Огромные свалки вдоль дорог, кажется, не существуют для людей, которые живут в городах. Но и городам уже стало трудно бороться с отходами, по крайней мере, в Чите это так. Мы обречены на свалки? А если люди не будут сортировать мусор, то что? Если я хочу спасти экологию, мне теперь надо контролировать каждую свою покупку? Мы поговорили с главой Хабаровского отделения Всероссийского общества охраны природы и членом Общественной палаты Владимиром Сидоровым, который уже 25 лет занимается темой мусора и его переработки, исследует негативное влияние пластика на человека, природу и животных.
— Что страшного в том, что люди не думают о сортировке и переработке мусора?
— Сначала нужно сказать, что есть отходы производства и потребления. И 98% отходов приносит именно производство — добывающая промышленность, заводы. Но сегодня мы говорим об отходах потребления, или твердых коммунальных отходах (ТКО). Все отходы экологи разделяют на несколько частей по типам негативных факторов. Первый и самый, наверно, банальный — это химическое загрязнение: ТКО являются источником большого количества химических веществ, соединений, попадающих в почву, в воздух, в водные объекты, в подземные воды.
Здесь прежде всего беспокойство вызывают отходы опасные — это краски, лаки, растворители, химические реагенты, удобрения, всё, что находится в люминесцентных лампах, батарейках. Всё это с очень большой быстротой мигрирует, разлагается, попадает в различные среды обитания живых организмов и возвращается к человеку в виде уже отравленной почвы, загрязненных вредными веществами растений, не говоря о том, что мы это пьем и этим дышим.
— Сжигать мусор — это экологично?
— Наверное, самое страшное, что с отходами может случиться, — это если они сгорят. Сжигание отходов является источником выделения наиболее токсичных, наиболее опасных веществ. Это прежде всего группа веществ, объединенное название которых — диоксины, хлорорганические соединения, которые очень долго могут находиться и в человеке, и в окружающей среде. И они почти не поддаются разложению, вернее поддаются очень тяжело. В числе веществ-спутников сжигания отходов — бензапирен, формальдегид, оксиды серы, азота, взвешенные частицы сажи: это всё, что образуется при сжигании мусора в контейнерах, на свалках, дачных участках, где бы то ни было, потому что там содержатся полимерные материалы — пластики, которые при термическом окислении выделяют до сотни вредных веществ.
Второе загрязнение — физическое. Когда крупные животные погибают, съедая битое стекло. Когда морские млекопитающие попадают в старые сетки, когда они съедают пластик, который не переваривается в органах пищеварения. И из-за физического воздействия организмы погибают.
— А если измельчать мусор?
— Это, наверно, еще хуже. Здесь имеет место накопительный эффект, из-за которого мы тоже имеем кучу проблем. Мусор измельчается, попадает в почву, воздух, океаны — это проблема микропластика, проблема Мирового океана. Когда эти частицы пластика попадают в живые организмы, они действуют как так называемые ксеногормоны. У людей это приводит к дисбалансу, гормональным расстройствам, расстройствам обменных процессов. Когда вода находится в пластиковой бутылке, при повышении температуры выше 80 градусов в нее выделяются вредные вещества. Проблема микропластика имеет схожий эффект: частицы, выделяемые пластиком, приходят к человеку по пищевой цепочке через рыбу, морепродукты. Сейчас практически все морские организмы имеют в себе этот самый микропластик.
— Насколько это глобальная проблема? Мы обречены или еще есть шанс?
— Из океанов этот пластиковый мусор уже никак не вытащить, если на это не будут брошены усилия всего мирового сообщества, что вряд ли. Что будет дальше, очень сложно сказать. А проблема микропластика также связана со стиркой: микроволокна, полиэстер, из которых сделана наша одежда, тоже выходят через реки в мировой океан. К чему это приведет? Могут быть большие последствия для водных экосистем и для человека, это может привести к катастрофическим последствиям в будущем. Прекратить поступление этих частиц и снизить их концентрацию будет очень тяжело. Это к разговору о том, что в природе не бывает мелочей. Какие-то малозначительные факторы могут привести к каким-то цивилизационным планетарным последствиям.
— Вы уже больше 25 лет занимаетесь экологическим просвещением. Это вообще реально — привить культуру экологичного потребления?
— Что касается бездумного потребления, это, наверно, еще одна грань этой проблемы. Такой формат потребления, назовем его одноразовым, — это бренд. На изготовление предметов и вещей тратятся огромные ресурсы (нефть, газ, транспортировка, добыча, переработка, производство). На каждом этапе это траты на транспорт, зарплаты, энергию — в цену каждого предмета зашиты колоссальные издержки. Элементарный пример: в бутылке воды, которую мы покупаем, 80–90% цены — это стоимость самой упаковки. И через 5 минут мы ее выбрасываем, и она потом лежит где-то и не разлагается сотни лет. А мы тем самым усугубляем кризис перепотребления, а большинство ресурсов конечно. И рано или поздно такой тип потребления ресурсов приведет к их истощению, нехватке.
Здесь сама суть мировой экономики, которая основывается на перепроизводстве и перепотреблении. Молниеносно ее решить, даже осознавая всю пагубность, очень тяжело. Давайте хотя бы начнем с себя. Кто готов сегодня сказать: «Я ношу джинсы 10 лет и хожу со старым телефоном?» Такие люди есть, это единицы. Но тем не менее даже в России они появляются, сводят к минимуму потребление упаковочных материалов, одноразовых изделий и сдают отходы на переработку. Они не покупают товары в упаковке, которую нельзя сегодня переработать, например тетрапак или полипропилен. Но в глобальных масштабах это капля в море, в планетарном масштабе это надо решать мерами на уровне государств.
— Как вы решаете эту проблему в своем родном Хабаровском крае?
— В этом смысле большую роль сегодня играет экологическое просвещение, чтобы человеку разобраться, какие его действия наносят природе максимальный ущерб. Прежде всего я сегодня стараюсь, чтобы эти обучающие программы были в рамках школы как базовые минимальные знания об отходах, их свойствах, происхождении и возможной дальнейшей переработке, об опасности реагентов и веществ, содержащихся в отходах, об обращении с опасными отходами, которые мы, обычные люди, используем в быту, об экологической безопасности в наших домах и на дачах. Все эти вещи обеспечивают нашу безопасность и наше здоровье. Очень много экологически безграмотных поступков вредят не каким-то там гипотетическим вещам — последующему поколению или природе, а вредят нам здесь и сейчас, например сжигание отходов, обращение с опасными отходами, о которых я уже говорил.
Конечно, начинать можно с простых вещей. Изучить Rescial Map (сервис, где указаны все точки приема вторсырья) и понять, какие виды отходов сегодня перерабатываются у вас в регионе, куда и что можно сдать. Начать можно с батареек. И конечно же, наш девиз: «Осведомлен — значит вооружен». Нужно иметь базовые знания, тогда и мусорная реформа будет двигаться легче, и преобразования в обществе пойдут более активно. И конечно, результаты не заставят себя ждать, ведь состояние окружающей среды, количество мусора вокруг прямо пропорционально развитию общества и способности людей к самоорганизации, к самоконтролю. И наличие или отсутствие мусорных куч — это важный показатель успешности общества регионов, ведь от региона к региону система работает по-разному.