Бизнес У семи нянек три проблемы на границе с Китаем

У семи нянек три проблемы на границе с Китаем

В СМИ волонтёров в пробке на МАППе сравнивали с бандитами, хотя всё говорит о том, что они единственные пытались навести там порядок.

Открывшийся в середине января после наложенного китайской стороной карантина международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Забайкальск — Маньчжурия» на границе Забайкальского края с КНР за несколько дней успел обрасти внушительной очередью. В СМИ стали появляться сообщения о том, что порядок на приграничной территории устанавливают далеко не госорганы, а некие решительные люди с помощью не вполне законных методов.

Аналогичные жалобы поступали в СМИ осенью 2021 года. В соцсетях сообщалось, что в очереди орудуют вооружённые группировки. Полиция не подтвердила их наличие, но тем не менее сообщила о конфликтной ситуации. Текст о происходящем около МАПП опубликован на ИА «Чита.Ру».

Меры по урегулированию ситуации обсудили на совещании при главном федеральном инспекторе (ГФИ) по Забайкальскому краю Евсее Васильеве в конце минувшей недели. Федеральный чиновник обозначил три основные проблемы МАПП.

Проблему на МАПП в кабинете обсуждали перевозчики, общественники и чиновники.

Во-первых, трасса к пункту пропуска находится в федеральном ведении, поэтому ответственность за её функционирование лежит на Минтрансе. Ранее правительство страны поручило министерству разработать документ, закрепляющий ответственность за организацию работы, но пока он не появился. Чтобы ускорить эту работу, губернатор Забайкальского края Александр Осипов направил полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу соответствующее обращение.

Во-вторых, на ситуацию влияет отсутствие связи с китайской стороной. Значительные затруднения вызывает организация работы китайского пункта пропуска. По предварительной и неподтверждённой пока информации, китайские пограничники, таможенники и грузчики обедают в разное время, из-за чего обеденный перерыв составляет в общей сложности три часа. Кроме того, с китайской стороны нередко разворачивают транспорт без объяснения причин.

К работе Читинской таможни вопросов не было. По информации Васильева, в начале недели там были трудности, но 25 заболевших сотрудников были заменены, штат укомплектован, но не загружен работой по причине простоя китайских коллег.

Третьей проблемой ГФИ назвал формирование очереди на въезд в Китай — её прозрачность, порядок и принцип формирования.

С очередью возникла интересная ситуация. После открытия границы в январе Минтранс передал Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП — это общественная организация) полномочия по формированию электронной очереди, которая должна была составляться в сотрудничестве с Росгранстроем (федеральное государственное казённое учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» — подведомственное учреждение Минтранса. Росгранстрой отвечает за все виды контроля в пунктах пропуска на госгранице и обеспечивает работу всех федеральных структур на границе).

За короткий срок в очередь было включено почти 1,5 тысячи машин. Однако перейти границу они бы не смогли фактически, так как находились не в Забайкальске — машины, двигавшиеся или собиравшиеся двигаться в сторону госграницы, ставили в очередь заранее, хотя по правилам это было недопустимо.

Местные же перевозчики, которые могли оказаться на МАПП раньше или уже находились там, попали в хвост очереди. Такая несправедливость вызвала, мягко говоря, трения, и, чтобы разрешить их, полномочия по регулированию очереди передали инициативной группе, члены которой получили статус волонтёров. Они приступили к составлению списков с учётом электронной очереди и ситуации на месте.

Однако их работа вызвала недовольство, вылившееся в том числе и в СМИ. В публикациях волонтёров сравнивали с бандитами. Хотя из сказанного на совещании можно сделать вывод о том, что этих людей скорее следует благодарить.

Судя по тому, что звучало в кабинете ГФИ, работу по контролю за очередью на данный момент полноценно выполнять не может никто - ни органы госвласти, ни общественные структуры. Представитель Росгранстроя говорил о том, что Забайкальск находится на особом контроле у центральных органов и для Читинского филиала этого ведомства ввели дополнительно четыре ставки. Однако без принятых на уровне Москвы решений филиал не может выполнять работу.

Привлечь к этому министерство планирования Забайкальского края, которое отвечает в том числе и за международные отношения, тоже невозможно. Вновь появившийся в Забайкалье в статусе министра Александр Ященко напомнил о том, что министерству свою позицию озвучивала прокуратура, которая, грубо говоря, советовала не брать на себя лишние полномочия.

Руководитель Читинской таможни и сотрудник прокуратуры

Сотрудник краевой прокуратуры Александр Филиппов напомнил, что региональное правительство уже пыталось взять за основу опыт Приморья и организовать электронную очередь. Направленный в прокуратуру нормативно-правовой акт был сырым, но если доработать его, то можно принять на уровне края. Однако Васильев напомнил, что в Приморье краевые органы власти могли заниматься очередью, потому что речь шла о региональных дорогах, а к МАППу примыкает федеральная трасса.

Замминистра планирования Забайкальского края Марина Степанова предложила не опираться на приморский опыт — по её словам, электронная очередь там не оправдала себя, только усугубив проблемы с передвижением транспорта.

Как же надо?

Аппарат ГФИ с привлечением экспертов разработал методологию по работе с очерёдностью проезда. По словам федерального инспектора по Забайкальскому краю Владимира Качкова, проблему собираются решать всё же переходом на электронную очередь — пусть даже в сыром виде.

Те списки, которые составляются сейчас при помощи АСМАП, по его словам, даже близко очередью не являются — просто сбор заявлений от перевозчиков. При этом, по мнению Качкова, весь процесс передвижения грузовика надо брать под контроль. За основу будут браться списки АСМАП, внесённые в них перевозчики будут отмечаться в Забайкальске у инициативной группы волонтёров, которые и будут окончательно формировать очередь.

Контролировать этот процесс — без прямого вмешательства — предложили минплану региона.

Коррупция не подтвердилась

Руководитель Сибирского филиала АСМАП Анатолий Антонов высказал претензии к формированию очереди. По его словам, в списки были вписаны «левые» машины, и их ловко меняли, чтобы в Китай въехали нужные люди.

На его претензии ответил замначальника краевого УМВД Александр Никитин. По его словам, после сообщений в СМИ полиция провела проверку, но особого криминала не обнаружила: «В само формирование списков мы влезть не можем, поэтому опросили женщину, которая занимается очередью. Она объяснила, что поток большой, может быть, какая-то машина дважды была внесена в список, но пересечь границу в один день она не могла. Есть ещё вариант - если машину на границе развернули, то на следующий день она становится в начало очереди».

ГФИ обратил внимание на то, что, несмотря на претензии, официальных заявлений в правоохранительные органы не поступало, и призвал обращаться к нему — в случае, если вдруг выявятся факты коррупции или других махинаций с очередью на границе.

Член инициативной группы работающих на границе волонтёров Андрей Токуренов тоже подготовил предложения. Часть из них звучала ещё осенью.

Перевозчиков интересует, почему автомобили, которые перешли российскую границу и не дошли до китайской, вечером вынуждены покидать режимную территорию. При этом они вновь проходят на российской стороне всё таможенное оформление. Ранее, по словам Токуренова, этого не происходило — соответственно эти машины были готовы и сразу утром заезжали в Китай.

Также он предложил согласовывать с китайской стороной готовность вывозимого с сопредельной территории груза, поскольку фиксировались случаи, когда перевозчик заезжал на китайскую сторону пункта пропуска зря - просто нечего было забирать. Также Токуренов предложил уточнять причины, по которым китайские службы не пропускают на свою сторону российские машины.

Пока этими вопросами занимаются две инициативные группы по обе стороны границы.

Подводя итог совещания, Васильев отметил, что с ситуацией продолжит работать координационная группа из представителей минплана, Росгранстроя, забайкальской районной администрации и ОВД. В ближайшее время в Забайкальске появится помещение, в котором волонтёры с участием сотрудников минплана перепроверят существующие списки, уберут из него легковые машины и подвинут вперёд перевозчиков, получающих скоропортящийся товар.

Вопросы к китайской стороне будут переданы с участием читинского представительства Министерства иностранных дел России.

Очередь с 1 марта будет формироваться исключительно по спискам АСМАП, но пока она контролируется в ручном режиме.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления