Экология Природоохранная безнадёга

Природоохранная безнадёга

Представьте себе, что Северную Корею площадью 124 тысячи квадратных километров сторожат всего 54 человека за зарплату в 10 тысяч рублей. В заказниках Забайкалья всё так.

Представьте себе, что Северную Корею площадью 124 тысячи квадратных километров сторожат всего 54 человека, за зарплату в 10 тысяч рублей, без топлива и связи. И без пайков. При этом земли страны разбросаны на несколько сотен километров друг от друга. Именно в таких условиях работают забайкальские природоохранные инспекторы.

Браконьеры одолели

«Смотрите, какая у вас ситуация, – объясняет обстановку жителю села Беклемишево, опустившему взгляд на изъятое у него мясо косули, руководитель дирекции особо охраняемых природных территорий (ООПТ) края Александр Бузинов. – Вы находитесь в Ивано-Арахлейском парке с продукцией охоты, которой является пушнина и мясо диких животных. Это уже приравнивается к охоте на особо охраняемой территории, это уголовная статья 258-я. То, что у вас нет с собой оружия, то, что вы не охотник – все эти рассказы особой роли не играют».

1 из 5

Задержанный, который ехал на мотоцикле с охотничьей сумкой мимо озера Арахлей, считает себя невиновным. Говорит, что мясо его попросил отвезти брат. Инспектор к таким рассказам уже привык – пойманные с поличным редко когда сознаются в убийстве животного. Обычно любят заявлять, что просто нашли тушу. «Если вы тело человека на дороге найдете, не станете же его в машину к себе забрасывать?» – комментирует Бузинов подобные оправдания. Тем временем задержанный совсем поник – к месту подъехал участковый, чтобы составить протокол.

Примечательно, что этот случай произошёл аккурат при депутатах заксобрания региона, которые отправились в Ивано-Арахлейский лично посмотреть на проблемы, с которыми сталкиваются ООПТ в условиях постоянной нехватки средств. И прямо в пути такая удача – один из браконьеров, с которыми никак не удаётся справиться из-за дефицита кадров.

Дайте денег на бензин

В обязанности 54 инспекторов края входит подкормка диких животных, работа с местным населением и, разумеется, охрана территории. Всё это нужно постоянно проводить на 80 участках, занимающих около 3% от территории края. Если, допустим, в Даурском заповеднике, который имеет статус федерального, на одного инспектора приходится 1,5 тысячи гектаров, в региональных заказниках егерь должен следить за площадью, которая больше в 10 раз.

С 2014 года дирекция переживает, как выразился Александр Бузинов, хроническое недофинансирование. В 2014-м бюджет организации составлял 19,1 миллиона рублей, однако фактически было профинансировано 14,7 миллиона, по остальной сумме сложилась кредиторская задолженность, которая из-за той же недоплаты тянулась вплоть до 2017-го. Из-за этого дирекция третий год не может обеспечить егерей пайками для вахты. Продуктами инспекторам приходится закупаться на свою скудную зарплату, тратя по 5-6 тысяч рублей каждый месяц.

На топливо для рейдов тоже денег нет – организация выпрашивает ГСМ со стороны. Несложно догадаться, что забота об особо охраняемых природных территориях в Забайкалье осталась на плечах энтузиастов, средний возраст которых – 50-70 лет, так как молодых специалистов на столь неприбыльное место не заманишь никакими красотами природы.

Худший год

«Оплаты услуг сотовой связи у нас тоже нет, – заявил Бузинов на заседании фракции «Единой России» в заксобрании региона. – Сейчас пожароопасный период, а мы даже не знаем, что с людьми происходит. Пожары подходят очень близко к нашим кордонам. Мы, конечно, стараемся оперативно реагировать, но при отсутствии бензина это очень проблематично. Например, в Акшинском заказнике возник пожар из-за сухой грозы буквально на глазах. Был он 0,5 гектара. Из-за отсутствия бензина и связи инспекторы были вынуждены выходить до Акши, связываться с Забайкаллесхозом. Когда вернулись, получили фронт пожара 15 километров, то есть фактически огонь прошёл по ширине всего заказника и перешёл на другие территории». Что уж говорить об изношенности техники и плачевном состоянии кордонов.

Бузинов без прикрас назвал 2017 год, объявленный в России Годом экологии, худшим для ООПТ края за все 12 лет существования дирекции. Но это ещё прекрасная жизнь, если учесть, что в 2018 и 2019 годах финансирование из регионального бюджета снова планируется урезать на 40% – с 17,6 миллиона до 11,18 миллиона рублей, которых хватит только на зарплаты инспекторам.

С такой динамикой на деньги из бюджета края рассчитывать не приходится, единственная надежда – на прибыль от туризма. Сейчас его развитием активно занимается Ивано-Арахлейский парк.

Ложка мёда

Главный лагерь парка находится на берегу озера Большой Ундугун, въезд дикарями сюда стоит 100 рублей, для пенсионеров – 50, а для детей и ветеранов труда – бесплатно. «За эти деньги мы оплачиваем вывоз мусора. На прошлой неделе 17 контейнеров вывезли, – ведёт депутатов заксобрания по своим владениям директор Евгений Савицкий. – Везде по лесу установили туалеты людям, вдоль берега они идут. В этом году я КПП построил. Здесь у нас чисто, после людей всё проверяем».

1 из 4

Главная гордость Савицкого – летние домики, которые сотрудники парка начали устанавливать для туристов в этом году. Аренда такого на сутки стоит 1,5 тысячи рублей, и, как уверяет руководитель, очередь в них расписана на несколько недель вперёд.

Всё это нужно для охраны парка, площадь которого – 208 тысяч гектаров. Вырученные средства пойдут на топливо и запчасти для техники. Заработок сезонный, но хотя бы помогает сотрудникам патрулировать территорию. Впрочем, людей всё равно не хватает – при необходимых 30 работниках в штате числятся всего восемь. Есть планы устроить туристическую базу на ещё одном озере и организовать круглогодичный отдых для туристов, но это только планы, на реализацию которых опять же нужны средства.

Об этом Евгений Савицкий и рассказал депутатам на выездном заседании, прошедшем под сенью прибрежных деревьев. Народным избранникам ситуация с краевыми ООПТ явно не понравилась, и они решили при формировании бюджета на 2018 год предусмотреть дополнительные средства для поддержания работы региональной дирекции особо охраняемых природных территорий. Точная сумма ещё не обозначена, но будет она невеликой – руководитель дирекции Александр Бузинов попросил хотя бы профинансировать закупку ГСМ и оплату сотовой связи. О выделении средств для развития туризма речи не шло.

Депутат Законодательного собрания Забайкальского края Сергей Михайлов и руководитель Ивано-Арахлейского парка Евгений Савицкий

Китай, который смог

Тем временем, рассказывает Бузинов, в северной части Китая не стали дожидаться, пока Забайкалье создаст условия для туристов, и организовали поездки по Аргуни на пароходах, построив по её берегам собственные «русские» деревни: «Там огромное количество деревень, построенных в русском стиле. Они создают часть России у себя. Им интересно это, на самом деле. Постоянно нам звонят, постоянно хотят приехать, но у нас не позволяет инфраструктура. Людей нужно разместить, покормить, уложить спать и обеспечить им безопасность и досуг. На один заказник нужно порядка 4,5 миллиона рублей».

А нам бы хоть на бензин деньги найти.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления