Басы качают кузнечную мастерскую читинца Вячеслава Лёгенького с утра до вечера, заглушая рёв болгарки, стук молотка и скрежет металла. «Не могу ковать в тишине. Музыка – мой наркотик», - говорит Слава. Сегодня его работы можно увидеть не только в частных домах и на улицах Читы, но и в краевом музейно-выставочном центре, а 29 мая, в День города, скульптуры в авангардном стиле автор представит на площади Декабристов.
Раскалённые розы экономиста
В мастерской пыльно и пахнет сваркой, но Слава не жалеет, что так и не стал белым воротничком. Ворочать тяжёлые металлоконструкции, гнуть раскалённые прутья оказалось комфортнее, нежели осваивать специальность менеджера-экономиста в Забайкальском госуниверситете, который Лёгенький окончил для галочки.
«С детства неплохо рисовал, хотя художественного образования нет. Первые работы выковал в студенчестве, 13 лет назад. Тренировался на пепельницах, розах и подсвечниках, которые можно было недорого продать или подарить друзьям и знакомым. После вуза с тремя единомышленниками организовал кузницу на Шилова, возле роддома, но после трёх лет работы остался один. Разбежались. Кто подвёл, кто спился», - говорит Лёгенький.
Вторая попытка создать собственную мастерскую оказалась вновь неудачной – в арендованном на улице Малой помещении не было ни воды, ни отопления: «Проработал там 2 года в команде, потом 6 лет - один. Тяжело было, заказов мало, условия плохие. Переехал на Геодезическую, где потихоньку обжился. Сам сварил горн, столы, закупил инструмент, из подручного металлолома изготовил матрицы. Например, форму для виноградин сварил из двух подшипников. Теперь кузница – мой второй дом, где я зарабатываю на хлеб, реализуя творческие задумки».
«Рыба» из канистры, «Череп» - из замков
Скульптуры кузнец создаёт из старых автомобильных запчастей, проволоки, обрезков металлоконструкций, не продумывая заранее ни концепцию, ни детали: «Идеи рождаются спонтанно при виде той или иной вещи. В гостях увидел моток колючей проволоки и загорелся сделать «Сердце». Намотал за пару дней, потратив 300 метров колючки. Нашёл канистру, которая мне напомнила рыбу. Тут подрезал, там приварил – получилась скульптура».
«Череп» Слава сделал из личинок замков; «Шар» – из обрезков труб; «Механику» - из велосипедного колеса, автомобильных стоек и педали от «Волги»; «Сидели два товарища» - из клапанов двигателя. В дело часто идут болты, гайки, шестерёнки и прочий хлам, который выбрасывают на авторазборке.
Нетипичных для Читы проектов, которые могли бы украсить город, у Лёгенького в избытке. Один из них будет реализован в мае — июне: «На территории роддома №1 по улице Шилова установим скульптуру «Аист», который, надеюсь, будет приносить счастье будущим мамочкам. Также есть задумки по изготовлению других малых архитектурных форм. Например, можно выковать большие тапки, тарелку с позами – любой эксклюзив, который сделает Читу узнаваемой. К сожалению, сейчас на улицах много лишнего. На кольце Бабушкина – Шилова поставили деревянные фигурки. Разве это городской уровень? Для детского сада или двора – отличные поделки, но не для краевого центра».
Цой, Харламов и скелет
Стены мастерской завешаны портретами. Рядом с Брюсом Ли – Виктор Цой, а возле байкерской банданы со скелетом приклеена открытка с автографом легендарного Валерия Харламова – презент папы, который долгое время играл в хоккей, признавался лучшим вратарём зональных турниров. Ещё один отцовский подарок — молоток с ручкой из клюшки. Такой инструмент не подведёт при любых нагрузках.
Слава хоть и далёк от профессионального спорта, но часто на заказ делает кубки для различных турниров. «Сейчас заканчиваю работу над бутсами, которые 22 мая подарят лучшей команде на городских соревнованиях по футболу. В 2015 году для хоккейного Кубка Байкала делал конёк, который отдали иркутянам, перчатку ковал для читинского боксёрского клуба «Чемпион», для энергетиков придумал футбольное поле на трубах», - говорит Лёгенький.
***
Металл – не единственный материал, который привлекает авангардиста. Изредка он берёт в руки не кисть, а палку и пишет картины, в качестве основы используя не только жестяные листы, но и картонные коробки. В ход идут остатки эмали или белая грунтовка, которая «не расплывается и хорошо тянется». В планах – создать инсталляции из скотча, туалетной бумаги, дерева: «Опять же никакой концепции нет. Это полная шизофрения. Принцип моей работы – делать то, что нравится. Каждый пусть вкладывает свой смысл в мои произведения».