Экология Поминки по забайкальским кедрам

Поминки по забайкальским кедрам

Выше этой вырубленной поляны, отданной Гослесслужбой Забайкальского края индивидуальному предпринимателю, находится чистый кедрач. Судя по всему, он доживает последние годы.

Чтобы увидеть место вырубки, нам приходится идти едва ли не в поход – такие места редко бывают близко к дорогам. Надеваем резиновые сапоги, несколько часов едем от Читы на внедорожнике. Где-то там, за полоской леса, остаётся потрясающее по красоте и уникальное по своим целебным свойствам озеро Арей. На несколько минут останавливаемся у заправки около одноимённого села и, взобравшись на небольшой пригорок, съезжаем на одну из многих в этих местах «кедровых» дорог.

Улётовский район в Забайкалье славится кедровыми орехами наравне с Красночикойским. Заготовщики шишки говорят, орехи в двух районах даже по вкусу разные. В этот год кедрачи родили столько ореха, что заготовщики готовы были жить в лесу неделями.

Машина буксует по разбитой колёсами грязи, круто наклоняясь то влево, то вправо. Чтобы не увязнуть, включаем 4 WD и едем спокойнее до самого табора, который притаился у взгорка. Отсюда нам надо перейти через небольшой ручей, перед каменными насыпями, прижавшимся ко мховым подушкам, миновать голубичник – ягоды в этом году здесь, по словам местных, было столько, что хоть пригоршнями бери. Выше среди мха начинают мелькать кустики брусники, на которых ещё можно найти немного сладких, перезревших ягод. Здесь же, при подъёме в сопку среди хвойного леса начинают попадаться кедры. Отличить их от других деревьев легко по длинным, мягким иголкам длиной почти в ладонь.

1 из 3

Кедров или, если говорить точно, кедровых сосен становится всё больше, склон набирает крутизну, но вдруг впереди лес делается будто прозрачнее. Ещё несколько шагов, и мы видим вал из корней, пней, земли и изуродованных веток, отделяющий тайгу от огромной, зачищенной трактором будто под взлётную полосу, территорию. По ней от нас в противоположную сторону убегают двое мужчин.

Кедр умирает

Большинство кедров погибает ещё в молодом возрасте. Выжившие начинают плодоносить примерно в 15 лет и живут около 500 лет, хотя некоторые исследователи говорят и о 800 годах.

О полезных свойствах дерева и его плодов написано много книг. Масло из кедровых орехов (живица) снижает уровень холестерина и нормализует спектр крови, предупреждает развитие онкозаболеваний, укрепляет стенки кровеносных сосудов, уменьшает риск атеросклероза, помогает избавиться от депрессии и бессонницы, укрепляет ногти и волосы, способствует улучшению зрения, имеет омолаживающее косметическое действие. В белках ядра орехов найдено 19 аминокислот, 70% из которых являются незаменимыми или условно-незаменимыми.

1 из 6

Древесина сибирского кедра прочная, мягкая и лёгкая. Её красивую текстуру с переходами от тёмно-коричневого к нежно-кофейному, бежевому и даже розовому хорошо оценили за границей. Зарубежные мастера хвалят кедр за лёгкость в обработке и приятный запах, делая из него не только дома и мебель элит класса, но и гитары, арфы и рояли.

Если говорить об экономической выгоде, то в 2014 году только в Красночикойском районе, по оценкам правительства региона, доход от заготовки кедра составил 1 миллиард рублей, в 2,4 раза превысив бюджет этого района.

,

Массовый мор среди деревьев начался ещё в 90-х годах, когда чёрные лесорубы поняли, что буквально под носом растёт многомиллионная прибыль. Чиновники глядели на проблему сквозь пальцы, и случилось так, что сегодня умирают и те деревья, которые вроде бы лесорубы не трогали. Всё дело в том, что корневая система кедра находится на поверхности. Когда вырубается лес вокруг, ветер выдувает из под кедрача опору, и деревья падают.

Ещё одной напастью, поставившей под угрозу исчезновения кедровые леса России, стала болезнь, поражающая деревья. Причины бактериальной водянки, от которой гибнет сибирское богатство – засуха, пожары, механические повреждения стволов при традиционной добыче орехов ударами огромного молотка – колота.

Участок, о котором мы говорим, находится примерно в 16 километрах от села Арей. Выше этой вырубленной поляны, отданной Гослесслужбой Забайкальского края индивидуальному предпринимателю, находится чистый кедрач. Судя по всему, он доживает последние годы.

«Вы не здесь ищите, а под Ленинским»

- Это аренда леса. Лесника нет – разговора с вами не будет, - оставшиеся на вырубленной поляне работники арендовавшего этот участок бизнесмена к журналистам были настроены не очень дружелюбно. – Убери камеру!

1 из 3

Закон запрещает рубки кедра (сосны кедровой сибирской), если в составе древостоя выделенного участка её более 30%. Сколько кедров вырублено здесь, установить вряд ли удастся, потому что весь верхний слой почвы предусмотрительно снят вместе с пнями и корнями.

- Не надо меня фотографировать, я камеру сломаю, - атмосфера накалялась с каждой минутой.

- Сломаете – заплатите. Смотрите, свидетелей сколько, - я пожимаю плечами.

- Вы мало знаете лес и мало знаете речку.

- Всех укокошите?

- Да зачем всех, вас в первую очередь, у вас язык длинный.

1 из 4

Позже местные расскажут, что те, кто живёт на таких площадках – самые беззащитные из всей цепочки лесорубов. Сами арендаторы фигурантами уголовных дел становятся редко, сваливая вину, если уж вдруг попались, именно на своих работников. А тем деваться некуда: в районе другой работы нет, все арендаторы друг друга знают. Скажи лишнее – и широту родных лесов и рек, где найти человека практически невозможно, придётся оценить лично. Так и живут, в страхе между молотом и наковальней, законом и беззаконием.

- Да здесь что, - рассказывают местные. – Вырубки здесь – это мелочи. Вы посмотрите, что сделали и до сих пор творят с кедрачом около Ленинска (село здесь же в Улётовском районе – Ю.С.). Если вас, конечно, туда пустят. Только постарайтесь туда без предупреждения ехать.

Проверка

До заключения договора аренды желающий её получить должен обратиться федеральное агентство «Рослесинфорг», структурным подразделением которого у нас является департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Специалисты этого ведомства должны выехать на место, оценить, сколько кедров находится на запрашиваемой территории и провести лесоустройство. С заключением о нём будущий арендатор обращается в Гослесслужбу, которая и даёт землю в аренду.

Учитывая скорость, с которой на участке зачистили пни, приехавшая после нас туда комиссия Гослесслужбы должна обладать уникальными способностями, чтобы сделать вывод о том, выдали ли под вырубку участок, где кедра было больше 30%, или нет. Здесь нужно учесть, что участок предоставляли специалисты этого же ведомства. Будут ли их нагрянувшие с проверкой коллеги оглядываться по сторонам и смотреть, сколько кедров растёт вокруг в процентном соотношении к другим деревьям, я не знаю. А растёт их там очень много.

Подготовлено при поддержке Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления