Компания «Читаэнерго» подключит к электросети первый в Забайкальском крае зерновой железнодорожный терминал «Забайкальск - Маньчжурия» в 2021 году, сообщил 2 февраля на пресс-конференции директор энергоснабжающей организации Николай Злыгостев.
«Большой объект мы подключаем в этом году и на прошлой неделе провели ряд совещаний - это первый зерновой железнодорожный терминал «Забайкальск - Маньчжурия». Договор ещё 2016 года, но только сейчас, в 2021 году, проект выходит на завершающую стадию. Я имею в виду технологическое присоединение. Надеемся, в этом году работы по подключению и вводу объекта завершатся», — сообщил Злыгостев.
Также он отметил, что в 2020 году к электросети было подключено 95 объектов, в том числе школа на 1100 мест в микрорайоне Октябрьский. «Хотя на сегодняшний день она ещё не введена в эксплуатацию, но обязательство по технологическому присоединению в соответствии с заключённым договором мы выполнили в полном объёме в прошлом году», - уточнил директор организации.
Губернатор Константин Ильковский одобрил проект зернового терминала в сентябре 2014 года и через год подписал договор о намерениях по строительству терминала с генеральным директором ООО «Забайкальский зерновой терминал» Кареном Овсепяном. В июле 2015 года было озвучено, что терминал с возможностью хранения до 80 тысяч тонн и перевалки 8 миллионов тонн различных культур потребует 6,2 миллиарда рублей финансирования.
На 1 января 2016 года было профинансировано только 293 миллиона рублей, а подписанное сменившей Ильковского на губернаторском посту Натальей Ждановой соглашение не предусматривало реализацию конкретных инвестиционных проектов. В сентябре 2016 года глава комитета Совета РФ по международным делам Константин Косачев в эфире телеканала «Вместе-РФ» признал проект перспективным.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев включил строительство первого зернового терминала в посёлке Забайкальск и пограничного перехода Покровка – Логухэ в концепцию развития приграничных территорий Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона. В марте 2018 года губернатор Наталья Жданова сказала о завершении его проектирования.
В апреле 2019 года китайская компания Power China заявила о намерении при участии Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития вложиться в строительство так и не начатого терминала и в дорожную инфраструктуру для экспорта сельхозпродукции и зерна в Китай. Осенью 2020 года создание агропромышленного парка и зернового железнодорожного терминала включили в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока. По новому плану терминал должны построить к 2023 году.