Бизнес Зона свободного перетока политической энергии

Зона свободного перетока политической энергии

Включение региона в ЗСП «Сибирь» может быть только политическим. Но эффекта не будет - тариф для юрлиц и так сократится примерно на 3%.

7 августа пресс-служба губернатора Забайкалья Натальи Ждановой отчиталась об одобрении просьбы регионального правительства по включению края в зону свободного перетока (ЗСП) «Сибирь», что позволит снизить тарифы на электроэнергию. С 1 января 2017 года в ЗСП «Сибирь» попала соседняя Республика Бурятия, после чего сократился тариф на электроэнергию для промышленности, малого и среднего бизнеса. Технических оснований для перевода в другую ЗСП Забайкальского края нет сейчас и не просматривается в ближайшем будущем, а тариф для юрлиц с 1 января 2018 года снизится и без объединения зон, но снижение это будет мизерным.

В энергосистеме России 20 ЗСП. В границах одной зоны пропускная способность сетей должна быть достаточна для того, чтобы в случае прекращения работы какой-то мощности (электростанции) её можно было свободно заместить мощностью из другой ЗСП. Основная проблема Забайкалья в ограничениях на перетоки электроэнергии на западе региона – между краем и Бурятией.

Министр территориального развития края Виктор Паздников поясняет, что зоны формируются исходя из технологических особенностей и характеристик сетевого хозяйства, способности передавать электрическую энергию с территории, где она генерируется, на другую: «С запада пропускная способность электрических сетей не позволяет получать с других территорий мощность в нужном объёме. Мы оказались выделенными в отдельную зону свободного перетока, и она территориально совпала с границами Забайкальского края».

Последние изменения в географию зон вносились в 2017 году — кроме присоединения Бурятии к самой большой ЗСП - «Сибирь» была создана новая зона - «Крым». Информационно-аналитический портал «Переток», специализирующийся на энергетике, в ноябре 2016 года отмечал, что решение по включению Бурятии в ЗСП «Сибирь» было отчасти политическим. В некоммерческом партнёрстве «Совет рынка» (организация разрабатывает правила функционирования оптового и розничного рынков) говорят о том, что системные ограничения между границами Бурятии и остальной территорией Сибири остаются, иначе не нужно было бы ничего менять, и регион вошёл бы в ЗСП «Сибирь» автоматически.

На оптовом рынке, где электроэнергию закупают энергосбытовые компании, торгуются два вида товаров – электрическая энергия и электрическая мощность. Энергия реализуется в рамках ценовых зон, которых в России две - центральная часть до Урала (первая ценовая зона), и территория Сибири (вторая ценовая зона). Существуют также неценовые зоны, в основном это территория Дальнего Востока, где цены полностью регулирует государство. Цена на электроэнергию формируется в рамках этих ценовых зон, она практически одинаковая для всех субъектов внутри этих зон и не зависит от зоны свободного перетока. Разделение на ЗСП учитывается при распределении мощности так называемых вынужденных генераторов, у которых цена на эту мощность как правило выше. Режим вынужденной генерации, очень условно, распространяется на генерирующие мощности, которые не прошли конкурентный отбор мощности (КОМ), но которые нельзя отключать - пострадает стабильность энергосистемы или теплоснабжение населённых пунктов.

Генерирующие компании, работающие в этом режиме по электроэнергии, реализуют мощность только в границах своей ЗСП, и более высокая стоимость мощности размазывается по всем потребителям зоны. Генерирующие компании, работающие в вынужденном режиме по выработке тепла, реализуют мощность только в границах субъекта федерации, и платят за это, соответственно, жители только этого региона.

Смысл включения субъекта в новую зону заключается в перераспределении на всех потребителей ЗСП «Сибирь» платы за вынужденную генерацию по электроэнергии, которая жителями этого региона оплачивается по высокому тарифу. В случае с Бурятией жители региона стали платить меньше из-за снижения цены на оптовом рынке электроэнергии и потому, что нагрузка за вынужденную по электроэнергии генерацию региона распределилась на всех потребителей ЗСП «Сибирь». При этом, понятно, что тариф на электроэнергию во всей остальной зоне несущественно (по данным собеседников «Перетока», на 1%) вырос, поскольку плата за более высокую стоимость мощности вынужденных генераторов Бурятии по электроэнергии распределилась на всю зону.

«Существуют две ЗСП, у которых объём вынужденной генерации по электроэнергии особенно высокий, – Бурятия и Чита. В Бурятии в 2016 году цены на мощность для потребителей были на 37% выше, чем в среднем во второй ценовой зоне («Сибирь»), в Забайкальском крае – на 38%. Соответственно, ликвидация ЗСП снизит цены на мощность в Бурятии и цены для конечных потребителей на 10%», – говорит «Перетоку» руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства Наталья Порохова. Можно предположить, что снижение тарифа невыгодно вынужденной генерации, но «Переток» не получил комментариев по этому поводу от «Интер РАО», который владеет Гусиноозёрской ГРЭС в Бурятии - объекта вынужденной генерации.

Ситуация по вынужденной генерации в Забайкальском крае и Бурятии сильно разнится. В соседнем регионе в статусе вынужденного генератора работают Гусиноозёрская ГРЭС и Улан-Удэнская ТЭЦ-1. Первый объект – вынужденная генерация по электроэнергии, и на неё приходится около 95% вынужденной генерации субъекта. Второй объект – вынужденный генератор по теплу, платят за эту вынужденную генерацию даже после включения в ЗСП «Сибирь» жители Бурятии, но это совершенно незначительная величина.

В Забайкальском крае в статусе вынужденного генератора работают две крупнейшие в регионе станции — Харанорская ГРЭС (так же, как и Гусиноозёрская ГРЭС, принадлежит «Интер РАО») и Читинская ТЭЦ-1 ТГК-14, а также небольшая Приаргунская ТЭЦ – тоже ТГК-14. В объёме вынужденной генерации примерно половина приходится на Харанорскую ГРЭС – это вынужденная генерация по электроэнергии, вторая половина – на ТЭЦ-1, которая работает в статусе вынужденного генератора по теплу. И если ЗСП «Чита» каким-то образом включат в ЗСП «Сибирь», на потребителей большой зоны распределится плата за мощность только Харанорской ГРЭС и Приаргунской ТЭЦ. Платить за вынужденную генерацию Читинской ТЭЦ-1 по-прежнему будут жители Забайкальского края. Иначе говоря, снижение тарифа на электроэнергию в Забайкальском крае после вероятного попадания субъекта в ЗСП «Сибирь» будет не таким существенным, как у соседей.

Между тем, статус вынужденного генератора для Харанорской ГРЭС заканчивается 31 декабря 2017 года (распоряжение правительства РФ №2065-р от 15 октября 2015 года). Поэтому эффекта от объединения ЗСП практически не будет - тариф для юрлиц и без этого сократится. Сокращение это будет минимальным - примерно 13 копеек на нынешние 5 рублей за киловатт, то есть меньше 3%.

Несмотря на это, в переписке по поводу включения Забайкальского края в ЗСП «Сибирь» участвует и правительство региона, и «Читаэнергосбыт» (ЧЭС), который работает в статусе гарантирующего поставщика.

Гендиректор ЧЭС Алексей Гончаров подтверждает заинтересованность компании в снижении тарифа и участие в переписке с регуляторами рынка, но акцентирует внимание на том, что гарантирующий поставщик не имеет рычагов для изменения ситуации: «Снижение тарифа выгодно всем, нам в том числе. Это положительно скажется на экономической ситуации в регионе, повысит платёжную дисциплину потребителей, снизит объём нашей дебиторки, которая по двум регионам (ЧЭС является гарантирующим поставщиком в Забайкальском крае и Республике Бурятии – А.К.) в первом полугодии выросла на 0,5 миллиарда рублей – до 5,5 миллиарда. Наша компания направляла многочисленные просьбы по включению региона в ЗСП «Сибирь», но смысл ответов системного оператора сводится к тому, что для этого нет технической возможности».

При этом Гончаров отмечает, что при включении Забайкальского края в ЗСП «Сибирь» необходимо будет пересмотреть уровень сбытовой надбавки, сохраняющий необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика (стандартизованные затраты на выполнение операций, связанных с деятельностью гарантирующего поставщика, устанавливаемые по статьям – оплата труда, приём платежей, содержание колл-центров и так далее – А.К.): «А регулятору, принимая тарифно-балансовое решение по региону, необходимо будет обеспечить соблюдение баланса интересов участников розничного рынка электроэнергии региона при снижении конечной цены для потребителя».

Слова Гончарова про отсутствие технической возможности подтверждают в АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС - организация, управляющая Единой энергетической системой России – А.К.): «Действующий порядок формирования ЗСП предполагает жёсткую фиксацию границ существующих ЗСП, и их объединение возможно только в случае существенного увеличения пропускной способности электрической сети – более чем на треть от максимального потребления в ЗСП. Применительно к ЗСП «Чита», исходя из сегодняшней балансовой ситуации в энергосистеме Забайкальского края, такое увеличение должно составить не менее 400 мегаватт, что потребовало бы масштабного строительства сетевых объектов».

В инвестиционной программе Федеральной сетевой компании, которая отвечает за магистральные сети, нет планов по ликвидации бутылочного горлышка в Западном энергорайоне Забайкальского края. С энергосистемой Бурятии регион связывают четыре линии на 220 киловольт, две ветки по 110 киловольт и линия на 500 кВ – ВЛ-583 Гусиноозёрская ГРЭС — Петровск-Забайкальская длиной около 190 километров. Максимально допустимый переток мощности в сечении Бурятия — Чита составляет 275 мегаватт при максимальном потреблении в Забайкальском крае в 1,1 гигаватта в январе и декабре. В планах ФСК увеличить допустимый переток до 358 мегаватт к 2018 году. Но из ответа СО ЕЭС прямо следует, что этого недостаточно – нужно увеличение как минимум на 400 мегаватт, а это инвестиции в десятки, если не сотни миллиардов рублей.

Перечень ЗСП определяется Минэнерго РФ и Системным оператором. В случае, если в энергосистеме благодаря введению новых ЛЭП, трансформаторного оборудования или преобразовательных комплексов снимаются мешающие объединению зон ограничения, ФСК должно передать соответствующие данные в СО ЕЭС до 1 августа. Но на границе Забайкальского края с Бурятией в 2017 году никаких новых объектов не вводилось, и возможное решение вопроса с перетоками даже в самом оптимистичном и совершенно невозможном раскладе откладывается как минимум на 1,5 года – до 2019-го. Однако фактическое объединение ЗСП может тянуться годами.

Решение вопроса о включении региона в ЗСП «Сибирь» в настоящий момент может быть только политическим — каким оно было в соседней Бурятии (в этом случае мы можем попасть в объединённую зону хоть с 1 января 2018 года), но экономического смысла в этом практически нет. И совершенно не понятно, зачем правительство края делает такой акцент на необходимости скорейшего вхождения в ЗСП «Сибирь».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления