СЕЙЧАС +13°С

Искусство для каждого

Можно, конечно, рассуждать об искусстве, как о некоем благе, но художник, в особенности если он талантлив, должен зарабатывать себе на хлеб.

Искусство одновременно предполагает наличие каких-то данных природой талантов, но, по сути, также является и сферой, доступной для всех желающих. Как раз второй тезис и решил доказать факультет культуры и искусств Забайкальского государственного университета, недавно открывший курсы ИЗО, 3D-дизайна и игры на инструментах для взрослых и детей. Подробнее о том, продаётся ли искусство и как выпускники зарабатывают себе на хлеб, рассказал декан факультета Дмитрий Сергеев.

— Кто чаще идёт к вам на факультет: те, кто уже достиг каких-то творческих успехов, или «чистые листы»?

- Наш факультет — единственное место в Забайкальском крае, где можно получить высшее образование в сфере культуры и искусства, то есть вообще художественного образования. Поэтому мы пытаемся дать возможность всем. У нас какое-то время, примерно с 2011-го по 2015 год, в процессе реформ и всевозможных преобразований даже не было творческого конкурса, мы принимали по итогам ЕГЭ. В этом году творческий конкурс мы вернули, потому что всё-таки нам нужно знать, с какими способностями человек поступает. В 2016 на факультет поступили примерно половина на половину: то есть какие-то ребята учились в сфере дополнительного образования — посещали школы искусств, музыкальные школы, творческие студии, а половина просто хотели заниматься творчеством. Они показали довольно хорошие способности. Так что мы берём всех, кто одарён.

— Можно ли говорить о том, что полученные на факультете специальности обеспечат трудоустройство с достойной оплатой труда?

- Наши профессии хороши тем, что мы даём доступ сразу к двум сферам: педагогической системе и системе культуры и искусств. То есть выпускники могут работать учителями в школах и других учебных заведениях и одновременно быть художниками, дизайнерами, музыкантами. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы наши выпускники трудоустраивались, и мы пытаемся всячески этому способствовать.

— И куда идут студенты?

- Стоит понимать, что люди все разные: у нас есть выпускники, которые очень хорошо устраиваются, становятся настоящими профессионалами. Например, Ира Смирнова, закончила у нас дизайн. Сейчас она в Питере, занимается режиссурой, звукорежиссурой, делает комплексные проекты, снимает ролики. Если люди с выдумкой, если они хотят этим заниматься, они находят себе место. В Дульдургинском районе наша выпускница работает и в музыкальной школе, и в клубе. То есть по сути, в одном районе закрывает все музыкальные направления.

— Продаётся ли искусство? Как вы относитесь к продаже творческими людьми своих произведений?

- Я считаю, что оно должно продаваться. Можно, конечно, рассуждать об искусстве, как о некоем благе, но художник, в особенности если он талантлив, должен зарабатывать себе на хлеб, содержать семью, её обеспечивать, выращивать новое поколение — на всё это требуются деньги. Мы уже в процессе обучения нацеливаем студентов именно на это. И, может быть, это как-то не вяжется с высоким искусством, но нам приходится быть приземлёнными. Мы готовим людей, которые умеют ориентироваться на рынке произведений искусства, работать на заказчика. У нас опять же разные дети: есть талантливые и безалаберные, есть талантливые и дисциплинированные. Сейчас я читаю курс у дизайнеров, и у меня нет проблем с посещением, потому что даже свой образовательный курс мне пришлось переориентировать и говорить о каких-то стратегиях и моделях поведения дизайнера на рынке через историю дизайна: как дизайнер-профессионал может себя вести, чтобы стать успешным. Там есть разные модели и студенты это с удовольствием слушают, потому что понимают, что им выходить на рынок труда и как-то зарабатывать.

— Испытывает ли факультет проблемы с финансированием? Есть информация, что материалы студентам приходится брать за свой счёт. Это нормальная ситуация или это говорит о нехватке средств?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку у нас централизованный бюджет — отдельного бюджета именно у факультета нет. Всё это решается бухгалтерией университета. Какое-то недофинансирование мы ощущаем, но всячески из него выходим. В своих мастерских мы делаем какие-то вещи подешевле: то есть какие-то подрамники, холсты и прочее. С другой стороны, снять полную финансовую ответственность со студентов мы не можем, коли мы говорим, что находимся в рыночных отношениях. Студент должен это понимать и быть неким арт-бухгалтером, знать, что и сколько стоит, чтобы в дальнейшем планировать, на что рассчитывать. И не стоит упускать того момента, что всё это индивидуально: художник сам знает, какие инструменты, краски ему нужны — всё это он рассчитывает из своих финансовых возможностей. Мне кажется, что в вузе созданы очень хорошие условия в системе стипендии. Если студенты участвуют в художественных мероприятиях, они получают за это бонусы, которые потом переводятся в денежный эквивалент: в виде дополнительных стипендий, премий и другого. Некоторые студенты, в основном, конечно, старших курсов, получают стипендию иногда даже больше, чем профессора — под 30 тысяч. В конце концов, у нас есть студенты, которые идут работать: устраиваются дизайнерами, художниками. Ситуация в какой-то мере сложная, но мы из неё успешно выкручиваемся.

— Художник Александр Жеребцов в интервью моему коллеге сказал, что требования к абитуриентам художественных факультетов крайне низкие, и если человек не знает, куда поступить, то он может поступить на художественный, даже не умея рисовать. Как сегодня с этим обстоят дела?

- Такой стереотип есть. Прежде всего стоит отметить, что Жеребцов — наш выпускник, учился на бакалавриате. Затем поступил в магистратуру, но по каким-то причинам не стал учиться. Саша очень высокоинтеллектуальный человек. Он очень трудоспособный. Дети, которые обладают таким потенциалом, справляются с трудностями легко и, наверное, переносят всё это на всю ситуацию в целом. Я как декан могу только гордиться тем, что у нас есть такие выпускники. Ну и я уже говорил, что был у нас период, когда мы брали детей только по итогам ЕГЭ. В этом году мы настояли на возвращении творческого конкурса, потому что нам нужно видеть, какими навыками обладает абитуриент, чтобы с ним работать. Ещё одной причиной может быть то, что подошла волна людей, которые родились в путинскую эпоху, когда стимулировали рождаемость. Но сейчас время немного поменялось, конкуренция постоянно растёт, и выпускникам нужно понимать, что делать, чтобы выйти достойно на рынок труда и стать успешным. Саше, наверное, повезло именно с тем, что вообще было мало абитуриентов, конкурс не только на наш факультет, но и на другие был крайне низким, за исключением, может быть, юрфака и экономических направлений. В этом году конкурс на нашем факультете был на удивление очень высоким.

— Что представляет из себя творческий конкурс?

- Вообще, он состоит из двух этапов и разный для музыкантов и художников. На первом этапе у художников постановка: то есть стоит, допустим, натюрморт, и его нужно изобразить. Отдельно оценивается рисунок и его живописное воплощение. У музыкантов конкурс состоит из проверки уровня владения инструментом и отдельных музыкальных особенностей — слуха, ритма, нотной грамоты. Второй блок конкурса — теоретический. То есть знание истории музыки, ИЗО и другое.

— Каков опыт педагогической работы ваших преподавателей? Не кажется вам, что их знаний недостаточно?

- Знаний, как мне кажется, вообще никогда не бывает достаточно. Я занимаюсь педагогической деятельностью почти 14 лет и понимаю, что мне постоянно приходится учиться. Несмотря на то, что у меня уже есть докторская степень, я понимаю, что потолка и не видно — мне ещё расти и расти. У нас, я думаю, отлично подобран педагогический коллектив. Это единомышленники. Люди, преданные своему творчеству, которые даже за то скромное жалование, которое получают, отдаются целиком и полностью. На мой взгляд, показателями их высокого профессионального качества является их образование. У нас есть педагоги, которые окончили творческие вузы, институты, художественные академии, консерватории в Новосибирске, Красноярске, Иркутске. Эти люди имеют опыт за спиной — как педагогический, так и творческий. Почти все они — члены различных творческих союзов. Мы приглашаем людей, которые могут свой опыт передать студентам. К примеру Елена Сафронова, которая с недавнего времени возглавляет Забайкальское отделение союза театральных деятелей, преподаёт социокультурную деятельность: готовит менеджеров, руководителей проектов и учреждений культуры. У нас хорошая научная составляющая: мы исследуем различные проблемы и вопросы, связанные с культурой и искусством, взаимодействий и влияний, процессов на культуру и самовыражения. У нас четыре доктора наук, восемь кандидатов, в этом году планируется защита ещё одной докторской. Мы всячески пытаемся держать себя в тонусе, участвовать в выставках, музыкальных конкурсах, творческих коллективах.

— Кому принадлежала идея открыть на базе факультета курсы и с какой целью это было сделано?

- Наш факультет, по сути дела, выполняет социальную миссию. Как я уже сказал, это единственное учреждение, которое имеет лицензированное право вести образовательную деятельность в сфере художественного образования. Речь идёт о разных курсах: о курсах повышения квалификации — профессиональной подготовке и переподготовке, и о курсах, что называется, для души. Первый тип жизнь вынудила нас открыть и предложить людям, потому что мы чувствуем ответственность перед той сферой, к которой мы готовим студентов. Связана эта необходимость с введением с 1 января 2017 года профессиональных стандартов, согласно которым человек без образования не может преподавать или вести какую-то педагогическую деятельность в сфере культуры и искусства. Нам нужно предложить людям либо повысить свой уровень до соответствующей квалификации, либо получить эту самую квалификацию.

— А если говорить про курсы «для души»?

- Система художественного образования в крае довольно-таки развитая: у нас есть школы, различные студии, но в основном они ориентированы, конечно, на детей. Сейчас введена так называемая предпрофессиональная подготовка, то есть детей направляют на получение профессии уже с малых лет. Нам же хотелось предложить занятия творчеством — вокалом, живописью — не только для детей, но и, скажем, для домохозяек, пенсионеров, для людей, которые хотят этим заниматься. У нас на курсы ходят доктора наук, которые хотят отвлечься от своей научной деятельности, педагогических занятий и отдохнуть. Ходят экономисты, юристы, медики, которые, быть может, рассматривают это как некий способ релаксации.

— Чья это была идея?

- Это висело в воздухе, я не могу даже ткнуть пальцем в кого-то конкретного и сказать: «Вот, ему принадлежала идея». То есть это несомненно было коллективным решением. Сейчас у нас на курсах обоих направлений занимается порядка 30 человек. Для повышения квалификации ряд курсов у нас прошёл, там уже порядка 20 человек их закончили.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter