В разное время разные люди имели дело с геологом Вячеславом Вьюновым и с поваром, носящим такое же имя. Кому-то прилетал удар в голову от боксёра Вьюнова, а кто-то видел тихого молодого Вячеслава Вьюнова, хлопочущего по хозяйству в церкви. Но во все периоды свой разноцветной и богатой на крутые повороты жизни Вячеслав Вьюнов был и остаётся поэтом. Сегодня, сделав паузу между семинаром для молодых писателей и презентацией чьей-то книги, на которой Вьюнов выступает оппонентом, член Союза писателей и признанный забайкальский поэт рассказывает о духе времени, в которое писались и пишутся его стихи.
– Откуда вы?
– Я родился в Чите по адресу Кочеткова, 5. Сейчас этот дом снесли. Тогда вокруг не было никаких пятиэтажек, а сразу за нашим домом начинался лес, в котором мы собирали грибы. Учился в школе №47 в трёх кварталах от дома. У нас тогда среди мальчишек считалось шиком зимой не надевать куртку и шапку, а добежать до школы бегом в одной школьной форме. Так началась моя закалка.
– А как начали путь поэта?
– После службы в ВВС я поступил в Иркутский геолого-разведочный техникум, но через несколько лет разочаровался в профессии геолога и поступил на филфак Иркутского университета. Потом был Литературный институт имени Горького в Москве. Так началась моя литературная жизнь.
А потом начались скитания. Я сменил 19 профессий. Работал служкой в Иркутской Крестовоздвиженской церкви, корреспондентом отдела партийной жизни, взрывником, охотником-промысловиком, лесником.
– Значит ли это, что вы быстро перегораете, освоив что-то новое?
– Да. Узнав какую-то специальность, её базовые навыки, я начинаю скучать и хотеть чего-то другого. Я выучился на повара пятого разряда и работал в ресторане шеф-поваром, но связать с кухней всю жизнь я не мог и не смогу. Если мне лень идти утром на работу, эту работу нужно моментально бросать и искать другую.
– Помог ваш разносторонний опыт в писательской практике?
– Конечно. Для того чтобы описать, как входит гвоздь в сосновую доску или лиственничный брус, нужно хотя бы раз взять молоток и попробовать сделать это. Иначе ты не опишешь это правдиво.
– Ваше творчество крепко связано с Забайкальем?
– Моя география очень раскидана. Я был на Чукотке, Колыме, в Гоби, Монголии, Прибалтике. Моя поэзия не связана с конкретным местом. Скорее с состояниями души, которые человек одинаково испытывает в любой точке планеты. Вот несколько строк:
Я жизнь не оставляю на потом
Я днями, как монетами, швыряю
Мне их насыпали в карман пальто,
А сколько их насыпали? Не знаю
Эти строчки будут восприниматься одинаково в Москве и Владивостоке.
– А когда они были написаны?
– Где-то в 90-х годах, случайно, во сне.
– Было время, в которое вам писалось легче или наоборот, тяжелее?
– Творчество – это ведь не станок, который гонит стружку. Бывают подъёмы и спады. Наверное, самые бездарные для меня годы – это время, когда я занимался бизнесом. Конец 80-х, когда разрешили кооперативы. У меня был кооператив «Медунец», рэкета ещё почти не было, и я преуспел. Оборот достигал 2,5 миллиона рублей в год по тем деньгам – очень серьёзные деньги. Появились деньги и благополучие – исчезли стихи. От двусмысленности стало неуютно. Тем более что одновременно тогда разрешили кооперативы, но не убрали статью о спекуляции. Я, например, возил в Читу из Москвы компьютеры и продавал их в школы. И я под эту статью попал.
Потом я занимался фермерством. Поселился на Тасее, научился объезжать лошадей, купил технику и как-то прижился на этой земле, пустил крепкие корни.
– Охарактеризуйте коротко Вячеслава Вьюнова?
– Это поэт, которого читать в больших количествах нельзя. Как и у каждого поэта, у него есть несколько строк, которые останутся после его ухода. И это человек, у которого, кроме поэзии, есть кое-что достойное внимания в прозе и критике.
– Идеальный вечер для вас – у костра или у торшера?
– Самый лучший сон на земле, с кулаком под голову. Меня научили эвенки, что чем сильнее мороз, тем больше надо раздеваться. Главное – правильно сделать костёр. Если всё делать правильно, в лесу точно не замёрзнешь.
– Любите зиму?
– Люблю осень. Наверное, потому что это время моего рождения. Потому что это время подведения итогов. Весна напоминает мне девчонку, которая радуется, не зная жизни.
– Союз писателей влияет на будущее нашей литературы?
– Мы не можем передать молодым какое-то тайное знание. Человеку можно передать мелочи, частности, но если нет таланта, ничего не сделаешь. И это можно увидеть. Мы стараемся отделить дарования от графоманов.
– Пожелание к 8 Марта?
– Носите женщин на руках.
Тетрадь «Имя Твоё»
ХХХ
С твоим именем женщин встречая,
Я подолгу смотрю им вослед.
Эти женщины излучают
Твой,
Идущий от имени свет.
ХХХ
Так было в первый день творенья,
Обломки плавали кругом,
Неясные нагроможденья
Каких-то полузыбких форм.
Но ты вошла в мой мир разбитый,
Протёрла пыльные стеклА,
И этот хаос первобытный,
Как дом, умело прибрала.
И что никак не называлось,
От дуновения рвалось,
Само собою завязалось,
Само собою назвалось.
ХХХ
На самом на дальнем краю государства
Стоит городок деревянный, зелёный.
Там курицы ходят по улицам властно
И много сирени, и птичьего звона.
Там люди живут в окружении ильмов,
Там есть кинозал с облупившейся дранкой,
Где крутят всё время военные фильмы,
Которые часто кончаются дракой.
В том городе всюду старинные шпили,
Пустырник восходит на крышах покатых.
На мягком асфальте следы Ваших шпилек
Давно - и не раз! - закатали асфальтом.
Там люди другие.
Там новые песни.
Там новая музыка льётся из комнат.
Там Ваши следы никому неизвестны.
Но я о них знаю.
И вижу.
И помню.
ХХХ
Река бежит через пороги,
Свою показывая власть.
Нет у неё иной дороги.
Как в море впасть.
Струиться морю не пристало,
У моря промысел иной -
Неторопливо и устало
Чуть пошевеливать волной.
Ты прячешь собственные страсти,
Со мною избегаешь встреч.
Наивная! - не в нашей власти
Законом этим пренебречь!
ХХХ
Только это уже не любовь.
Это та сумасшедшая сила,
Что взломала однажды покров
И людей из него замесила.
Я люблю тебя,
Вечностью взят.
Я люблю тебя.
Так на расстреле
Отмечает угаснувший взгляд:
…высоко журавли пролетели…
Это я,
Состоящий из тьмы,
Отвергая любые пределы,
Пью тобою пронизанный мир,
Воздух твой - и холодный и белый.
Принимаю хулу и позор,
Падший,
Слабый,
Бессильный,
Постылый,
Лишь бы ты, лишь бы ты этот взор
На меня,
На меня
Обратила.
ХХХ
Вышел в рощу - всюду иней!
День морозом опьянён.
Губы выклубили имя
Невесомое твоё.
День, присыпанный порошей,
День, истаявший, как нить.
Этот день, такой хороший,
С чем, скажи, ещё сравнить?
ХХХ
Только станет зариться,
Я её не прошу,
Прилетает синица
К моему шалашу.
Беззаботная птаха,
Всё щебечет с берёз.
Неужели не больно
Голым лапкам в мороз!
К этой маленькой птице
Я, пожалуй, привык.
Я и сам как синица,
Только знаю язык.
И, наверно, не важно,
Что иначе свищу.
Прилечу я однажды
К твоему шалашу.
ХХХ
Я жил в ту зиму где-то под Москвой.
Просторный дом и сад в снегу по пояс.
Писал стихи с надрывом и тоской,
И Бахуса всё время беспокоил.
Там было много книг.
И в тишине
Страницы их похрустывали мило.
И почему-то женщина ко мне,
Как только вечерело, приходила.
Мы пили подогретое вино,
Мы с нею целовались до рассвета
В пустом дому.
И видели в окно,
Как бродят дерева в сугробах света…
Она за электричкой долго шла
Пустынным и заснеженным перроном.
Так что ж она, серьёзная, нашла
В повесе - молодом и бестолковом?
Но, значит, что-то было в глубине
За всей бравадой - к нынешней обиде -
Большого, настоящего во мне,
Чего я, к сожалению, не видел.
ХХХ
Районная гостиница.
Забит
Парадный вход и ходят где-то сбоку.
Половики, почти домашний быт
С казённым кипятильником.
Набоков
Никак не лезет в голову!
Виной
Глухая осень в облетевших ветках.
Курю.
Листаю.
Слышу за стеной
Тревожное присутствие соседки.
Лишь двое нас в гостинице.
Народ
Провинцию обходит стороною.
Соседка тоже места не найдёт
За тонкою покрашенной стеною.
Вот дождь собрался.
Станет моросить…
С Набокова не будет нынче толку!
Пойду к соседке, чтобы попросить
Соль.
Или спички.
Или же иголку.
ХХХ
Я получил её письмо.
Такой прохладный ровный почерк.
И текст, продуманный, как очерк
О воспитании детей
Без романтических затей.
Я изучил её письмо.
Стоял сентябрь.
А в сентябре
Пронизан мир прохладным дымом,
Еловым, еле уловимым.
Цветы и женщины, и книги,
И рюмка грустная «Кадриги»,
И письма стынут в сентябре.
И жизнь предстала в этот миг
Такой мгновенной и щемящей,
Такой неясной и пропащей,
Ненужной, глупой, одинокой,
Для всех друзей такой далёкой,
Как в чистом поле длинный крик.
ХХХ
Запахнула шёлковые шторы,
Распахнула шёлковый свой взгляд.
Есть черта такая, за которой
Сразу начинается распад.
Нет! Не сразу - будет промежуток.
Срезанная роза хороша!
И нужна какая-то минута,
Чтоб её покинула душа.
Роза, что волненье излучала…
Роза, брошенная на кровать…
Эти два убийственных начала
Никогда нельзя соединять.
Но когда ты побеждаем страстью
И рассудка лопается нить,
Всё отдашь за призрачное счастье
Их в один конец соединить.
ХХХ
Уж не настолько мы с тобою,
Чтоб думать об одной судьбе.
Я вижу что-то неземное
От древней амфоры в тебе.
Далёкий мастер неизвестный
Не смог достичь наверняка
Изгиба вечного, как бездна
Или как женская рука.
Её доделали невольно,
Неуловимы и легки,
Улыбки,
Взгляды,
Пальцы,
Волны,
Тысячелетья,
Плавники.
И вот она как откровенье,
И я не знаю, как мне быть,
Чтобы своим прикосновеньем
Её случайно не разбить.
ХХХ
Там, где кровли окровлены жестью,
Принимает туман на воде
Из молчаний и взглядов, и жестов
Разговоры любимых людей.
Он возник, когда падали листья,
Когда падали листья, возник -
Этот самый глубокий и чистый,
На пределе догадки, язык.
Из породы теней и растений,
И ранений и полутеней,
Из породы линей и коленей,
И старинных скамей и камней.
Он в такие уводит глубины,
Он уводит в такой водоём,
Что понять его лепет старинный
Можно лишь непременно вдвоём.
Он оттуда, где смутное снится,
Где бездоннее, нежели пруд,
Где кувшинки, как тайные лица,
В темноте под водою живут.
ххх
Смирновой Ларисе
Я помню хутор возле Пярну:
Река, туманы на плаву,
Там поутру пускали парни
Литовки ловкие в траву.
Там пахло яблоком анисом
Во всех немыслимых углах.
Там имя влажное - Лариса! –
Всё лето плавало в лугах.
Лариса! Лара! Леля! Лала! -
Текло, плескалось вдалеке,
И плавни плавно обнимало,
И уплывало по реке…
Скосили луг.
И у сарая,
Где косы строгие висят,
Солома жесткая, сухая,
Сухие листья шелестят.
Давно уехала Лариса
Сдавать экзамен в институт.
Сухие стебли там и тут
Всё вспоминают: исса…исса…
ХХХ
Мы бродим по ночному саду,
Нам хорошо с тобой вдвоём,
Мы то смеёмся до упаду,
А то вдруг песню запоём.
Молотим чушь.
Нам по семнадцать.
Но голос внутренний дрожит:
Не надо громко так смеяться,
Когда рука в руке лежит.
А надо тише на полтона,
И надобен иной мотив -
Здесь розы спят, свои бутоны
В тугие свитки закрутив.
ХХХ
Туман переходит в сирень,
Клубами лежит у сирени,
Затем, чтоб подняться с колен
И снова упасть на колени.
Сирень отцветёт, опадёт
Под ноги на камень платформы.
Повсюду туман разнесёт
Её волокнистые формы.
И в мареве белых ночей
Он их повторит на пределе
Правдивей, верней и точней,
Чем было на самом-то деле.
ХХХ
Дым от костра, увлажнённый туманом
Этого надо бежать и бояться,
Надо бежать напрямик по канавам,
Чтобы сюда уже не возвращаться.
Сколько в нём чувства и памяти старой -
Сердце не выдержит больше моё!
Словно порвали струну на гитаре
Или под сердце ввели остриё.
Пусть же других и терзает и мучит
Эта сырая туманная радость,
Пусть же других для себя заполучит
Синим и жёлтым наполненный август.
ХХХ
Всё прошло, дождём промылось,
Отболело, отлегло.
И нечаянно явилось
Песни белое крыло.
Песня соткана из шёлка
И запущена в полёт.
В этой песне очень тонко
Одиночество поёт.
День стоит такой погожий
И высокий.
Потому
Мне не вытянуть, похоже,
Эту песню одному.