Культура Культурный слой «Культурный слой»: актёр и режиссёр Алексей Тебеньков

«Культурный слой»: актёр и режиссёр Алексей Тебеньков

...театральное искусство в Чите - одно из старейших. И за более чем 100 лет читинская публика многое повидала и многое знает. Культура Читы немыслима без театра, и в череде театральных публикаций «Культурного слоя» появляется первая - о нашем известном ак

Если абстрагироваться от традиций казачьей песни и городского романса, народной кадрили и свадебных песен с танцами, то получится, что театральное искусство в Чите - одно из старейших. За более чем 100 лет читинская публика многое повидала и многое знает. Культура Читы немыслима без театра, и в череде театральных публикаций «Культурного слоя» появляется первая - о нашем известном актёре и начинающем режиссёре Алексее Тебенькове.

- Как и в каком возрасте ты пришёл к театру?

- Свою сценическую карьеру я начал с 4-го класса. Девять лет танцевал, но никогда не думал, что свяжу свою жизнь со сценой. Но потом мама устроилась в театр, там узнали, что я танцую. И медленно, через массовки и сказки, я втиснулся. В 11 классе всё шло к тому, что поступил бы в железнодорожный институт, но я уже начал работать монтировщиком сцены, а Николай Алексеевич Березин набирал курсы. И я попал на другие рельсы.

- То есть тебя эта атмосфера зацепила уже в школе?

- Театр — это то, от чего нельзя просто так избавиться. Он затягивает и не отпускает. Многие люди приходят в театр по несколько раз — увольняются, возвращаются. И вот уже 20 лет я убеждаюсь, что театр притягивает определённый круг людей, которые любят его и будут любить.

- Что из себя представляло обучение на березинских курсах?

- Актёрское обучение очень сложное, продолжается с утра до ночи. Мы были молодыми, без семей и оставались в театре ночами. Репетировали, делали перестановки, технические репетиции, помогали рисовать декорации, шить костюмы, делать бутафорию — то есть проходили полностью всю школу театра. А что касается спецпредметов — то это большой труд, который продолжается на протяжении всей жизни. Нужно постигать, совершенствовать, нужно будоражить себя, искать в себе новые краски, черпать новое из жизни.

- Жил да был себе Лёша Тебеньков, а потом вдруг стал примерять на себя маски героев пьес. Каково это? Изменило ли это тебя?

- Для студента ничего тяжёлого нет, студент готов на всё. И, как говорят театралы, в студенчестве нужно наиграться. То есть брать и играть всё, что можешь и не можешь. А дальше за человеком идут те амплуа, которые за него зацепились. Конечно, студенчество в этом смысле даёт большую свободу. Но не все этим пользуются, не все понимают, как это важно. А те, кто пробует себя в разных амплуа, добиваются большего.

1 из 4

- Ты относишься к сторонникам традиционной школы театра или открыт для новых веяний?

- Театр — это живой организм, который меняется вместе со временем. Конечно, есть система Станиславского, который оживил актёрское искусство, и от неё никуда не уйдёшь, ей нужно следовать. Если ты владеешь этой системой, ты будешь готов к любым изменениям — и к модернизму, и к постмодернизму, и к авангарду. В своё время Мейерхольд, Таиров, Вахтангов занимались поисками новых течений в театре на основе, опять-таки, системы Станиславского. Я никогда не отрицал что-то новое. Я всегда «за», если это хорошо, вкусно, умно.

- При этом ты являешься учеником березинской школы?

- Да. Он выпустил три поколения артистов. Мы, бесспорно, его питомцы. Он дал нам зелёный билет в жизнь. От нас, к сожалению, всё далеко, и обучение в хорошем вузе того же Иркутска не каждый может себе позволить. И когда я пришёл в театр, в нём были разные школы — свердловская, новосибирская, иркутская. И когда пришёл Березин, а это были 90-е годы, он понял, что не поднимет театр, если не сделает собственную студию. Он пошёл на этот шаг и этим дал будущее нашему театру.

- Читинский театр много гастролирует?

- Можно сказать, что мы являемся одним из самых гастролирующих театров России. Все этому удивляются, тем более, что живём мы очень далеко и билеты обходятся довольно дорого. Но Березин всегда старался вывозить всех. Он открывал для нас мир, и мы не сидели на месте, не варились в своей каше. Мы проехали и Россию и ближнее зарубежье. В Одессе, например, были три раза. Где-то, как в Одессе, уже сложились добрые, дружеские отношения.

- Как ты оцениваешь наш театр на общероссийском уровне?

- Где бы мы ни были, большинству наши спектакли нравятся. По моим личным ощущениям, наш репертуар действительно высокохудожественный, потому что Николая Алексеевича всегда интересовали высокие темы, то, чем живёт человек — честь, любовь, добро, справедливость. И эти общечеловеческие темы затрагивают жителей всех уголков страны. В этом смысле мы ничуть не ниже среднестатистического российского театра.

- Какие спектакли ты ставил?

- Я поставил «Недоросля» будучи ещё актёром. Потом, уже поступив на режиссёрский факультет, я работал над комедией «Американская рулетка». И вот сейчас в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» я был ассистентом режиссёра. То есть постепенно опыт накапливаю.

- Как тебе режиссёрская стезя?

- Нравится, но это безумно ответственно. Вести за собой людей — это обязывает. Нужно быть самоорганизованным, подталкивать себя к самообразованию, идти в ногу со временем и быть активным гражданином. Это ответственно, сложно и очень интересно.

1 из 3

- Твой любимый спектакль из репертуара театра?

- Можешь дать свою рецензию, например, на «Леди Макбет Мценского уезда»?

- Это один из последних спектаклей, которые мы поставили. Зрители его теперь смогут увидеть только осенью, в следующем сезоне. Слава о спектакле уже идёт, он пользуется спросом и проходит с аншлагами. Речь идёт о женщине, которая ради любви убивала своих родственников, в результате попала на каторгу и покончила с собой. В спектакле режиссёром сделан упор на то, что человек теряет не только себя, но и веру. Мне кажется, что в наше время, когда вопросы религии отходят на второй план, конечно, это актуально. Пришло время напомнить людям о ценностях, о вопросах нравственности и морали. Был период, когда это никому не было нужно, но сейчас мы опять выходим на этап, когда пора задуматься, для чего мы живём на этой земле.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления