Конец осени 1987 года. С корреспондентом газеты «Комсомолец Забайкалья» Вадимом Валюковым мы едем в багажнике «Волги», пытаясь забраться на покрывшийся снегом горный хребет. Цель — Красный Чикой, но водитель везет нас нестандартным путем: через Ямаровку, а не Петровский Завод. Затем сёла сменяют друг друга вдоль дороги, и мы останавливаемся в одном из них — в селе Захарово. Там-то я и замечаю старую обветшалую церковь без крестов, рядом с которой стоит ржавая металлическая конструкция, а на ней надпись — «Сегодня — Скоро».
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Как я узнаю позже, в 30-е годы советская власть лишила старообрядческую церковь не только крестов, но и других религиозных примет. Колокола сбросили, купола сломали, а вместо алтаря внутри установили сцену. Единственный в Забайкалье храм, рубленный из кедра и построенный еще в 1892 году, превратился в сельский клуб. Для него-то в эту железную раму вставляли щиты с афишей предстоящих к показу фильмов.
Сперва я сделал фотографию прямо с афишей, но затем мне в голову пришла идея: «Почему бы не вынуть ее оттуда и не снять церковь сквозь открывшееся "окно"?» Так получился фотовопрос в будущее: «Если "сегодня»" — это старая полуразрушенная церковь, то что будет "скоро"? Неужели пустота?»
Ответ стал известен только в начале следующего века, когда местные жители своими силами взялись за возрождение святыни. При содействии благодетелей (собирали с мира по нитке) и с Божьей помощью церковь реконструировали, починили, вернули колокола, иконостас, паникадило, установили алтарь. Семь новых золотых куполов воссияли на Крестовоздвиженском храме совсем недавно — в 2019 году. На полное восстановление «жемчужины» Красночикойского района ушло порядка двенадцати лет. Последний раз я был в Захарово в 2014 году, по случаю фестиваля «Семейская круговая». Жалко, не застал куполов… О том, через что пришлось пройти сельчанам, чтобы вернуть к жизни этот уникальный памятник архитектуры, я узнал из публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях.
Сама же фотография, сделанная мною во время короткой остановки около сорока лет назад, неоднократно попадала на разные выставки, публиковалась в «Огоньке» и альбоме «Фототворчество России» 1990 года от московского издательства «Планета». До сих пор напечатанная в большом формате эта фотография висит над рабочим столом в моей фотолаборатории.
Что же до изображенного на снимке, то неясное «скоро» в итоге превратилось во вполне определенное «сегодня», где искренняя вера людей и стремление к свету оказались сильнее вандализма, авторитарной системы, времени.