Культура «Родом из Забайкалья» «Родом из Забайкалья»: Под вальсы Шуберта

«Родом из Забайкалья»: Под вальсы Шуберта

Сфотографировал свою афишу рядом с плакатами о приезде Валерии, Би-2 и других звёзд. В одном ряду с такими людьми...

При слове «ключ» мгновенная ассоциация - скрипичный. Музыка? Несомненно, классическая. Инструмент? Нестареющее фортепьяно! Профессия? Концертмейстер, педагог - везде с душой! Родина? Не задумываясь, Забайкалье! Проект «Родом из Забайкалья» сегодня, как полифония Баха, – многоголосен.

В него вплетены Саратов, Нижний Новгород, Москва и даже Китай. Кто дирижирует? Об этом позже…

Фестиваль «Приглашение домой», который с успехом прошёл на сцене краевой филармонии, состоялся, можно сказать, вопреки. Вопреки расхожему мнению, что классическая музыка сегодня не в моде. И вопреки тому, что якобы на концерт пианиста невозможно собрать полный зал, если это, конечно, не Денис Мацуев... Вопреки скептикам, которые считают, что человека, уехавшего из Забайкалья, не будет тянуть назад. Тянет, признаются молодые музыканты: Наталья Большакова, Ксения Цендра, Светлана Виноградова, Андрей Бурдинский, которые пять, семь, десять, а то и больше лет живут в других городах и странах.

Они с радостью откликнулись на предложение своего педагога, преподавателя техникума искусств Натальи Казанджян.

- Мне хотелось организовать творческий вечер. Тем более, что появился подходящий повод – присвоили звание Заслуженного работника культуры России. Очень хотелось собрать своих учеников, которые разъехались по другим городам. Конечно, я понимала, что приехать им сложно и не только потому, что у каждого работа, семья, дела. Билеты дорогие, что греха таить. Именно поэтому решила обратиться в филармонию с предложением провести такие концерты, чтобы вырученные за билеты деньги пошли на оплату дороги музыкантам, - говорит она.

На предложение Натальи Владимировны дирекция филармонии откликнулась с опаской. Всё те же страхи: билеты на концерты классической музыки не раскупят. Пришлось педагогу проявить коммерческую жилку: самой ходить по музыкальным школам, агитировать за концерты. Билеты разошлись, музыканты прилетели. Фестиваль прошёл на одном дыхании.

- Волновались все. Как же без этого. Сегодня вот первый день, когда ощущается вкус еды, - признаются музыканты за чашечкой чая. Вспоминают, что побудило сделать первые шаги к профессии в музыкальных школах, когда научились отличать «диез» от «бемоля», а «стаккато» от «легато», как было интересно в училище и с какими сложностями столкнулись на чужбине. Обсуждали больные вопросы финансирования, отсутствия кадров на селе, упадка музыкальной культуры общества…

Андрей Бурдинский связал свою жизнь с музыкой случайно. Соседям привезли пианино, долго и упорно его выгружали и заносили. Андрея это впечатлило, и он тоже захотел такой инструмент. Родители отвели в музыкальную школу. А уже в училище его привела сама Наталья Владмировна. Увидела на конкурсе, как юный музыкант делает сложные технические элементы во время исполнения сонаты Бетховена и сразу поняла, что это талант. Не ошиблась. После училища – Нижегородская консерватория, а затем - работа зарубежом. Уже 6 лет Андрей живёт и работает преподавателем-экспертом в консерватории китайского города Шэньян. В Чите Андрей не был 8 лет.

- Предложили хорошие условия работы в Китае. Год, два – подучил язык, хотя до сих пор на уроках присутствует переводчик. Помогает в переводе терминологии, - рассказывает Андрей.

По словам музыкантов, сейчас представители Поднебесной увлечены классической музыкой. Помимо того, что привлекают на работу российских специалистов, ведь наша академическая школа самая сильная в мире, отправляют молодёжь на учёбу в Россию. Музыкальные образовательные учреждения в центральной России сейчас наполнены студентами из Китая.

- Технически они сильные, а вот в эмоциональном плане отстают. Хотя, вспомните фигурное катание, где поначалу тоже так было. Потом привлекли российских тренеров, - и появились эмоции, - рассуждают музыканты.

Сам Андрей своих учеников любит и ценит, говорит, что много талантливых. На приглашение участвовать в фестивале откликнулся с лёгкостью, желанием. Шутит: «Сфотографировал свою афишу рядом с плакатами о приезде Валерии, Би-2 и других звёзд. В одном ряду с такими людьми».

Наталья Большакова на фестиваль приехала вместе с супругом Сергеем. Он тоже музыкант. Работает в Академии музыки им.Гнесиных. Наталья работает концертмейстером «Класс-центра Казарновского». Сергей - коренной житель российской столицы - высоко оценил высокое забайкальское небо, солнце, широкие проспекты, да и фестиваль. Сама Наталья рассказывает, что в музыкальную школу её привели родители. Не из музыкальной семьи, она создала свою – музыкальную. Восьмилетняя дочь уже играет на скрипке, с желанием осваивает новые инструменты. Наталья говорит, что обязана довести её хотя бы до уровня профессионального, грамотного слушателя.

«Пианино раньше было ценностью. Не всем детям его покупали. Сначала старались понять: есть способности или нет. А сейчас инструменты выбрасывают на помойку. Музыка не котируется. Хотя в больших городах последнее время чувствуется родительская заинтересованность, детей записывают в музыкальные школы», - говорит Наталья.

И если в крупных городах часто невозможно устроиться на работу по специальности, то в Забайкалье огромный дефицит кадров, особенно в районах. Например, если в советское время в Агинском районе работало 30 музыкальных школ, то сейчас осталось 4.

Наталья считает, что занятия музыкой не обязательно рассматривать как свою будущую профессию. Можно и нужно заниматься для души и общего развития.

- Люди, которые закончили музыкальные школы, на мой взгляд, выделяются. Их сразу видишь и чувствуешь. Занятия музыкой полезны для любого ребёнка.

Светлана Виноградова пошла в музыкальную школу вслед за старшей сестрой. И уже через пару месяцев, играя в куклы, поправляла сестру: «там фа диез, а ты бемоль играешь». Изящная, утончённая Светлана сейчас живёт и работает в Саратове. В Читу приезжает регулярно: здесь отчий дом и родной воздух.

- Такие фестивали очень полезны. Дети приобщаются к культуре. Мы надеемся, что зрители остались довольны. Ведь они - главные наши судьи, - говорит Светлана.

Музыканты с благодарностью отзываются о своём педагоге. Говорят, что своими успехами обязаны именно ей. Шутят: кто попал к Наталье Владимировне, просто так не отвертится.

Участники фестиваля считают, что культуру в регионе нужно поднимать. Идти по пути приглашения раскрученных «попсовых звёзд» – легко. Нужно хотя бы на йоту задумываться о пользе таких концертов.

- Наш фестиваль - это лишь маленький кирпичик в становлении большого дома. Но он показал, что есть люди, заинтересованные настоящей музыкой, - говорит Светлана Виноградова

Ксения Цендра радуется, что Чита её встретила теплом. Теплом не только на улицах, но и на лицах людей, которые посетили фестиваль. Поэтому в Забайкалье ей больше всего нравятся люди.

Ксения из семьи музыкантов. Профессиональный выбор прошёл легко. Сейчас она живёт и работает в Нижнем Новгороде.

- В Чите я не была 10 лет. Такой фестиваль даёт возможность увидеть детям, что ученики читинских музыкальных школ, могут поступать в консерватории, отлично их заканчивать, играть на известных сценах. Это стимулирует ребят, - говорит Ксения.

Только вот опаску родителей, которые, если и водят детей в музыкальные школы, то противятся поступлению в музыкальное училище, понять можно. Проблема в мизерных зарплатах работников культуры. Причём, не только у нас в Забайкалье, но и в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде.

- Работаем на энтузиазме, - хором признаются музыканты.

Работают с желанием, на благо страны, как бы пафосно это ни звучало. Во время разговора никто не высказал сомнения, что это всё временно, что нужно искать прибыльные места, завязывать с преподавательской работой. За это им, получившим здесь путёвку в жизнь, и нашим живущим в Чите музыкантам – спасибо! Их судьбой, жизнью и работой каждодневно дирижирует музыка!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления