Культура «Слава тебе, солдат!» - взгляд зрителя

«Слава тебе, солдат!» - взгляд зрителя

Что показывали на главном читинском театрализованном представлении в День Победы?

Судя по расклеенным афишам, на 9 Мая в Чите было запланировано минимум 17 праздничных мероприятий - на самом деле, конечно, гораздо больше. Бесплатные музеи, реконструкции, футбол, игры для детей - выбор был большой. Но особенное место в этом списке занимали утренний Парад Победы с шествием «Бессмертного полка», вечерний салют с фейерверком и назначенное на 3 часа дня театрализованное представление на стадионе «Локомотив». Что же там показывали в этом году? Давайте посмотрим на действо со зрительской трибуны.

Впервые за долгое время праздничное представление Дня Победы перенесли со стадиона СКА СибВО на «Локомотив». Если верить обрывкам информации, перемена места была вызвана усталостью власти от взаимодействия с руководством армейского стадиона. Несмотря на объективные факторы, такие как вместимость (13,8 тысячи человек стадиона СКА против 12,5 тысячи «Локомотива») и общая площадь объектов. Обширные газоны и место для показа техники на СКА против расположенного в центре города, но гораздо более скромного по общей площади «Локомотива». В итоге «Локомотив» 9 мая казался тесным, предельно забитым людьми. За воротами толчея, шарики, палатки, сладкая вата, мороженое, шашлыки, столики, очереди, дети. Тир. Но визуально при этом - ни одного бездомного или в дым пьяного. Суета грандиозная, праздничная, не отталкивающая.

Купив по стаканчику мороженого, мы с ребёнком быстро двигаемся ко входу в собственно стадион - боимся, что не достанется мест. И здесь «Локомотив» достаёт крепкий козырь - пропускная способность тут в разы выше, чем на СибВО, на входе нет никакой очереди. Показал содержимое сумки мужчине в погонах, прошёл через рамку металлоискателя, и, будь добр, занимай места.

Попасть на центральную трибуну стадиона в День Победы можно только по пригласительным. Неизвестно, как они распространялись по городу, но точно не за деньги. Свои два пригласительных я получил в редакции по журналистской аккредитации. Конкретного места на билетах не указано, только сектор. На месте же людей рассаживают волонтёры. Остальные трибуны заполнялись по принципу «кто раньше прибежал, того и место».

К 15 часам стадион забит до отказа, а в 15.05 на поле появляются первые участники представления - читинские юнармейцы. Грянула музыка, сидевшие на газоне голуби в панике, роняя перья, разлетелись в стороны. Под фанфары на мотив песни «День Победы» школьные роты почётного караула начали манёвры. Сверху хорошо видно, что не все школы относятся к строевой подготовке с должным вниманием - несколько коробок выглядят нестройно, внутренние линии плавают.

За несколько минут геометрические перестроения приводят к тому, что над стадионом поднимается российский флаг. В этот же момент невидимый диктор допускает единственную за два часа речевую ошибку: «Просьба всех встать».

Гимн. Взгляды в небо.

Губернатор. Внимание на поле. Не всё, что хотела сказать Наталья Николаевна, было услышано на трибунах, батарейки в радиомикрофоне подвели. В мгновения, когда речь прерывалась, звукооператор праздника должен был покрываться холодным потом. Дочь моя оценила речь губернатора коротко: «Хорошие слова, но не всё слышно».

В это время рассредоточенные по полю юнармейцы устремляют строевой шаг к выходу. Солидность момента откорректировала неизвестно откуда появившаяся в центре стадиона дворняга — вид у неё был такой, словно все 13 тысяч человек пришли к ней на бенефис. И в этом смысле зрителям и организаторам крупно повезло - глупая собака со своим странным юморком могла бы прибежать в куда более серьёзный и торжественный момент действа. Впрочем, всё это было лишь прологом. По настоящему драматургия представления начала разворачиваться после того, как на газоне станцевали несколько сотен детей.

1 из 3

Дальше праздник состоял сплошь из приятных удивлений. Как, например, было не порадоваться, когда дикторы говорили о 30-х годах в СССР, как о великой эпохе. Сегодня в сознании части сограждан 30-е ассоциируются исключительно с репрессиями, будто даром прошли в школе уроки на тему социалистической индустриализации, коллективизации, электрификации. Начавшиеся в 20-е годы, эти процессы развивались именно в 30-е. И спасибо создателям постановки, обратившим внимание на то, как пережившая Гражданскую войну и интервенцию страна накануне новой, куда более страшной войны, продемонстрировала настоящий прорыв в промышленности и экономике. Эти простые, давно известные, но требующие частого повторения тезисы на сцене были материализованы через прокатившиеся по периметру машины с рабочим и колхозницей, с пионерами, строителями, швеями, спортсменами, солдатами.

1 из 3

В какой-то момент на поле появился голубой шар, призванный символизировать голубую мечту молодого государства на светлое будущее. Через несколько минут шар нехотя оторвался от земли и улетел в неизвестном направлении. Поле «Локомотива» перерезали длинные красные и чёрные полосы из ткани. Под озвученную дикторами историческую справку с обязательной для такого момента ноткой патетики, началась битва чёрной и красной материи. Предельно простой, понятный и уместный символизм, заменивший обычную для таких постановок «войнушку» от реконструкторов. Зрелище вышло сдержанным и очень эмоциональным одновременно.

Немного смущали похожие на братьев Марио мужчины в комбинезонах, кепках и с кусками фанеры в руках. Но тут претензии только к костюмам и реквизиту. Общему движению на поле эти ребята никак не помешали.

Отдельное внимание притягивал на себя центральный сектор малой трибуны. С самого начала было ясно, что там сидят не просто зрители - слишком много собравшихся в одном месте белых футболок. То были статичные участники постановки с разноцветными табличками в руках. В соответствии со сценарием, сектор при помощи этих табличек складывал картины — флаги, купола, даты, серп и молот, слова «Мир», «Труд», «Май» и так далее. Режиссёры и исполнители с задачей справились на отлично, из всего показанного ими, непонятной оказалась только одна картина. А показано было многое.

Геометрию военных действий и мужской танец о войне сменила тема царившего в тылу женского горя и подвига. Как-то сразу почувствовалась рука нашего министра культуры, пришедшего к должности с поста руководителя Театра песни и танца «Забайкалье». Горькая песня, яростный танец и огромные письма-треугольники - в этом месте особенно заметно, что вся постановка работает на центральную трибуну. Малая трибуна вместо писем-треугольников видела людей, таскающих по полю треугольное что-то. Но с лицевой стороны всё было красиво.

1 из 5

Следующим пунктом сценария были медики, тела которых тоже покоятся в братских могилах.

Тут можно было бы подумать, что сценарист пустится в эдакий стандартный перебор образов войны - труженики тыла, партизаны, дети. Но от медиков повествование плавно перешло к теме любви, возникшей после встречи условного раненого солдата с условной медсестрой. Когда мужчина с женщиной расставались под звуки вальса, чтобы возвращаться к военным будням, я впервые ощутил и увидел, что многие сидевшие вокруг зрители плачут. Так, ещё не закончившись, праздничная постановка получила высший балл от публики.

1 из 2

Дальнейшее можно было бы не описывать, если бы по ходу постановки не было более сильного момента. Но он был. Добро победило зло, на русскую землю вернулся мир, последовал блок хороших, залихватских песен Победы и отдельное короткое выступление «Читинской слободы».

1 из 3

И когда люди начали тонкими ручейками устремляться к выходу, на поле появилась Она. Медсестра Вахутина, прошедшая с госпиталем от Баку до Берлина, встретившая на войне своего героя, будущего мужа. Маленькую, седую старушку под руки вывели на центр стадиона, и перед многотысячной толпой она не меньше минуты чётко и уверенно говорила мощные, как залпы «Катюши», слова. О муже, который ещё жив, но не может выйти из дома, о молодости во время войны, о русской силе, о нас: «Верю в вас, золотые наши дети, что сможете защитить Родину, как смогли ваши деды и прадеды». Силы, эмоций, энергии ветерана хватило на весь стадион.

1 из 2

9 мая 2017 года редакция «Чита.Ру» хотела посмотреть на главную театральную постановку Дня Победы критически. И сейчас без малейшего сомнения можно сказать - с точки зрения зрителя программа «Слава тебе, солдат!» удалась и была представлена почти без изъянов. Главным изъяном стал сам зритель, продемонстрировавший исход задолго до конца представления. Да, возможно дикторам не следовало читать слова благодарности и перечислять создателей праздника до того, как в небе появились парашютисты. Но в любом случае, вставать с мест и ломиться к выходу при продолжающейся на поле активности, только ради того, чтобы покомфортнее сесть в троллейбус - это какая-то стадная невежественность, неуважение ко всему и ко всем вокруг. В итоге, к моменту приземления на газон парашютистов, на местах оставалось не более 20% зрителей. Остальные либо уже покинули праздник, либо сами поставили себя в неловкое положение, оставшись ни там, ни тут.

1 из 3
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления