Культура Из Эрмитажа обратно - в Забайкалье

Из Эрмитажа обратно - в Забайкалье

Хранящиеся в Эрмитаже редкие акварельные виды Забайкалья впервые экспонируется на малой родине.

На этой неделе в Нерчинске открылась уникальная... стоп. Явно после этих слов внимание ваше начинает убаюкиваться и, читая слово «уникальная», вы наверняка не думаете, что речь идёт о чём-то действительно из ряда вон выходящим. Поэтому ещё раз.

На этой неделе в Нерчинском краеведческом музее закончилась долгая эпопея с уникальными акварелями художника-путешественника Павла Пясецкого. Для начала, переснятая с экспозиции картинка.

Скорее всего, на ней вы не узнали улицу Амурскую - тот её отрезок, что протянулся от Ленинградской до Бутина. Но именно так выглядела Амурская в конце XIX века, за несколько лет до того, как Чита полноценно присоединилась к Транссибу. Такой её увидел русский врач, путешественник Павел Пясецкий. Увидел и зарисовал. Благодаря его инициативе и таланту такой улицу Амурскую увидели люди на западе России, а потом и многие тысячи посетителей Всемирной выставки в Париже в 1900 году, на которой Пясецкий представил невероятное, непрерывающееся пейзажное полотно с видами Транссиба. Полотно двигалось и давало зрителям возможность почувствовать себя в вагоне поезда, со свистом летящего по сибирской тайге, вдоль Байкала, мимо Читы и Нерчинска, мимо степей и дальневосточной тайги, к Великому океану.

Павел Яковлевич Пясецкий — русский врач, путешественник, художник, писатель. Сделал открытия в трансплантологии кожи, для русского здравоохранения открыл «метод Пясецкого», а также полезные свойства кефира.

Много путешествовал в качестве врача и художника. Автор книги «Путешествие по Китаю». Собрал обширные минералогическую, ботаническую, зоологическую и этнографическую коллекции. В качестве живописца прославился как автор панорамных акварельных полотен Сибири, Дальнего и Ближнего Востока, документальных акварелей многих значимых событий, в том числе, юбилея королевы Виктории в Англии в 1897 году, пребывания российского императора во Франции, торжеств по случаю шипкинской победы.

После Всемирной выставки полотна скрутили в рулоны и увезли домой, где ещё долго показывали диву дающимся соотечественникам. А потом работы, вместе с другими панорамами Павла Пясецкого попали в коллекцию Эрмитажа. Да, кроме Транссиба Пясецкий таким же образом рисовал панорамы «От середины Китая до Западной Сибири» и «Панораму Персии». Фрагмент последней выставляется в Эрмитаже, а вот транссибирское полотно художника лежит в хранилище. В рулонах прячется и Чита с Атаманской площадью, гимназией, Триумфальной аркой и ещё большим количеством узнаваемых и не очень объектов. Прячется озеро Кенон, Атамановка, купеческий дореволюционный Нерчинск и многое другое из того, что близко забайкальцам.

Взглянуть хотя бы одним глазком на эти панорамные виды было бы огромной удачей и даже счастьем для каждого, кто хоть немного интересуется прошлым Забайкалья. И в 2017 году такая возможность начала приобретать реальные очертания - благодаря инициативе сотрудников Нерчинского краеведческого музея Эрмитаж согласился дать музею эксклюзивное право на воспроизведение всей Забайкальской части панорамы Пясецкого. А это, задумайтесь, около 150 метров художественного полотна! Предполагалось показать забайкальцам Байкал, Селенгинскую Даурию, панорамы Верхнеудинска и других станций и разъездов, долины Ингоды и Шилки. Но сбыться мечте именно в таком виде не удалось. На то, чтобы качественно скопировать всё содержание полотна на современные материалы, требовалось 172 тысячи рублей — сумма для музея просто нереальная. Найти деньги на стороне тоже не удалось — не помогла даже Забайкальская железная дорога, участку которой и посвящено содержание акварелей Пясецкого. Перспектива увидеть редкие виды зашаталась.

Компромисс всё-таки был нащупан. Решили взять не столь обширный участок Транссиба, выделить под это одно из помещений музея — благо Бутин после себя оставил не просто здание — дворец! На имеющиеся деньги была тщательно переснята и отпечатана часть полотна длиной около 50 метров. Как пишут сотрудники музея в своей группе «ВКонтакте», «в итоговом варианте экспозиции во фрагментах представлены виды Мысовой, Петровского Завода, Хилка, Читы, окрестностей Нерчинска, Сретенска, малыми долями — окружающая ЗабЖД природа; показ живописной панорамы мы дополнили реальными фотоснимками и открытками А.К. Кузнецова, работами других фотографов того времени».

26 января выставка открылась. Увиденные Пясецким леса и озёра, дороги и станции, города и сёла, дома и люди вернулись в Забайкалье, чтобы показать себя через 120 лет.

1 из 3

Выставка называется «Забайкальская железная дорога. Кузнецов & Пясецкий». Это значит, что потрясающие акварели знаменитого путешественника дополняют потрясающие фотографии знаменитого революционера, фотографа и краеведа. В музее постарались максимально полно проиллюстрировать каждый изображённый Пясецким участок пути аналогичными фотографиями той же эпохи.

Насколько удачным оказался эксперимент - покажет музейная книга отзывов уже через несколько дней. Сама же выставка задумана как постояннодействующая. А значит, вы имеете все шансы увидеть её в удобное вам время - хоть весной, хоть летом. Летом, пожалуй, даже лучше - будет возможность сравнить цветущие виды Транссиба вековой давности с современными.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления