не отвечает ожиданиям жителей региона и несёт в себе функцию стабилизации, но не развития. Все же проекты, предложенные властями и призванные улучшить экономическую ситуацию, сродни эффекту плацебо, в который хочется верить. Но для этой веры при взгляде на финансовый документ нет никаких оснований.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления