Послушать настоящие песни семейских в настоящем, подлинном исполнении - редкая удача. В 2001 году их духовная культура была провозглашена «шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список ЮНЕСКО. Потомки русских старообрядцев, вынужденных обживать Забайкалье времён первопроходцев, трепетно и свято хранят традиции своих предков. Сегодня семейские - это не просто культурная ветвь, а самостоятельная этнографическая группа со своими, отличными от других костюмами, песнями, бытовыми укладами и даже нравами. Одним из немногих хранителей традиции семейских в нашем крае стал фольклорный ансамбль «Музейная мозаика», с которым нам посчастливилось познакомиться довольно близко.
Мы работаем при историко-этнографическом музее имени Николая Васильевича Гладких. Состав, который сейчас выступает перед вами, работает второй год. Раньше при музее тоже был коллектив, правда, с другим названием, но он распался. Так бывает, люди приходят и уходят. Теперь новому составу приходится заново завоёвывать зрительскую аудиторию. Выступаем и в районе, и в Чите. Как раз сейчас собираемся в ваш город.
Создание коллектива было навеяно временем. Мы понимали, что музей - это хранитель материальной культуры народа. Но ведь и духовную культуру тоже нужно сохранять. Мы пригласили женщин, которые просто начали ходить в музей, попить чаю. За чашкой чая начали исполнять песни. Пошло так хорошо, что решили тут же, при музее начать работать как полноценный коллектив. Работать с ними интересно.
В коллективе собрались люди с разных деревень. Каждая из этих женщин - носительница своего старинного голоса. Что-то перешло от бабушек, у кого-то дед хорошо пел. И вот эти песни из детства они по очереди приносят, и мы всё пробуем, разучиваем. А бывает так, что и сейчас где-нибудь услышим красивую песню и подхватываем её: «А давайте выучим?»
Несмотря на возраст, мы коллектив мобильный, лёгкий на подъём. На концерты едем с удовольствием. Даже непроходимые дороги нас не пугают.
Костюмы мы делаем сами, но не полностью. Вот эта ки́чка (старинный женский головной убор) на мне - это уже новодел. И это облегчённый вариант для сцены. А вот этот за́пон (передник) на мне - старинный, семейский. Это мой талисман, в котором мне нравится выступать. Ношу я его уже лет 10. Сарафаны нам шьёт женщина, хранительница нашего музейного филиала в селе Качон. Мама у неё тоже была семейская, выступала и в Москве, и на Кипре. Она сохранила эту культуру и сегодня шьёт нам по оригинальным выкройкам.
Даже на уровне деревень есть различия и в песнях, и в костюмах. В Урлуке костюм будет один, в Качоне - другой. У одних перед низкий, у других - повыше. Оборки, как у меня - это качонские, а у некоторых женщин оборки, как в Хилкотое. На себе мы чувствуем слияние и смешение разных традиций.
5 октября нас пригласили в Бурсомон, на бурятскую землю. Это значит, что идёт культурный диалог.
Мы находим время заниматься с ребятишками. Записали всего две песни, но даже если не записывать их, они будут передаваться следующим поколениям.