Одним из самых обсуждаемых событий последнего времени стало назначение исполняющим обязанности министра культуры края Виктора Колосова. В дни, когда это назначение только обсуждалось, одни работники культуры начали открыто говорить о необходимости перемен, другие осторожно подписывали письмо в поддержку безвозвратно потерявшей свои позиции Галины Сыроватки.
Одним из маркеров современной культуры в крае стал проект «Культурный слой», в котором получают возможность высказаться люди, олицетворяющие собой нынешнюю культуру. За время подготовки многих материалов для «Культурного слоя» мы чётко поняли, что стиль и результаты работы Галины Сыроватки мало кого устраивали. Специально для вновь назначенного Виктора Колосова мы собрали некоторые из высказываний, которые уже были опубликованы ранее в текстах рубрики. Мы уверены, что историк и археолог Виктор Колосов знает о плачевном состоянии многих археологических памятников и очень быстро решит эту проблему. И хотим обратить внимание на другие стороны культурного пространства. Пусть эта подборка станет небольшой шпаргалкой в работе, напоминанием о том, что культура — это не только пыльные книги, старинные экспонаты, ноты и документы. Это ещё и живые люди.
Александр Числов, художник, педагог
— Сейчас идут большие изменения в министерстве культуры края. Есть ли у вас пожелания новому руководству?
- Я зарабатываю деньги коммерческими проектами и никаких бонусов от государства не жду. Хотелось бы, чтобы новые люди адекватно воспринимали нашу художественную среду и не говорили, что есть великий художник Николай Орлов, а кроме него никого и нету. Вот есть некоммерческий художник Цымбало. Если продвигать его искусство, то только на запад. А в Чите у него нет перспектив. Я считаю, что системе можно отдать много лет, но всегда есть риск, что она отторгнет тебя из-за любой мелочи.
— А как вам нравится идея создания Дома художника?
Этот дом будет содержать государство, и сразу понятно, кто там будет выставляться. В первую очередь члены Союза художников, потом — кандидаты, потом — те, кто сумел позвонить и договориться через знакомых. То есть будет та же вялотекущая коррупция, которая есть и так.
Ирина Дроздова, бард, автор программы «Гитара по кругу»
— Сегодня широко на поверхности звучит поп-музыка, шансон, но не авторская песня.Скажите, как специалист, в каком состоянии сейчас этот жанр?
— Точно могу сказать, что в Западной Сибири отношение к бардовской песне очень хорошее. Там полные залы и обилие мероприятий. Если смотреть в положение их фестивалей, то в поддержке там министерство культуры, комитет по молодёжной политике, губернатор, мэр. Чувствуется, что движение процветает там, где есть внимание и помощь администрации. Непонятно, почему такой поддержки нет у нас, и очень хотелось бы, чтобы она была. Ведь если столько людей полвека занимается авторской песней, значит, это нужно.
Григор Варданян, скрипач, педагог
— Очень плохо, что о «Мегаполисе» иногда говорят,что это пафосная, мажорная контора. Многих даже отпугивает этот интерьер, когда всё сделано современно и красиво. Не надо этого бояться, к этому, наоборот, надо привыкать. Дети приходят ко мне и видят красивые стены, инструменты, красивую мебель. А в музыкальных школах всё хоть и покрашено, но убого, всё старое. Меня это возмущает. Не школы возмущают, а порядок, при котором эти школы выглядят так же, как 20-30 лет назад.
Почему красивым должно быть частное, а не общественное? Почему государство не делает современные музыкальные школы с современным оборудованием? Да, в конце концов, почему у преподавателей такие зарплаты? Чиновники получают огромные зарплаты, становятся с каждым годом богаче, а наши преподаватели живут нищими. Почему чиновники учат детей за рубежом и не думают о том, что здесь наша страна? Построили онкологический центр и что? Нужно думать,откуда у нас онкологические заболевания, откуда грязь, почему исчезает лес, где воздух.
Недавно я смотрел по каналу «Культура» выступление «Виртуозов Якутии» и был поражён уровнем. Я, как человек из этой сферы, начинаю думать о том, в каких же условиях они там работают, чтобы добиться таких результатов. Что они не вынуждены искать средства к существованию, а занимаются только музыкой. В отличие от преподавателей наших музыкальных школ и нашего музыкального училища. Которое, кстати, называется, техникумом искусств. Одно название отталкивает. Я благодарен училищу, Эдварду Станиславовичу Маковскому — бывшему директору, всем преподавателям, которые там до сих пор мужественно трудятся. Но я абсолютно убеждён, что они сейчас очень недовольны своим положением. Наши прекрасные, сильные преподаватели не нужны, и при таком отношении они уходят и будут уходить.
Людмила Шаликова, архитектор, художник
— Где вы показываете свои работы?
— В музейно-выставочном центре выставляться мы вынуждены. Потому что большую краевую выставку сделать больше негде. Небольшие выставки проходят в городской галерее на Бабушкина-Шилова. Выставляемся в нархозе, в комитете по имуществу края. Осенью была выставка в Хайларе. Но, конечно, нужен Дом художника, где были бы выставочные площади. Где был бы свой салон красок, материалов, потому что всё безумно дорого, и у многих художников просто нет возможности приобретать здесь. Все ищут какие-то варианты, везут подешевле краски,холсты, кисти из Китая. Они похуже, но можно работать. Кто-то везёт из Иркутска. Я привожу из Питера. Нет места для общих собраний. Собираемся по мастерским.
— Что нужно, чтобы Дом художника в Чите появился?
— Вообще-то, председатель отделения Союза Художников Орлов на встрече с губернатором обсуждал эту проблему и, кажется, нашел положительный отклик.
Сейчас много говорят о том, что люди никуда не ходят, что всё есть в интернете, а живое сейчас никому не нужно. Неправда. Ходить некуда. Вот показатель – на открытии выставки народ есть всегда. На«Цветущем багульнике» залы всегда забиты. А больше ходить некуда. Во многих городах можно выбрать. А тут не выбираешь, а сидишь и ждёшь по полгода. Это беда.
Алексей Зозулин, музыкант
— Объективно оценивая читинскую афишу, ты согласен, что сейчас мало на чей концерт в Чите можно сходить?
— Да.
— А что нужно, чтоб ситуация менялась к лучшему? Деньги, организация?
— Поддержка. Поддержки администрации совсем не чувствуется. Может быть, они в других сферах и молодцы, но в музыке этого не видно.
Мне кажется, молодым музыкантам ждать поддержки от администрации не очень разумно.Она, конечно, должна быть, но целиком рассчитывать на неё не приходится, нужно,наверное, как-то самим объединяться? Взять тот же Екатеринбург. Там есть мощная организация молодых музыкантов, и все друг друга знают. Любой молодой человек может назвать несколько десятков тамошних групп. Музыканты собираются в определённом месте. Большой вклад в это внесли Шахрин из «Чайфа», Бобунец из«Смысловых Галлюцинаций». Исходя из того – нужен лидер. Человек, который понимает в музыке, который будет общаться и с нашими музыкантами, и с ребятами из других городов. К нам ведь даже иркутяне не приезжают. А в Улан-Удэ приезжают. Почему? К нам их никто не зовёт. Но прежде нужно читинских музыкантов познакомить друг с другом.
Валерий Баширов, скульптор
— Что нужно, чтобы скульптура появлялась не только в парке ОДОРА, но и на улицах Читы?
— Ну, например, в Бурятии мэр города очень плотно сотрудничает со скульптором Александром Мироновым. И в Улан-Удэ с уличной скульптурой дела обстоят в разы лучше. Но главное, что ведь это не сиюминутные решения. Если в городском пейзаже ставится скульптура, то предполагается, что она будет стоять на этом месте всегда. Это значит, должно быть место. А чтобы было место, не нужно бездумно застраивать, совать сооружения в любое свободное пространство. А то, как у нас сейчас застраивается всё, – это просто произвол какой-то. Тот же район магазина «Сувениры». Необходимо оставлять рекреации, чтобы люди могли посидеть на лавочках, на что-то посмотреть.
— Может быть, играет роль то, что в Бурятии – Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств? А у нас – только художественная школа.
— Есть ещё пединститут. Но там всё урезали так, что ничему уже не научишь. Я не могу понять, почему всё делается так, чтобы искусству было хуже. У японцев дети в школах рисуют пять раз в неделю. А у нас – хорошо, если один. А это развитие объёмно-пространственного воображения. Нельзя играть целыми днями в стрелялки на компьютере. Рисование, музыка, поэзия делают человека человеком. И всё это закладывается только в детстве.
Роман Цымбало, художник
— Сейчас вы видите, знаете молодых талантливых художников в Забайкалье?
— Конечно. В вузах есть и студенты, и очень хорошие педагоги. Пока всё держится. Самое плохое, что педагогов задавили бумагами, писаниной. И они вместо того, чтобы нормально преподавать, вынуждены больше писать. А вообще, Чита была всегда интересной. Есть потенциал. Есть молодёжь. Главное, так считают многие художники, чтобы нам вернули художественный музей.
Письмо в редакцию
Почему-то нашему руководству (губернатору) нет дела до памятников архитектуры! Такой памятник находится по адресу Нерчинско-Заводский район, село Нерчинский Завод. Там находится одна очень красивая купеческая усадьба, которая скоро просто развалится. Куда только я не обращалась за помощью о её реставрации — мне везде отвечают, что нет таких средств, они не выделяются из бюджета. Очень хотелось бы, чтобы люди посмотрели «как исчезает наша история»...