Культура Выставка Никаса Сафронова: Глянь на глянец

Выставка Никаса Сафронова: Глянь на глянец

«Это событие имеет огромное значение для культурной жизни вашего города». Примерно такими словами на презентации персональной выставки Никаса Сафронова начал свою короткую речь арт-директор его студии Руфат Ахметов. «Действительно?

Обещанного появления Никаса Сафронова собственной персоной в Чите не состоялось. Пока здесь открывалась его персональная выставка, сам Никас лежал в больнице, восстанавливая зашибленную весной руку.

«Это событие имеет огромное значение для культурной жизни вашего города». Примерно такими словами на презентации персональной выставки Никаса Сафронова начал свою короткую речь арт-директор его студии Руфат Ахметов. «Действительно?» — мысленно спросил я и пошёл вдоль экспозиции.

1 из 2

Почему-то сразу вспомнилась дурацкая песня «Мы попсовые — значит клёвые». Пожалуй, это самая попсовая выставка, на которой мне когда-либо приходилось бывать. Во-первых, потому что выбранные художником сюжеты мало чем отличаются от бесконечных сюжетов в глянцевых журналах, которыми завалены прилавки всего мира, в том числе и Читы. Лица, костюмы, коллажи, цитаты великих мастеров прошлого. На одной картине блестят стразы. Гламур сказал «Надо!», Никас ответил «Есть!».

Во-вторых, от большей части полотен возникает ощущение чего-то ненатурального. Е220, подсластитель и стабилизатор. Какое-то неявное присутствие «фотошопа». И в первую очередь, это относится к растиражированным портретам знаменитостей, визитной карточке художника. Все портреты маслом, начиная от Максима, прости господи, Галкина, заканчивая Вуди Алленом, рассматривают героев произведений как часть коллажа или истории с переодеванием. И на некоторых работах, простите мне моё субъективное мнение, голова живёт совершенно отдельно от костюма и рук. Как, например, здесь.

Филигранно выписанные текстуры и орнаменты, драпировки и причёски вызывают уважение, но далеко не трепет. Невозможно отделаться от воспоминания, что Никаса Сафронова неоднократно обвиняли, будто его картины — это не картины в классическом понимании, а раскрашенные фотографии. То, что принято называть поп-артом. Тоже искусство, но не совсем живопись, а масс-маркет. Очень, очень дорогой масс-маркет. В среднем, картина художника стоит 50 000 долларов, но это далеко не потолок для цены.

1 из 3

Пейзажные работы художника выглядят точь-в-точь, как фотографии рекламных туристических проспектов, то есть опять же, как глянец. Вот Египет, вот Индия.

«Ах, да, а это моя скромная хижина в Италии», — говорит нам художник.

1 из 2

Есть на выставке и работы, которые не имеют отношения к виллам и путешествиям, знакомствам и кино-симпатиям художника. На этих работах спесь и пафос живописца отходит на задний план, и неожиданно проявляется какая-то его наивность. Наивность задумки и наивность в исполнении.

1 из 4

Пожалуй, если бы не галактических масштабов пафос, который с прошлого века раздувает вокруг своей персоны и своих картин Никас Сафронов, я бы подумал, что он хочет сказать нам всем: «Живопись — это весело! Веселитесь!». Но Никас с упорной серьёзностью твердит, что он гений, а его полотна — едва ли не самое интересное, что происходит сегодня с живописью в стране. С такой точки зрения у меня появляются мысли о том, что король-то голый.

Посмотреть на картины, конечно, стоит. Составить о гламурной экспозиции собственное мнение, поддержать музейно-выставочный центр, не побоявшийся взяться за организацию этой выставки. Сравнить её, в конце концов, с тем, что экспонируется на первом и втором этажах. Мне картины второго этажа, такие, как размещённая ниже, гораздо ближе и волнуют они гораздо сильнее. Но это только частное мнение. Возможно, картины Сафронова мотивируют прийти в музей тех, кто давно забыл, или вовсе не знал туда дорогу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления