Образование 100 страниц любви к Чите

100 страниц любви к Чите

Исполнилось 20 лет с выхода в свет первой книги Валерия Немерова по истории нашего города. Краевед вспоминает об истории создания этой книги и о старой Чите — трогательной, уютной, цветущей.

С тех пор, как мы запустили цикл статейных текстов об улочках, районах и архитектурных мелочах нашего города, книга Валерия Немерова «Прогулки по старой Чите» в редакции «Чита.Ру» стала настольной. Теперь мы уверены, что каждый, кто прочитал или прочтёт её, меняет свой взгляд на Читу в лучшую сторону, начинает больше видеть, замечать и понимать. А история этого путеводителя по Чите наших прародителей началась 20 лет назад с выхода первой книги краеведа Немерова «Чита — история, памятные места, судьбы». Историк, журналист и краевед Валерий Немеров вспоминает о создании первого детища и о старой Чите — трогательной, уютной, цветущей.

— Как вы пришли к написанию книги по истории Читы?

— Я заканчивал истфил (историко-филологический факультет — ред.) в 1974 году, а там была сильна краеведческая мысль. Работали Дразнинас, Патронова, Кириллов, Константинов, Цыренова, и все основы были заложены там. В студенчестве я увлекался археологией, и тяга у меня была, в первую очередь, к самой древней истории края. Но прошли десятки лет, я отработал в школе, институте, в журналистике, и у меня накопилось очень много редкого, ценного материала. Мне приходилось общаться с людьми, которые уже ушли из жизни и которые дали мне очень много сведений о Чите. Вот эти сведения было необходимо донести до читинцев. Я стал приобщать новые материалы к уже известным фактам, и родилась эта книга.

1 из 4

Я, конечно, не пионер в этом деле. Писали до меня, и писали очень хорошо. Но каждое поколение краеведов приносит новые факты. Вскрываются архивы, появляются новые мысли. Сейчас, правда, у меня есть опасения, что краеведение может зайти в тупик — нет смены. Молодое поколение живёт другими, более материальными интересами. Основной массе молодых не интересны архивы, книги, белые пятна истории.

— Что нового принесла ваша книга людям?

— Во-первых, я сопоставил и увязал географические названия Читы с её первыми жителями. Молоковка — Василий Молоков, Кайдаловка — Григорий Кайдалов, и так далее. Эти казаки-первопроходцы имели там пашню, зимовьё, и по их фамилии стали называть речушки или местность. До меня на это внимание не обращали. В моей книге указан список первых жителей Читы, и я бы хотел, чтобы этот список был высечен где-нибудь в городе - на площади, на вокзале, на администрации, где угодно. Чтобы мы помнили о первых читинцах.

1 из 5

Во-вторых, в своей работе я начал отстаивать другую дату основания города. Я не сторонник теории о том, что Читу основали в 1653 году, как считают уже давно. Тогда было заложено Ингодинское зимовьё в 30 километрах выше, в районе Домны. А Чита была основана в 1687 году, и не кем-нибудь, а другом Петра I Фёдором Головиным. Он, кстати, был первым, кого наградили орденом Андрея Первозванного. Пётр был только седьмым. Вот этим гордиться надо. Конечно, Головин топором не махал и брёвна не таскал, но именно он дал указание создать поселение на устье Читинки. А Бекетов был раньше, но в районе Домны, которая не входит в черту города.

1 из 6

В-третьих, в моей книге есть глава о связанных с Читой судьбах. В развитии Читы приняли участие многие известные люди, но на такие связи раньше тоже обращали меньше внимания. Завалишин, который придал нашему городу тот облик, который сохраняется до сих пор. Архитектор Пономарёв, построивший большинство красивых зданий дореволюционной Читы. Определить его дома очень просто — если у здания срезанный угол, это Пономарёв. В своей книге я впервые уделил значительное место под описания связей с нашим городом не только живших здесь Завалишина, Пономарёва, но и Николая II, Веры Комиссаржевской, многих других. Теперь мы знаем, что возле рынка в деревянной двухэтажке две недели жил Фёдор Шаляпин. Здесь был Вертинский. Эти связи нужно продолжать изучать.

— Как вам удалось издать книгу?

— Когда я собрал материал на книгу, встал вопрос, на какие деньги её издавать? Начало девяностых, время переходное, трудное. На моё счастье у меня был знакомый преподаватель химии Вадим Астахов. Он как и я ушел из института, но ушёл в бизнес. И он взял на себя хлопоты, нашёл деньги, транспорт, и мы поехали с ним в Улан-Удэ. Версталась книга в Чите, а издавалась там. Получилась книга альбомного варианта, опечатанная на отвратительной бумаге. Но не потому, что мы хотели сделать дешевле. Просто старую издательскую базу сломали, а новой не создали. И мы располагали очень скромными возможностями.

1 из 7

— Вы получили на книгу отзывы?

— Перед моей первой книгой предыдущее издание о Чите выходило в 1981 году — книга Дворниченко. Прошло почти 15 трудных лет с перестройкой, ломкой всего, и я очень переживал, что издание останется незамеченным. Ведь тогда люди больше думали не об истории, а о том, как накормить семью. Но книгу заметили, стали хорошо покупать. В Обществе слепых даже сделали вариант книги для слабовидящих, сами, за свой счёт. А отзывов было очень много. Конечно, отклики были разные — критические, хвалебные, и все они мне помогли в дальнейшей работе, когда появился второй вариант книги с названием «Прогулки по старой Чите».

После выхода первой книги Валерий Немеров убедился, что нужно продолжать исследования и доработал свой первый труд до более объёмного и систематизированного издания «Прогулки по старой Чите», написал книгу по истории горно-рудной отрасли «Генералы золотых карьеров».

— Что-то ещё дала вам эта работа?

— Помогла лучше понять себя, свою семью. Сегодня я знаю, что одни мои предки пришли из-под Казани и работали на руднике Любовь в Кыринском районе. Другие предки — Голубевы — работали железнодорожниками и пришли сюда с Трансибом. А предки по отцу — Немеровы — это купцы тунгусского происхождения с Шилки. Жили они на углу Амурской и Николая Островского в особняке, который недавно занимал детсад «Колокольчик». А я родился в самом начале улицы Ленина, напротив СИЗО, в доме моего деда. Он был первым в истории Читы начальником вневедомственной охраны, его контора находилась на старом рынке. Я хорошо помню и контору, и сам рынок с длинными лавками, кавказцев, торгующих вином.

Дед В. Ф. Немерова А. Д. Голубев

— Какие ещё воспоминания остались о Чите вашего детства?

— Читу я помню года, примерно, с 1957-го. Тогда Чита была почти такой же, как в XIX веке — море деревянных домов. Был бы художником, нарисовал бы. По улицам ходили машины-такси «Победа». Автобусы-коробочки ходили только по Амурской. Помню улицу Островского, которая тогда была выложена булыжником и во время дождя её невозможно было перейти — люди падали на скользких камнях и их уносило вниз по улице. Я помню площадь Декабристов совершенно другой — она была вся зелёная-презелёная, и вокруг акаций летали пчёлы с соседних пасек. Площадь Ленина тоже была совершенно другой, очень зелёной, а на углу Ленинградской и Лермонтова тогда была могила лётчиков, погибших в 1944 году над Хилком. Помню Городской сад на месте Драмтеатра. Красивейший сад со скульптурами атлетов, девушек с веслом, а главное, что в нём было — море цветов. Летом из павильонов в сад выносили пальмы, абрикосы и было сказочно красиво. После постройки театра остались одни высоченные тополя вдоль Кайдаловки. Помню памятники Сталину на углу Кастринской и Амурской, где сейчас заправка, во дворе мединститута со стороны улицы Бабушкина. В парке ОДОРА стоял совместный памятник Ленину и Сталину, потом Сталина убрали, а вместо него рядом посадили Горького.

— А если вспоминать не внешний вид, а дух, атмосферу города?

— Надо понимать, что населения было намного меньше. Не было КСК, ГРЭС, Северного, Соснового бора, Черновский по тем меркам находился чёрт знает где. И не то, чтобы все друг друга знали, но всё было компактно. Да, не было асфальта, но люди были мягче, добрее. Мама мне говорила — если идёт солдат, а кто-то хулиганит, то солдат поможет, защитит любого. Вот какое отношение было к солдату после войны. По улицам все могли гулять дотемна. Милиции, кроме своего деда, я не видел. Зато было много американских машин — виллисов, студебеккеров. Огромный ажиотаж был, когда сообщили, что в Чите появится телевидение. Вещание началось 1 октября 1963 года, но ещё с весны по городу выстраивались огромные очереди за телевизорами. Помню упал снег, мы с мамой пошли на Лермонтова и купили там огромный, как шкаф телевизор «Рекорд» с маленьким экранчиком. И когда 1 октября вышла в эфир первая диктор Маша Байкина, весь город был мёртвый. У нас был единственный телевизор в доме, и все набивались к нам в комнату, десятки людей. А как болели за футбол! Когда тренер Зубаревич вывел нашу футбольную команду в класс «А», ликовали и праздновали так, как давно уже не празднуют.

На сегодняшний день Валерием Немеровым написана, проиллюстрирована и готова к печати книга «Сказ о Петре Бекетове». Полностью готов второй вариант книги «Прогулки по старой Чите», дополненный ещё полутора сотнями страниц. Книгу «Генералы песчаных карьеров» краевед тоже переработал и сделал подходящей для более широкого круга читателей. В этом варианте она называется «Золото Даурии». Все они могли бы появиться на прилавках города уже сейчас, если бы у краеведа были деньги на их издание.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
Что нужно знать о выборах губернатора Забайкальского края за два дня до их начала
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Что потеряла Украина». Военнопленный Игорь Кимаковский о будущем России и СВО
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Роллы, солнце, тополя. Как за три дня читинка влюбилась в Иркутск
Любовь Никитина
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления