Неглубокое озеро Тасей привлекательно для отдыхающих, во-первых, близостью к Чите, а во-вторых, манит своей тишиной и скрытностью. Тасей интересен ещё и тем, что прямо на берегу в нескольких метрах от воды построены дома. Но соответствует ли это всем законам, разбиралось «Чита.Ру».
Дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) «Междуозёрное» фактически появилось между озёрами Тасей и Сиротинка в 1974 году. Участок для отдыха трудящихся тогда определил исполком Читинского районного Совета депутатов на землях Государственного лесного фонда. На сайте ДНТ уточняется, что товарищество читинских пенсионеров и участников Великой Отечественной войны получило номер 4 и название «Междуозёрное» в 1982 году также по решению совета депутатов.
Любая деятельность близ водоёма регулируется Водным кодексом России. В его актуальной редакции таким территориям определено понятие «водоохранная зона». В соответствии с частью 6 статьи 65 кодекса в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Запрещается использование сточных вод, размещение кладбищ, скотомогильников, свалок или полигонов с отходами, движение и стоянка автомобилей. Ширина водоохранной зоны озера равна 50 метрам – на ней не разрешается возводить капитальные постройки, если они не оборудованы герметичными септиками.
С трассы Чита - Беклемишево отлично видна группа домиков, которые выстроились в трёх-четырёх метрах от Тасея. Временными постройками эти дома назвать нельзя - капитальные коттеджи сделаны добротно и со вкусом, поэтому становится понятно, что никто их убирать не планирует.
Когда на Тасее формировали участки для ветеранских дач, Водный кодекс был в другой редакции - утверждённой ещё в 1972 году и действовавшей до 1995 года.
Как такового чёткого понятия о береговой линии и её границе в кодексе не было, как и запрета строить домики на берегу вплотную к кромке воды. Кодекс устанавливал права граждан на использование водных ресурсов просто – водоёмы, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы, принадлежали государству и предоставлялись гражданам только в пользование. Можно ли говорить, что новый Водный кодекс, отменяющий положения ранее действовавшего закона, соответствует общепринятым нормам законодательства? Если домики строились ещё в прошлом веке при старом законодательстве, то теперь их можно не сносить. Однако, глядя на новенькие, ухоженные дома у берега Тасея, трудно представить, что они возведены ещё в социалистическом государстве. Здесь есть и гаражи для лодок, и пристройки, и бани, и летние домики – всё это наверняка появилось уже во второй половине 90-х или позже.
Не парк, не заказник
Дома ДНТ «Междуозёрное» не входят в территорию Ивано-Арахлейского природного парка. Его граница идёт на юго-восток по восточной границе лесных кварталов Озёрного участкового лесничества Беклемишевского лесничества, а далее по северо-восточному побережью. То есть парком является только озеро, а не застроенный берег.
Директор Ивано-Арахлейского природного парка Светлана Лазаревская рассказала мне, что все попытки обратить внимание прокуратуры на проблемный участок заканчивались ничем: «К этим домам было много претензий в своё время, но любые попытки всегда пресекались. Сколько раз мы обращали внимание, кто-то писал даже заявления в прокуратуру, но с дачами никак не разбирались, а они стоят в водоохранной зоне. Мы из парка их вывели, потому что граница идёт как раз по кромке Тасея. К парку они никакого отношения не имеют, но, с точки зрения охраны природы, этот факт вызывает много вопросов».
Пресс-секретарь прокуратуры Забайкальского края Анатолий Усков сообщил, что ему ничего не известно об обращениях по поводу законности построек в границах водоохранной зоны Тасея. Он отметил, что для выяснения всех обстоятельств, нужно знать фамилии конкретных заявителей.
При этом участки №57 и №58 в Верхне-Читинском лесничестве выделены на карте голубым цветом - это запретные лесные полосы, расположенные вдоль водных объектов. Они регулируют объём стока дождевой и талой воды, предотвращают разрушение почв, регулируют уровень воды в озёрах. Согласно приказу Минприроды России, в запретных полосах лесов запрещается рубка, распашка земель, создание лесоперерабатывающей инфраструктуры и прочее воздействие, противоречащее защитным функциям ценных лесов.
Противоречивые таблички
Водоохранная зона, изначально обозначенная в Водном кодексе 50 метрами для всех озёр, с 2006 года должна быть подтверждена расчётами региональных властей, потому что Российская Федерация передала регионам полномочия по охране водоёмов или их частей. Краевому министерству природы необходимо было проработать перечень объектов, установить причины возникновения загрязнения на них, рассчитать реальные границы водоохранной зоны и поставить таблички по периметру каждого объекта. Минприроды пока успело сделать расчёты для озёр Арахлей и Кенон и реки Читинки. В частности, на Арахлее ширина водоохранной зоны и защитной полосы одинакова и составляет 50 метров, о чём свидетельствуют таблички на всём протяжении берега.
Аналогичное определение водоохранных зон будет выполнено в 2016 году для озёр Шакша, Иван и Тасей. Согласно сайту госзакупок, на создание проекта выделялось 1,4 миллиона рублей из федерального бюджета. В апреле был объявлен победитель – компания «Забтранспроект», сбившая цену до 392 тысяч рублей. За эти деньги компания к 25 августа должна будет обследовать береговые линии и описать границы водоохранных зон. Это в дальнейшем позволит установить знаки для информирования о специальном режиме деятельности. Итогом работы станет регистрация всех собранных данных об объектах в Государственном водном реестре и Государственном кадастре недвижимости. Интересно, каким образом будут установлены эти таблички, если прямо на берегу стоят дома, явно противоречащие нормам закона?
Закрыться от всех
Жители ДНТ «Междуозёрное» оборудовали на въезде к озеру шлагбаум и будку, где дежурит сторож. Светлана Лазаревская в рубрике «Гость портала» в 2014 году объясняла, что сторож пропускает только членов кооператива и гостей по заявке. Сделано это было для порядка, поскольку отдыхающих очень много и после себя они оставляют мусор.
«Через территорию кооператива проезжает много автотуристов и далеко не все они соблюдают противопожарные правила, а также располагают автомобили в водоохранной зоне, оставляют после себя мусор, вырубают деревья. Например, за день на этом участке было зарегистрировано более 40 автомобилей и именно от «диких» туристов на северо-восточном побережье Тасея произошло возгорание леса», - отвечала Лазаревская.
Помимо водоохранной зоны озера, есть ещё и 20-метровая береговая полоса, которая примыкает к кромке воды. Часть 8 статьи 6 Водного кодекса РФ предусматривает, что каждый гражданин вправе пользоваться полосой в том числе для рыбалки или причаливания плавучих средств. Береговая полоса является общедоступной, как и само озеро. Поэтому нельзя перекрывать доступ к ней ни шлагбаумом, ни постройками.
***
Вопрос спорного размещения дач на Тасее поднимался в 2014 году комитетом заксобрания по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям. Председатель комитета Анатолий Романов вспоминает - тогда на место выезжала рабочая группа, которая должна была проверить состояние и перспективы территорий Ивано-Арахлейского заказника.
«В том числе поднимался вопрос строительства вокруг озёр, подключали представителей партии «Зелёные». Однозначных выводов сделано так и не было. Специалисты от администрации Читинского района, журналисты и экологи посмотрели на постройки, собрали материал, но развития история не получила», - говорит Романов.
Председатель регионального отделения партии «Зелёные» Леонид Наделяев тоже помнит, как два года назад они вместе с представителями Законодательного собрания ездили на Тасей: «Мы собрали все материалы, сделали пометки и направили их в комитет заксобрания, поскольку они были инициаторами проверки. Мы тогда занимались проблемами ДНТ «Багульник», изучали вопрос товарищества «Серебряный ключ», поэтому все силы и средства сконцентрировали туда».
Переговорить с членами кооператива, по словам Наделяева, за время расследования так и не получилось, поскольку они на контакт не шли и отказывались давать какие-либо комментарии.
Дозвониться до председателя ДНТ «Междуозёрное» Регины Граяускайте не удалось - номер телефона для связи, который указан на сайте товарищества, недоступен.
Дома, стоящие на берегу, возможно, так и будут стоять, может из-за лазеек в законах, а может из-за многолетнего нежелания надзорных органов выполнять свои функции. Не спорю, что владельцы дач, наверняка, отличные люди, которые периодически выходят на субботники, убирают мусор со дна и облагораживают территорию вокруг озера. В некоторых местах они даже специально отсыпали берег. Но при этом по-прежнему никто не думает о том, как это отражается на экосистеме озера.
Дома в береговой полосе выстроены на бетонном фундаменте, что несёт огромную нагрузку на почву. Это влияет на корни деревьев, находящихся рядом, поэтому берег осыпается. Использование привозного песка может нанести ещё больший вред, потому что песок далеко не всегда чист, плюс из-за дождя его постепенно смывает в озеро.
Как влияет вторжение человека в водоохранную зону сейчас можно видеть на Байкале. Причина массового распространения водоросли спирогиры - это сброс отходов жизнедеятельности человека, которыми растение питается. В первую очередь, это связано с использованием моющих средств, и шампуней, льющихся с турбаз на побережье. Средства содержат фосфаты и нитраты - это является удобрением для спирогиры. Серьёзнее ситуация обстоит в Северобайкальске - там стоки из железнодорожного депо попадают в городские очистные сооружения, а оттуда прямо в байкальскую воду. Проверка очистных, которую сотрудники Лимнологического института РАН провели совместно с транспортной прокуратурой и Росприроднадзором, установила, что депо стало тоже использовать вместо обычных моющих средств синтетические с фосфатами.
Деятельность жильцов на Тасее не сравнима с работой депо или множества прибайкальсских баз. Тем не менее, законы вовсе не помогают сохранить водоёмы, избежать пересыхания рек и уничтожения лесов. Вода озера Тасей, его берег и часть окружающего его леса теперь стала частной собственностью. Вмешательство в окружающую среду, пусть и неосознанное, сказывается на Тасее, в итоге самим же дачникам приходится спасать его от заболачивания.