Однажды увидев в Сети картины читинского художника Станислава Мосина, мы не смогли пройти мимо. В разнообразии сюжетов, письма, образов кроется сама молодость с её поиском и заинтересованностью во всём. Молодой преподаватель и художник Станислав Мосин показывает свои картины и коротко рассказывает о том, как стало возможным их появление на свет.
Я учился на художественном отделении Читинского музыкального училища - так оно тогда называлось - у Натальи Ивановны Банниковой. Это замечательный педагог, воспитавшая очень много читинских художников. Сейчас я уже работаю вместе с ней. Сразу после окончания училища летом 2008 года я поступил в Красноярский художественный институт, и там мне тоже очень повезло с педагогами. Учился у Юрия Фёдоровича Заварзова, окончил мастерскую Александра Анатольевича Клюева и буквально год назад защитил диплом.
Сначала у меня была одна тема диплома, потом мне её сменили, из-за этого я начал работу над дипломом позже, чем нужно было. Почти полгода я писал «Масленицу», и когда уже нужно было получать допуск к диплому, я осознал, что картине нужна вторая часть. Сказал об этом своему руководителю - он говорит: у тебя есть неделя. В итоге я за неделю сделал подрамник, натянул холст и написал вторую часть. Получился диптих с размерами 160х220 сантиметров у каждой части. Конечно, вторую часть писать было проще - колорит, композиция, зарисовки - всё уже было. Комиссия была приятно удивлена - на допуске я показывал одну картину, а на защиту принёс уже две.
В Красноярском институте есть хорошая практика - после третьего курса все студенты в обязательном порядке едут в Петербург, чтобы поработать в Эрмитаже, нужно сделать копию какой-то картины с оригинала. Съездил два раза и привёз две копии: «Собака, заяц и битая дичь» Яна Фейта (1649) и «Статуя Цереры» Питера Пауля Рубенса (1615). Это была очень кропотливая работа - если вы посмотрите на оригинал картины Яна Фейта, то увидите, что у зайца прописана каждая шёрстка, у птички - каждое пёрышко.
В разные этапы я симпатизировал разным мастерам. С недавних пор начал ориентироваться на питерских художников — Моисеенко, Мыльников, Быстров, Калюта.
После защиты диплома я вернулся в Читу - почему бы и нет? Тем более что когда-то я пообещал Банниковой вернуться в училище, чтобы преподавать. Этим и занимаюсь - преподаю спецпредметы: рисунок, живопись, композицию. И пишу, пишу.
Вопрос денег - больной вопрос. На культуру у нас всегда выделяется очень мало денег, а педагоги от культуры получают очень, очень мало. На мою зарплату, конечно, не прожить. Пишу картины на заказ - портреты, пейзажи. В Красноярске в последнее время я писал на заказ много, как говорят художники, жил с колёс. В Чите я пока не очень известен, поэтому заказов немного. Но потихоньку развиваюсь в этом направлении.
Заказчики, как правило, хотят что-то конкретное - нашли красивую картинку, пейзаж, и хотят то же самое, но в большом размере, маслом и на холсте. Часто заказывают портреты. Я не отношусь к этому, как к халтуре, в любом случае, вкладываю не только труд, но и душу. Бывают и заказы, в которых находишь настоящее удовольствие.
Преподавать для художника очень полезно. Систематизируешь свои знания, общаешься с молодёжью, с преподавателями, а у нас в училище довольно много молодых педагогов, которые тоже пишут, занимаются творчеством.
Я пишу то, что меня затрагивает. Любая картина - это что-то увиденное, где-то подсмотренное - прохожий на улице, какой-то запоминающийся сюжет. Из этого сразу может родиться картина, а может появиться набросок, который будет лежать годами и ждать своего часа, чтобы стать чем-то большим.
Любимого жанра у меня нет. После диплома до сих пор очень интересует славянская история, мифология, язычество - пишу несколько работ на эту тему. Но это по инерции после института. Вообще-то, изначально мой диплом задумывался на тему языческого праздника Комоедица, я на эту тему перелопатил очень много материалов - статейных, музейных, натурных. Так много, что тема пока не отпускает.
Сложно точно определить, что такое современное искусство. Но то, что принято называть постмодернизмом, действительно распиарено чуть больше, чем всё остальное.
На каждую картину найдётся свой зритель.
Упадок в искусстве, который мы видим сейчас - естественный процесс. Как и все другие сферы жизнедеятельности, искусство постоянно переживает периоды упадков и взлётов. Сейчас период спада. даже если сравнивать работы студентов-художников нынешних, и тех, которые учились 20-30 лет назад, уровень рисунка, живописи, композиции стал заметно ниже. Будем надеяться на возрождение.