Культура Программный директор кинофестиваля: В забайкальском кино нет развития

Программный директор кинофестиваля: В забайкальском кино нет развития

Вы очень любите детали — это опять-таки проблема нашего времени, все делают фотки в «Инстаграм (запрещённая в России экстремистская организация)е», все постят странные ракурсные детальки среды, и вы думаете, что в кино это хорошо. Не хорошо.

Открывая программу «Ночь короткого метра» V Забайкальского международного кинофестиваля, кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК имени Герасимова, программный директор фестиваля Мария Безенкова ткнула собравшихся зрителей и региональных кинематографистов фактом кризиса отрасли.

Очевидно, кризис был настолько явным, что ни одна забайкальская работа не попала в программу «Ночи», зрители не увидели фильм-победитель конкурса короткометражного кино «Репродукция» Никиты Ивакина, и, в общем-то, впору тут ставить точку. Однако Мария согласилась разобрать со съёмочными группами кризисные явления: «Я хочу дать толчок ребятам, чтобы дальше развиваться, а не киснуть».

- Я почему говорю о Cinemagroup (киностудия Дворца молодёжи «Мегаполис» — прим. авт.) всегда, ну, потому что о ком ещё говорить в Забайкалье, когда речь идёт об игровом кино. Так вот основная проблема, которая существует в присланных короткометражных работах — это неумение рассказать историю. Первое. Второе — абсолютно типические приёмы операторского мастерства и режиссёрские элементы. Вы не придумываете ничего нового, третий год я смотрю работы разные — ничего нового, — начала программный директор ЗМКФ встречу.

- Начнём с самого сложного. С истории. Когда придумывается кино, очень важно, чтобы каждый из вас, если у вас нет отдельного автора сценария или он совмещён с работой режиссёра, понимал, что кино — это не просто красивая картинка. Красивая картинка — это фото. Кино отличается наличием истории, и история — это не есть некий факт. Чаще всего ваши короткометражные фильмы — это готовая информация, которую вы описываете, в ней нет развития истории. Например, вы придумали показать очки, которые меняют пространство (фильм Inside, режиссёр Павел Шиповалов). Это не история, это факт — фантазийный, интересный, но на этом кино не сделаешь. Или вы придумали, что девочка жила-жила и умерла (фильм «Репродукция»). Но это тоже факт, нет истории. Вы не рассказали ни про характер девочки, ни про характер мамы, ни про характер папы. Дали фактическую информацию, готовые выводы. А для зрителя очень важно, чтобы он успел почувствовать связь с героем. Это вопрос идентификации себя с персонажем, у вас этого не происходит. У вас готовое решение. Это неинтересно. Я начинаю смотреть кино, я с появлением человека в кадре понимаю, чем это всё закончится. Я могу ошибиться на длительность двух планов, и всё.

По словам Безенковой, создателей кино в регионе сдерживает страх в выборе истории про «это уже было». Тем не менее, рассказать историю — гораздо круче, профессиональнее и востребованнее у зрителей, чем набор красивых и фантазийных «картинок».

- Нужно прописывать всё и рассказывать прямо на бумаге. Сценарий надо обязательно прописывать, героев надо обязательно прописывать — их мысли, их эмоциональную жизнь. Тогда вы сможете внятно давать задания своим друзьям или актёрам, которые исполняют роли. Если вы схематично просто написали себе историю и думаете, что сможете внятно объяснить — не сможете. Старайтесь писать больше, потом зачитывать вслух.

Типичность операторской работы Безенкова связывает с «герметичностью пространства», в котором творят и работают провинциальные съёмочные группы.

- Вы делаете шаблонные композиции кадра, шаблонные ракурсы, шаблонные крупности, детали, акценты. Например, наплыв и смена фокуса в рамках одного кадра — это, может, хорошо один раз, если я это увидела в рамках 8 минут, но если я это увидела три раза, это просто надо резать и убирать. Вы очень любите детали — это опять-таки проблема нашего времени, все делают фотки в «Инстаграм (запрещённая в России экстремистская организация)е», все постят странные ракурсные детальки среды, и вы думаете, что в кино это хорошо. Не хорошо. Кино приближает к зрителю и завораживает эстетикой достоверности. Понимаете, что узнаёте какую-то часть пространства, деталь, место в городе. Как ни парадоксально, самые живые кадры в представленных на конкурс работах — это динамические панорамы — в них видна среда, в них виден человек в среде, и возникает ощущение, что я смотрю кино, а не просто слайд-шоу из «Инстаграм (запрещённая в России экстремистская организация)а». Деталь, крупные планы — это хорошо при жёстком монтажном ритме, чего вы пока не умеете. Вы боитесь, потому что это резкая смена кадров — это смена истории, крупностей в монтажной фразе. Практически нет перехлёста звука и изображения, который бы помог вам историю эту построить.

Впрочем, как член жюри Безенкова отмечает, что в нынешнем конкурсе практически нет претензий по звуку в этом году. Но мало добиться профессиональной записи чистого звука. По её словам, дополнительные звуковые акценты можно расставить через шум, через фон, обогатив историю и восприятие.

- Я понимаю, что некоторые из вас только в этом году взяли в руки камеры. Но дебютантом должно быть всё любопытно. Пока меня не покидает ощущение, что снимали по движению или по смене крупностей — общий, средний, крупный, деталька, общий. Скучно. Чувак делает болванки для инвалидов (фильм «120 в минуту», режиссёр Елена Романова) — это факт. Его поймала полиция — это факт. Между ними есть какая-то связь? Какая-то динамика? Или мальчик находит очки. Мы не можем даже домыслить развитие, потому что у нас нет дополнительных данных. Хотя бы потому, что мы не знаем, почему очки он находит именно в этой книжке. Или книжку вы тоже резали просто так и брали её по толщине? Я заметила, что это Маяковский, а режиссёр вряд ли заметил.

Подытоживая, Безенкова заявила о своей готовности всячески способствовать развитию забайкальского кинематографа — в режиме семинаров, видеоконференций, контактов «с нужными людьми»: «Вам нужно влияние извне». Возражений не было.

Ситуация с созданием в фильмов в Забайкалье и не может быть сейчас лучше — силами одного «Мегаполиса», который по-настоящему и ежегодно вкладывается деньгами и ресурсами — одни семинары Терехова и Носовского чего стоят! — в то, чтобы нам было что показывать на фестивале, забайкальскую киноиндустрию не поднимешь. Да и ребята, кто занимаются обучением азам важнейшего из искусств, тянут это собственной инициативой. Как и те, кто сняли уже два полнометражных фильма собственными силами.

Пока во власти бытует мнение, что имидж региона не связан с тем, как мы представляем себя на своих же фестивалях, а, конечно, напрямую связан с огромными затратами на масштабные мероприятия типа «Студвесны стран ШОС», в которых можно навариться, особенно рассчитывать на подвижки в сфере кино не приходится.

К счастью, это не значит, что мы перестанем его снимать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления