Культура Культурный слой «Культурный слой»: Григор Варданян

«Культурный слой»: Григор Варданян

Почему красивым должно быть частное, а не общественное? Почему государство не делает современные музыкальные школы с современным оборудованием? Да в конце концов, почему у преподавателей такие зарплаты?

Два года назад Григор Варданян уже был в гостях у «Чита.Ру». Тогда вопросы ему задавали посетители портала, а жизнь Григора была несколько иной. Он и сегодня тот же виртуозный скрипач с лучезарной улыбкой, приветливый и открытый. Но старше на два года и с двухлетним опытом работы преподавателя.

— Где ты родился?

— В Ереване. Я прожил там до 1994 года, 18 лет.

— Основы музыкального образования получил там?

— Да. Это была школа искусств №1 города Ереван. Скрипачом становиться не думал, хотелось играть на гитаре. Вырос я на музыке фанк, любимым исполнителем детства был Джеймс Браун. Поэтому от скрипки я был далёк, но записали в музыкальной школе меня именно на скрипку. Потому что обнаружились хорошие природные данные. Мне тогда это не нравилось. Всё-таки классическая музыка — это очень зрелая, непростая музыка. Поначалу очень важно, чтобы ребёнку было интересно. Мне не было интересно, я не понимал, чего от меня хотят. Но со временем понял, и скрипка стала частью моей жизни. Очень многое зависит от преподавателя. Мы все от природы очень ленивые, и, судя по моему опыту, детей надо заставлять заниматься.

— А как дела были в общеобразовательной школе?

— До 6-го класса я был круглым отличником. Потом поменял школу, и там была такая атмосфера, что я потихоньку скатился. И социальная обстановка в Армении была сложная, забастовки, и родителям не до нас было из-за многих проблем. А нам это всё нравилось, лишь бы не учиться. Повторюсь, что за ребёнком надо следить, упустить его очень легко. В какой-то момент меня упустили. Но потом, когда пришла пора делать выбор, мы с родителями решили, что я буду заниматься музыкой, потому что школу я окончательно запустил.

— Я неоднократно сталкивался с мнением, что дети из музыкальных школ отличаются от тех, кто ходит только в обычную школу. Что у первых выше уровень внутренней культуры.

— Абсолютно согласен. Дети из музыкальных школ и умнее, и воспитаннее. Больше учителей, больше общения со сверстниками, причём общения высокого. Эта внутренняя культура имеет колоссальное значение.

— Сейчас ты сам стал преподавателем?

— У меня появилась возможность попробовать себя в преподавании, и я уже два года преподаю во Дворце молодёжи «Мегаполис». Пытаюсь научить детей правильно играть на скрипке.

— На примере классики или в молодёжном ключе?

— Что значит сейчас «молодёжная музыка»? В основном, это просто кошмар.

— Простая мелодия, простой ритм. То, что легко воспринимается и воспроизводится начинающими.

— Есть, конечно, и популярная классика. Но, в целом, научиться играть на скрипке очень сложно. Репертуар можно выбирать потом, по своему вкусу. Но базой может быть только классика.

— А музыка, которую ты сам слушал в детстве, фанк, находит отражение в том, что ты делаешь сейчас?

— Сейчас я люблю и слушаю разную музыку. А исполнял я в разное время и современную музыку, и классику, и джаз. И пришёл к выводу, что нет плохой музыки. Всё зависит от того, как ты её через себя пропускаешь.

— И что пропускаешь через себя сейчас?

— Сейчас мало времени остаётся на себя, потому что сдвиг произошёл в сторону преподавания. Кому-то может показаться, что у меня немного учеников — семь. На самом деле, это много. Ты ведь не просто сидишь и смотришь, как дети играют. К каждому свой подход, индивидуальные занятия. Но уже есть и успехи.

— В советское время были свои детско-юношеские организации, со своей структурой, методикой. Сейчас ты работаешь в современном Дворце молодёжи. Как ты оцениваешь целесообразность и эффективность его работы?

— Это очень доброе и правильное начинание. По большому счёту, в городе для детей немного занятий. А здесь предлагается именно то, что им интересно, современные формы культуры, танца, вокала, и это хорошо. Это молодое начинание, и если всё будет правильно организовано, то и дальше оно будет хорошо развиваться.

Сейчас все любят говорить и очень мало делают. По телевизору детям показывают, что у всех есть машины, квартиры, ремонты, таиланды. Но почему-то не показывают, что всё это нужно заработать трудом, усилиями. Что нужно не ходить по улицам и пить что попало, не вести праздный образ жизни, а прилагать усилия. В этом смысле сейчас в плохую сторону смещён акцент. А Дворец молодёжи это исправляет. И очень плохо, что о «Мегаполисе» иногда говорят, что это пафосная, мажорная контора. Многих даже отпугивает этот интерьер, когда всё сделано современно и красиво. Не надо этого бояться, к этому, наоборот, надо привыкать. Дети приходят ко мне и видят красивые стены, инструменты, красивую мебель. А в музыкальных школах всё хоть и покрашено, но убого, всё старое. Меня это возмущает. Не школы возмущают, а порядок, при котором эти школы выглядят так же, как 20-30 лет назад.

Почему красивым должно быть частное, а не общественное? Почему государство не делает современные музыкальные школы с современным оборудованием? Да в конце концов, почему у преподавателей такие зарплаты? Чиновники получают огромные зарплаты, становятся с каждым годом богаче, а наши преподаватели живут нищими. Почему чиновники учат детей за рубежом и не думают о том, что здесь наша страна? Построили онкологический центр и что? Нужно думать, откуда у нас онкологические заболевания, откуда грязь, почему исчезает лес, где воздух.

— Та самая внутренняя культура, о которой мы говорили, играет здесь не последнюю роль.

— Абсолютно верно. Огромное влияние на жизнь в целом. Наверное, нужно из советского опыта что-то хорошее взять и воплощать это сейчас, с современными возможностями. Посмотреть на то, какой была школа, дополнительное образование, подход к воспитанию. Мы не до конца понимали, что такое пионерия, но было престижно и почётно — помогать старшим, собирать металлолом, убирать улицы. Я не знаю, как это делалось, но всё это было интересно. А сейчас это исчезло. Дворец молодёжи пытается это делать, несмотря на то, что ему постоянно суют палки в колёса. И здесь единственное, чего хочется — чтобы не разбегались люди. В Забайкалье не работает стереотип «незаменимых людей нет». Мол, уйдут эти, придут другие. У нас и так мало людей, которые что-то умеют. А те, кто умеет — уезжают. И на это власти тоже не смотрят. Уедет один, второй, третий, кто здесь останется?

Недавно я смотрел по каналу «Культура» выступление «Виртуозов Якутии» и был поражён уровнем. Я, как человек из этой сферы, начинаю думать о том, в каких же условиях они там работают, чтобы добиться таких результатов. Что они не вынуждены искать средства к существованию, а занимаются только музыкой. В отличие от преподавателей наших музыкальных школ и нашего музыкального училища. Которое, кстати, называется, техникумом искусств. Одно название отталкивает. Я благодарен училищу, Эдварду Станиславовичу Маковскому — бывшему директору, всем преподавателям, которые там до сих пор мужественно трудятся. Но я абсолютно убеждён, что они сейчас очень недовольны своим положением. Наши прекрасные, сильные преподаватели не нужны, и при таком отношении они уходят и будут уходить.

— Что пожелаешь забайкальцам?

— Зима затянулась, но скоро весна. Желаю тепла. Желаю, чтобы государство обратило внимание на людей, чтобы наш город зацвёл, чтобы люди в нём жили счастливо.

1 из 2

Прелюдия из партиты № 3 E-dur

Зима (из цикла Времена года)

Праздничный танец

Восточные мотивы

Heyser Bulgar

Сиртаки

Все фотографии из личного архива Григора Варданяна

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления