Мастер-дизайнер из Ононского района Нина Рогалева в 2023 году стала рекордсменом — она изготовила самое длинное колье-трансформер в мире и попала в Международную книгу рекордов. Нина основала семейную мастерскую и изготавливает эксклюзивные украшения. Она рассказала, когда начала заниматься камнями и чем гордится больше всего.
Нина Рогалева — рекордсменка мира и России, член международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», Евразийского художественного союза, Союза художников России, лауреат международных и всероссийских конкурсов, участник международных ювелирных выставок.
— Сейчас вы создали уже более 6000 украшений. Как давно вы их создаете?
— Интерес к камням, дизайну, моделированию и вообще к искусству у меня с самого раннего детства. Создавать украшения в качестве хобби начала в 2015 году. Постепенно набираясь опыта, постигала разные техники и стили изготовления.
Я не придерживаюсь какого-то одного стиля или вида техники, руководствуюсь исключительно вдохновением и наличием необходимых материалов. Есть техники, которые я сама придумала, часто я сочетаю разные методы сборки, что очень интересно сказывается на конечном результате. Я владею сутажной вышивкой (техника, при которой узор выкладывается шнуром на ткани или на специальной основе. — Прим. ред.), макраме, камнеплетением с натуральными и очень мелкими камнями — это авторская разработка, аналогов пока не встречала. Обычно подобные украшения плетут из бисера, что во много раз легче.
Также я придумала плетение камнями по металлу, очень сложная техника, но такие красивые, необычные объемные, двухсторонние украшения получаются. Простые техники, такие как нанизывание на пины (небольшие металлические заготовки, которые используются для крепления и соединения различных деталей в украшениях. — Прим. ред.), нити, шнуры, проволоку, трос, резинку, я тоже использую в своих работах, часто их сочетаю для создания уникальных, эксклюзивных украшений.
Я изготавливаю как классические украшения, так и эксклюзивные и этнические. В моих коллекциях можно увидеть разные стили и направления искусства: минимализм, анимализм, флористику, готику, барокко, абстракции, символизм, авангард и прочее.
— Где вы учились своему мастерству?
— Я не заканчивала специального учебного заведения для обучения художественному или ювелирному, декоративно-прикладному искусству. Всё пришло с опытом при огромном интересе и желании создавать уникальные украшения из натуральных камней. Внушительная доля моих знаний и умений была получена при самообразовании. Конечно, основы я получила в горном техникуме, затем в Читинском государственном университете, где изучали камни, материалы, природные процессы. Много лет работы в качестве научного сотрудника тоже дали необходимую базу знаний и волшебный мотив сменить сферу деятельности.
— Вы — дизайнер украшений. Расскажите, что это значит.
— Дизайнер украшений — это творческий человек, профессия которого предполагает создание модели материалов, украшений, конструкций, композиций, макетов в виде эскиза, рисунка, графики, 3D-модели, с учетом размеров, цветовых оттенков, креплений, вида огранки кабошонов (способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней. — Прим. ред.), бусин. Если дизайнер еще и мастер, как я, например, то можно создать сразу готовое украшение без графического эскиза.
Основная задача дизайнера — умение создавать новые, эксклюзивные, актуальные вещи, находить новые материалы, технологии и методы в производстве украшений, уметь конкурировать с другими дизайнерами украшений. Я свои украшения создаю сама, начиная с вдохновения и эскиза и заканчивая фотосессиями готовых украшений.
— Каких принципов придерживаетесь?
— Использование натуральных камней и гипоаллергенной фурнитуры в украшениях и обязательно — свобода творчества. Соответственно, я умею определять камни, знаю свойства камней, металлов и других материалов, с которыми работаю. Материалы, которые впервые поступают в нашу мастерскую, отправляются на геммологическую экспертизу (определение физического и химического состояния камня, его происхождения, эстетической ценности, особенностей обработки драгоценных и поделочных камней. — Прим. ред.). Эти меры важны при производстве качественных изделий.
Также это честность с собой, своей семьей, с окружающими меня людьми, преданность своим интересам и убеждениям. Оставаться человеком в любой ситуации, не быть, как все, а быть личностью со своим мнением, своими целями, желаниями, своей жизнью.
— Как вам удается сохранять баланс между традиционными и современными элементами в ваших коллекциях?
— На самом деле, это очень интересное занятие. Я использую, например, относительно недавно открытые камни или новые технологии с древними символами, как бы соединяя разные эпохи жизни человечества в одно изделие. Придаю современный дизайн старинным традиционным украшениям. Этнические массивные украшения я создаю в качестве трансформеров, чтобы их можно было разобрать и носить отдельными украшениями в актуальных образах.
— Какие ваши самые высокие достижения и есть ли в планах достичь еще каких-то высот? Вы ведь достигли мирового рекорда. Какие теперь вызовы ставите перед собой?
— Вызовы для себя я ставлю всегда, а если не ставлю, то они сами собой возникают. Но у меня здоровые амбиции. Конечно, самым впечатляющим и воодушевляющим был мировой рекорд. Я подтвердила свой талант, удостоверилась, что я могу больше, чем другие дизайнеры и мастера.
— В чем заключался ваш рекорд?
— Я в одиночку сделала огромное колье-трансформер из натурального жемчуга. Спасибо моей семье, друзьям и знакомым за поддержку. После того, как о рекорде стало известно, мне люди писали и говорили, что гордятся мной, это был первый большой успех, и мне понравилось.
Дальше мне нужна была экспертная оценка моих работ, и я обратилась в международные организации: Союз дизайнеров и Евразийский художественный союз, позже еще в Профессиональный союз художников России. После оценки выдающимися специалистами — художниками, дизайнерами, искусствоведами, меня приняли в эти организации, подтвердив тем самым мою высокую профессиональную квалификацию, чему я была рада больше, чем мировому и российскому рекордам. Мои работы занимают первые места на международных конкурсах, что тоже меня очень мотивирует продолжать совершенствоваться.
— Какое ваше изделие самое дорогое?
— Рекордное колье. Оно для меня бесценно! Пока не продается, но продам хорошему коллекционеру. Часть от продажи пойдет на благотворительность. Я так решила для себя.
— Как вы взаимодействуете с мировым сообществом дизайнеров и мастеров? Участвуете ли в специализированных мероприятиях?
— Я являюсь членом общественных и профессиональных организаций, где, конечно, происходит взаимодействие с коллегами. Участвую в разных выставках декоративно-прикладного искусства, в том числе ювелирных. Выставки и конкурсы дают колоссальный опыт в плане познания новых технологий, удивительных дизайнов, возможностей, знакомства и общения с творческими людьми, обмена опытом, приобретения литературы для дизайнеров, ювелиров и мастеров.
Вообще, я открыта к сотрудничеству с домами мод, индивидуальными дизайнерами одежды и аксессуаров, ювелирами, общественными организациями. Всегда рада участвовать в различных творческих проектах, конкурсах, выставках.
— Кто, по вашему мнению, может называться мастером украшений?
— Исходя из личного опыта, могу сказать, что мастер — это человек, который безупречно делает свое дело, обладает колоссальным терпением, усидчивостью, аккуратностью, превосходной мелкой моторикой, острым зрением, крепкими нервами. Мастер знает то же самое, что и дизайнер, но, кроме этого, он еще умеет воспроизвести изделие в точности с предоставленным эскизом или макетом. Мастер владеет всеми инструментами, которые нужны ему для работы в определенной технике, если необходимо, изучает новые технологии, инструменты, приборы.
— Какой камень или минерал вы можете назвать фаворитом?
— Мне нравятся многие камни. Больше всего люблю те материалы, которые обладают иризацией (опалистенцией, адуляризацией), простыми словами — цветным свечением, переливами. Это благородные опалы, лабрадор, адуляр. Также мне очень нравятся оптические эффекты «кошачий глаз» и звездчатость. Этими свойствами могут обладать турмалин, кианит, корунды, тигровый, бычий, соколиный глаза, хризоберилл, чароит, гранат и другие.
— Сколько нужно времени для создания шедеврального украшения?
— О, это сложный вопрос. Всё зависит от степени креатива, сложности в изготовлении, объема, наличия необходимых материалов или их надо еще поискать... Много времени уходит еще и на придумывание уникального дизайна, его разработку, подбор камней и фурнитуры. У меня это всегда по-разному — когда полгода или год, иногда месяц-два или недели две.
Когда есть дедлайн и тебе нужно создать нечто уникальное для конкурса, ты можешь и за день придумать и сделать шедевр, чтобы на завтра поехать на другой конец страны на выставку. У меня такое было.