Этого человека порой можно встретить одетым по щегольской моде конца ХIХ века. Он может надеть фрак, сорочку с хитросплетённым галстуком на шее, накрыв зачёсанные назад волосы широкополой шляпой. Но в этот жаркий воскресный день молодой художник Максим Акулов оделся по погоде – в белые футболку и шорты.
В Музейно-выставочном центре уже две недели проходит выставка современного искусства «Мост через реальность-2». Среди работ, представленных на третьем этаже, есть и символические этюды Акулова. Мы стоим в восточном крыле здания, где на стене, отчасти спрятанной за ширмой, висят десять его картин.
- Участвую в выставке уже во второй раз, - рассказывает Максим Акулов, - радует, что свои работы представляет так много художников. Из всех картин мне особенно нравятся произведения Полины Копылковой.
- Почему ты решил представить здесь свои работы?
- Мне показалось, что они впишутся в рамки выставки «Мост через реальность». Всё это символические композиции, в работе над которыми я ориентировался на иллюстратора Андрея Карапетяна. Такие рисунки я делаю часто. Меня интересовала не победа, сколько сам опыт подготовки и участия в выставке. Свои масляные и акварельные работы здесь я ещё не выставлял (но две акварели Максима продаются в лавке музея – ред.), на первой выставке два года назад тоже были иллюстрации.
- Какие у тебя планы на будущее?
- Планов много. Осенью будет проходить выставка имени Кандинского, в которой я тоже хочу поучаствовать, но уже работая в немного другом направлении – менее символично, более детальном и серьёзном. Но я не могу сказать, что эти работы (представленные на выставке «Мост через реальность – 2» - ред.) несерьёзны, потому делал их по наитию. Я не могу их оценить. Я такой же созерцатель, как все остальные. О них я могу рассказать не больше, чем скажете вы сами.
Полчаса назад мы встретились у входа в парк «Дома офицеров». Живая статуя Рембрандта готовилась начать свою работу после обеденного перерыва. «А как тебе такое искусство?», - спросил я Максима. Молодой художник, не задумываясь, ответил: «Замечательно, я стараюсь принимать творчество в любых его проявлениях, если оно, конечно, не переходит какие-то этические нормы». Мы сели на скамейку за танковым рядом.
- Всю свою жизнь я провёл в этом городе. Родился и вырос в Чите. Творческие способности мне передались от матери, она очень любила рисовать, ещё когда училась в школе. И позже мама, будучи врачом, иногда рисовала плакаты. Любовь к творчеству передалась и моему брату, но только у меня это переросло в профессию (в этом году Максим Акулов окончил факультет культуры и искусств ЗабГУ – ред.).
- Когда и как ты начал рисовать?
- В детстве. Тогда я просто рисовал то, что видел, и банально выполнял задания по рисованию. Писал портреты родителей, фиксировал какие-то сцены из жизни. Например, я часто посещал стоматолога и однажды нарисовал его. Моя мама, работавшая рентгенологом, часто брала меня в больницу, и там я тоже рисовал.
- А ты получил художественное образование в детстве?
- Да, я ходил в художественную школу, но по-настоящему заниматься начал только на последнем курсе обучения. Поначалу я там был, чтобы просто занять свободное время и пообщаться со сверстниками, но к четвёртому году «появились мозги», и я начал всерьёз рисовать. Теперь, когда у меня уже есть опыт преподавания в художественной школе, и я могу сказать, что детей, которые добросовестно и серьёзно занимаются рисованием, не так уж много.
- Что «вправило» тебе мозги? Была какая-нибудь особая причина?
- Учась в девятом классе школы, я вдруг понял: живопись это то, что мне по-настоящему нужно, с этим я свяжу всю оставшуюся жизнь. Мне, откровенно говоря, повезло. Тогда со мной начала работать Марина Алексеевна Мелехина, которая нашла ко мне правильный «педагогический ключик», смогла развить все мои задатки и нашла со мной общий язык. В то же время я познакомился архитектурным стилем ар-деко, он меня сильно поразил и захватил. После этого всё началось, и я больше не мог позволить себе не рисовать.
- Многие художники пробуют себя в разных искусствах. Увлекался ли ты чем-то, кроме живописи?
- Если раньше я пытался заниматься многими вещами, то сейчас я посвящаю время рисованию и языкам. Учу немецкий, стараюсь вспоминать английский. Языки - это уже вторая моя большая любовь, передавшаяся от отца.
Парк «Дома офицеров» год от года облагораживается. В нём появляются напоминания о разных исторических временах – от дедушки Ленина, до новоприваренных Казака с Медведем. С этой мыслью в голове я спросил Максима о том, элементы какого времени он бы хотел привнести в нашу жизнь.
- От царской России, например, я бы взял стремление быть образованным человеком. Мне хочется, чтобы образованность считалась людьми за норму, - ответил молодой художник.
-Какое направление или художественный стиль для тебя любимое?
- Я люблю писать и маслом – это очень благородный материал, который позволяет сохранять работу на многие годы – и акварелью. Мои любимые направления в живописи, в которых я работаю, это униформизм и символизм.
- Есть ли художники, которых ты считаешь примером для себя?
- У меня есть не примеры для подражания, сколько художники, к уровню которых я стремлюсь. Это Одилон Редон, Лион Спиллиарт, Микалоюс Чюрлёнис. Они оказали огромное влияние на моё творчество, и частичка их искусства есть и в моих работах. Ещё есть замечательный российский иллюстратор Андрей Карапетян, его творчеством я вдохновлялся, когда писал свою дипломную работу. Он оформил мои любимые произведения братьев Стругацких. Я понимаю, что, работая в жанре иллюстрации, не смогу создать что-то лучше его работ, но, с другой стороны, я могу от него многое подчерпнуть. Я ему очень благодарен, пусть он об этом даже ничего не знает. Ещё я должен поблагодарить всех своих преподавателей, которые занимались со мной и в художественной школе и в университете, если бы не они, я бы здесь точно не сидел. Всем своим успехом я обязан своим учителям, с ними мне всегда везло.