СЕЙЧАС +24°С

«Чита.Ру» стало частью большого федерального медиа — Шкулёв о будущем сайта

«По большому счёту у нас есть задача, чтобы практически по всем вопросам, которые возникают у аудитории, можно было прийти на сайт и получить ответ».

ООО «Сеть городских сайтов» российского бизнесмена и медиаменеджера с забайкальскими корнями Виктора Шкулёва купило группу компаний, которая управляет агентствами «Чита.Ру» и «Ирсити». Сделка зарегистрирована 22 октября. В интервью Виктор Шкулёв отвечает на вопросы редактора и гендиректора «Чита.Ру» Андрея Козлова о будущем компании в Чите и Иркутске.

Виктор Шкулев

Виктор Шкулев

Поделиться

Виктор Шкулёв — советский и российский журналист, издатель и медиаменеджер, юрист, бизнесмен. Президент компании Hearst Shkulev Publishing, которая осуществляет издание и распространение таких журналов, как Elle, Maxim, «Антенна-Телесемь», Psychologies, Parents.ru и других. Входил в пятёрку самых влиятельных медиаменеджеров постсоветской России по версии журнала «Карьера» и еженедельника «Новый взгляд». Кандидат юридических наук.

Родился в селе Улёты Читинской области. В 1975—1979 годах проходил обучение на факультете физической культуры Читинского педагогического института. В 1981 году окончил юридический факультет Иркутского государственного университета. В 1981—1988 годах был на комсомольской работе, в том числе занимал должность второго секретаря Читинского областного комитета ВЛКСМ.

В 1990 году, будучи аспирантом, начал заниматься бизнесом. В 1991 году окончил аспирантуру в Академии общественных наук при ЦК КПСС и там же защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук по теме «Взаимоотношения советского государства и общества в условиях демократизации».

С 1991-го начал сотрудничество с издательским домом «Комсомольская правда» (КП) в качестве директора юридического департамента, затем коммерческого директора. С 1993 года стал генеральным директором, первым в истории КП, где проработал до 1998-го. В 1995-м создал совместное предприятие с французской издательской группой Hachette Filipacchi. В 2004-м российский бизнес совместного предприятия Hachette Filipacchi Shkulev был объединён в единую группу с «ИнтерМедиаГруп».

В июне 2011-го французская компания вышла из бизнеса, продав свою долю совместного предприятия американской компании Hearst. В январе 2019 года приобрёл контрольный пакет акций АО «Ажур-медиа», которое издаёт петербургскую интернет-газету «Фонтанка.ру».

Принимает активное участие в общественных и профессиональных объединениях, возглавлял Гильдию издателей периодической печати (ГИПП). Является вице-президентом ГИПП, заместителем председателя Международной федерации периодической печати, одним из организаторов Забайкальского международного кинофестиваля.

— Виктор Михайлович, чья инициатива купить «Чита.Ру»? Ваша или учредителей «Чита.Ру»?

— Это моя инициатива. Причём в этом году мы не впервые общались с отцами-основателями по идее приобретения «Чита.Ру» и сейчас уже «Ирсити» и введения компании в наш холдинг.

До этого у нас было несколько попыток договориться, но в этом году мы сошлись в интересах. Достаточно долго общаясь, мы нашли решение, и вот в пятницу свершилось — право собственности перешло к нашей группе. Теперь мы начинаем думать о том, как интегрировать бизнес «Чита.Ру» и «Ирсити» в наш холдинг.

— Мы говорим про холдинг. Что это за группа сайтов? Что она из себя представляет?

— Если мы говорим о той части, куда внедряется «Чита.Ру» — это «Сеть городских сайтов». Сегодня это самое большое федеральное медиа, состоящее из разнобрендированных городских сайтов.

По сути, все самые большие городские порталы, которые есть в России, входят в нашу группу, начиная с северо-запада — «Фонтанка» в Петербурге, дальше Новосибирск — НГС, Екатеринбург — Е1. По сути, во всех городах-миллионниках мы имеем наш бизнес, в значительной части городом с населением 500+.

В общей сложности мы имеем 44 сайта, входящих в эту группу, большую аудиторию — порядка 2,5-3 миллионов каждый день. Это зависит от повестки, от сезона и так далее. В какой-то день аудитория может быть 2 миллиона, в какой-то — 3.

В этом сегменте мы сегодня самый большой игрок и, скажем так, с большим отрывом, поскольку нет ни одной другой настолько развитой сети, как наша.

— То, что вы перечислили — это в основном большие города. Чита — маленький город, 330 тысяч населения. «Чита.Ру» — большой сайт с аудиторией в 50–70 тысяч в сутки, но всё-таки это не тот масштаб, который вы упомянули. Не Е1, где по полмиллиона.

— Или 700 тысяч, потому что вы видите только ту часть, которая относится к медиа, а там ещё большой форум. И у них на прошедшей неделе лучший результат был 750 тысяч.

— Несопоставимо с Читой и не может быть в силу населения города. Есть ли другие такие сайты в небольших городах и зачем вам это нужно в Чите?

— Сначала — зачем это нужно. Во-первых, всё-таки значение моей родины очень существенно. Все годы, пока я не живу здесь, я не теряю связь, стараюсь что-то делать по линии забайкальского землячества, которое возглавляю. Мы постоянно делаем какие-то проекты — и известный кинофестиваль, и множество других. Сейчас в пандемию нам, к сожалению, пришлось отложить проведение двух очередных фестивалей, но я надеюсь, что на будущий год как-то ситуация поменяется.

Если говорить про бизнес, то мне всегда хотелось, чтобы у меня в родном городе был какой-то бизнес. Я несколько раз делал предложение ребятам, которые основали «Чита.Ру», этот бизнес продать, потому что для меня медийный бизнес ближе всего. Сейчас это желание — иметь тут бизнес — реализовалось таким образом, что я, можно сказать, вошёл в забайкальский бизнес.

Во-вторых, и это очень важно несмотря на размер вашего рынка, или нашего забайкальского рынка, всё-таки «Чита.Ру» — это большое медиа, причём медиа, которое с точки зрения своих размером может сравниваться с медиа больших городов. Это говорит об очень глубоком проникновении этого медиа и большом влиянии на забайкальцев.

Поэтому складываем всё вместе: эмоциональную часть — мне хочется иметь бизнес у себя на родине и быть крепче связанным с ней, и бизнес-интерес…

Хотя, наверное, когда я примеряю на себя профиль бизнесмена, прежде всего, наверное, в Забайкалье — это очень сильно раздвоено, пока я даже не знаю, что для меня важнее, но думаю, что важно как никогда и то и другое. То есть если в других городах я работаю очень чётко как предприниматель, то здесь у меня есть очень глубокая эмоциональная составляющая, и я очень рассчитываю на то, что какие-то такие желания в конце концов будут реализованы в то, чтобы «Чита.Ру» дальше развивалась и было более успешно.

— Это изменения в какую сторону? Хотя бы какое направление, с вашей позиции?

— На сегодня «Чита.Ру», прежде всего, нужно развиваться технологически. Понятно, что в определённой степени периферийность Забайкалья и развитие игрока-одиночки не даёт такие возможности, какие есть у федерального проекта. Мы видим, что вам технологически нужно подтягиваться. У нас продвинутая стадия. Мы серьёзно добавим вам технологий, и это поможет реально сделать медиа лучше.

А другая очень важная часть — это стабильность, прежде всего, финансовая стабильность. Потому что в такие периоды, как сейчас, в пандемию, мы видим, как рынки лихорадит. В таких условиях очень непросто развиваться. Мы видим, как сложно «Чита.Ру» было в 2020 году, непросто в этом. Для нас 20-й год был, напротив, успешным, и этот год очень хороший. Разница в том, что мы умеем монетизировать такие сложные ситуации, как сегодняшняя. Поэтому здесь тоже вам добавим.

Дальше, я думаю, что мы добавим с точки зрения разнообразия контента. Вам явно сегодня не хватает редакторских ресурсов, тоже здесь будем помогать, добавлять. Вы получите огромный объём федерального контента, которого на этом сайте нет, и чем глубже будем интегрировать «Чита.Ру» в нашу сеть, тем больше вы будете получать контента.

Я думаю, что в общем и целом всё вместе это будет помогать становиться вам лучше так же, как, я думаю, нахождение в другом сообществе будет способствовать личному развитию, менеджерскому развитию. Потому что один тянется за другим — у нас есть те, у кого можно поучиться, было бы желание.

— Один из основных вопросов — будет ли условно Виктор Михайлович Шкулёв вторгаться в редакционную политику? Понятно, что она будет как-то корректироваться, но как вы себя видите в этом процессе?

— Не совсем я бы использовал слово «вторгаться». У нас есть своя редакционная стратегия. Она направлена на то, чтобы, прежде всего, мы работали, исходя из интересов аудитории. Мы настраиваем наши редакции на эту волну — чувствовать аудиторию, понимать её интересы и обслуживать в соответствии с запросом аудитории. Поэтому нам бы хотелось, чтобы вы давали побольше контента, побольше было разнообразия.

Следование определённой стратегии — это и будет наша установка. В этой стратегии нам бы хотелось, чтобы корабль шёл более ровно, чтобы его не шатало из стороны в сторону.

Что касается меня самого, я тоже время от времени буду что-то обсуждать, но очень часто я, скорее всего, буду обсуждать не какие-то отдельные случаи, а направления движения — куда мы идём, что мы делаем, где мы будем через полгода. И вот такого рода разговоры у нас будут.

Наверное, будут и какие-то частные случаи. У нас такое случается регулярно: если у главного редактора вопросы, он или она мне звонит, мы обсуждаем. Иногда у меня возникают какие-то инициативы, и мы начинаем их обсуждать.

В общем-то для нас это нормальный процесс, когда сначала сообща мы вырабатываем стратегию, потом начинаем этой стратегии следовать, и в ходе её реализации в зависимости от того, кто что умеет, мы друг другу помогаем, подкручиваем.

— Символ редакционной политики «Чита.Ру» — это Катя Шайтанова, наш главный редактор. Мы можем говорить о том, что она сохраняется на своей позиции?

— Конечно. У меня по части Кати Шайтановой вопросов нет. Более того, я думаю, что мы будем помогать Кате Шайтановой дальше развиваться, в какое-то ближайшее время пригласим её на стажировку в один из наших городов и вообще введём её в главноредакторское комьюнити, чтобы она больше общалась, больше узнавала, обогащалась сама и обогащала других, потому что мы считаем, что каждое вновь приобретённое СМИ, имея свои традиции, имея свои ноу-хау, обогащает и сеть.

— Она непримиримая девушка, вы же знаете это?

— У нас это нормальное состояние, когда кто-то непримиримый в большей степени, кто-то непримиримый в меньшей степени. Главное, чтобы разумность побеждала. А Катя, мне кажется, разумный человек. Если она будет следовать такой концепции, такой логике, я думаю, что она найдёт решение. Тем более, я думаю, что она как главный редактор должна исходить не столько из своих личных редакторских приоритетов, сколько из той самой потребности аудитории. Она же работает для них.

— Безусловно, и продолжит работать?

— Да.

— Ещё такой вопрос, который много задавали коллеги, — влияет ли кто-то снаружи на решения Шкулёва по работе редакций в разных городах?

— Вообще, мы находимся в определённой среде обитания, и эта среда обитания, происходящие события так или иначе отражаются на решениях. Я бы говорил не столько о чьём-то персональном влиянии, сколько о создании условий, в которых надо принимать те или иные решения. И меняющиеся условия заставляют отказываться от чего-то, уже, может быть, даже привычного, наработанного, и искать новые решения. Условия заставляют двигаться в направлении, когда нужно проявлять больше гибкости или в других случаях больше жёсткости. Поэтому нужно каждый раз замерять температуру и в соответствии с ней принимать те или иные решения.

Если совсем приземлить ответ на этот вопрос, то, конечно, безусловно, я, как и другие медиаменеджеры, находятся под довольно сильным влиянием.

— Про Катю Шайтанову отдельно сказали, но «Чита.Ру» — это довольно большая компания, 44 человека на сегодня. Сохраняется ли коллектив?

— Я не вижу причин, чтобы не сохранять коллектив. Более того, я считаю, что для ребят, которые работают здесь, найдутся новые задачи, связанные с нашей группой, «Сетью городских сайтов», поскольку наш менеджмент очень сильно децентрализован, прежде всего, географически, и мы из разных городов управляем другими городами. Это такой единый организм, где более 550 человек работает, находясь в разных городах.

Вообще, это удивительно для такого небольшого города иметь и такой сайт, и такую большую команду. Я думаю, что мы найдём дополнительные решения, дополнительные вызовы и будем вместе развиваться.

— Но и сайт поменяется — начинка, обложка?

— Думаю, что да. Step by step, чтобы это было приятно глазу пользователя. Мы должны будем развивать «Чита.Ру», сближать с теми наработками, которые есть у нас, и постепенно переходить на тот формат, который имеется у нас, потому что он даёт больше возможностей.

— Я не могу не спросить про читарушников, которые уже работают в вашей системе. Это Андрей Затирко, который возглавляет сайт в Красноярске, и Валентин Булавко, который работает в Ростове. Как вы оцениваете людей, которые работали у нас?

— Это вообще удивительная вещь. Когда мы начали искать главного редактора в Красноярске, то обнаружили такую особенность: мы не подобрали нужного человека в Красноярске, начали смотреть кандидатов по всей стране великой и поняли, что из центральной части России в Сибирь нет большого желания ехать, а из Восточной Сибири ехать ближе к Западной такие желания есть. И из нескольких кандидатов мы выбрали в конце концов Андрея Затирко.

То, что он делает сейчас в Красноярске, нам нравится. Мы готовим ему новый промоушен. Он в ближайшее время будет перемещён на новую работу, более ответственную, я бы сказал, потому что мы считаем, что у нас есть потенциал. Он не очень к этому готов, ему нужно будет подтягиваться, учиться, но мы всегда так ставим задачи — на вырост — и как раз у него кое-что получается.

Валентина Булавко мы нашли в Москве, я даже не знал, что он забайкалец. Мы предложили ему город Ростов. Это совсем необычная вещь для сибиряка — поехать в южный регион. И Валентин молодец — справляется, хотя нам хочется большего. Но нужно учитывать, что он реально молодой человек, у него есть хорошие задатки. Он сибирского склада человек, степенный, нам хочется больших скоростей. Нам важно, чтобы всё развивалось, мы его поторапливаем.

— У нас ещё есть иркутский сайт. Давайте просто поймём перспективы в Иркутске.

— Я считаю, что очень хорошие перспективы в Иркутске. У меня было желание купить другой сайт, но я понял, что если мы купим «Чита.Ру», то лучше тогда иметь такое решение.

Пусть сегодня «Ирсити» не лидирующий сайт, но у него есть хороший потенциал. И у нас есть все ресурсы, чтобы достаточно быстро «Ирсити» поднять вверх в рейтинге. У нас такое случается в других городах, когда мы в течение 2–3 лет переходим на лидирующие позиции.

Иркутск — очень важный город, очень интересный, большой, с развитым рынком. Так что мы будем там вкладываться. На сегодняшний день для нас «Ирсити» — это в значительной степени стартап, и будем его дальше как стартап наполнять ресурсами и ускоренными темпами развивать.

— Можем ли мы говорить, что «Чита.Ру» будет другим, условно через год?

— В чём-то поменяется. Нам важно, чтобы он поменялся незаметно для глаза пользователя и поменялся к лучшему, чтобы стало больше контента, больше каких-то таких составляющих, каких сейчас нет. По большому счёту у нас есть задача, чтобы практически по всем вопросам, которые возникают здесь у аудитории, можно было прийти на сайт и получить ответ.

Если через год у нас получится так, что по значительной части вопросов на «Чита.Ру» будут ответы, мы считаем, что это то самое движение, которое очень позитивно, с точки зрения изменений. Изменения могут быть очень разными. Наш настрой, чтобы все изменения давали позитивный результат.

Редакция «Чита.Ру»

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter