СЕЙЧАС +8°С
Все новости
Все новости

Три ректора

Ректоры ЧГПИ, ЗабГПУ и ЗабГУ Горлачёв, Катанаев, Иванов — о педагогическом образовании в Забайкалье.

В 2018 году исполнилось 80 лет высшему педагогическому образованию в Забайкалье. Вместе с этим отметили юбилеи первые факультеты основанного в 1938 году Читинского пединститута — исторический, филологический и физико-математический. Два из них сегодня называются по-другому, да и сам вуз сменил вывеску и теперь уже ЗабГУ является основным донором педагогических кадров для края. «Чита.Ру» публикует прямую речь двух последних ректоров Забайкальского педуниверситета, а также действующего ректора ЗабГУ — о педагогическом образовании, его прошлом настоящем, и о его престиже.

Валерий Горлачёв, профессор, доктор педагогических наук, действительный член МАПО, РЭА, Социальной академии РФ. Руководил вузом с 1986 по 2006 годы.

- Как и когда вы стали ректором вуза?

- В 1965 году я окончил Читинский пединститут по специальности «учитель географии и биологии», а с 1966-го работал в Забайкальской комплексной экспедиции Лимнологического института СО АН СССР. В какой-то момент обстоятельства сложились так, что работы в экспедиции пришлось закончить, и в это же время мне предложили прийти в пединститут – возглавить кафедру зоологии. Это было в 1981 году, а через три года меня выдвинули на должность декана факультета, вскоре я перешёл на работу в качестве проректора по учебной работе, а в 1987-м «партия сказала надо», и я возглавил Читинский педагогический институт.

- Чем вы могли гордиться во время вашей работы ректором?

- Во-первых, нам удалось сформировать коллектив единомышленников. Это были уважаемые и высокообразованные преподаватели, научные работники, поддерживающие друг друга. Благодаря этому у нас была возможность открыть новые направления и специальности, что я считаю также значительным достижением. В 1997 году мы добились преобразования нашего института в педагогический университет, что свидетельствовало о значимости вуза в регионе.

- Было ли популярным и востребованным педагогическое образование в те времена?

- Конечно, да. Во все времена был неплохой конкурс на педагогические специальности. Иногда приходилось выставлять милицию, чтобы сдержать потоки людей в приёмную комиссию! Профессия учителя всегда была уважаемой и почётной, а нашей главной задачей было дать студенту качественное образование. И наши выпускники имели разносторонние знания и нашли себя не только в педагогике, но и во многих других профессиях.

- Назовите 3-4 самых ярких события времён вашей работы на посту ректора?

- Самое яркое событие было чуть ранее – во времена, когда я был студентом. Помню, как мы с ребятами сидели в общежитии, отмечали выходной день, как влетает наш сокурсник и кричит: «Гагарин в космосе!» Не сговариваясь, все рванули на площадь Ленина. И этот порыв был у большинства, потому что очень быстро на площади собралось несколько сотен человек, это бы своеобразный стихийный митинг. Все обнимались и были счастливы. Думаю, что эта новость окрылила многих. Это ощущение победы человека над космосом стало вдохновляющей силой на многие годы вперёд.

С этим же чувством, думаю, многие наши преподаватели и работали все эти годы.

Поделиться

Иван Катанаев, кандидат физико-математических наук, доцент, член-корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, уполномоченный по правам ребёнка в Забайкальском крае. Руководил вузом с 2006 по 2012 год.

– Как и когда вы стали ректором вуза?

– Я работал в вузе с 1981 года, за эти годы прошёл путь от ассистента до заведующего кафедрой общей физики, а также был проректором по учебной работе. Что касается должности ректора – то я просто участвовал в выборах ректора на альтернативной основе в 2006 и в 2011 годах.

– Чем вы могли гордиться в вузе во время вашей работы ректором?

– Я горжусь достижениями учёных нашего университета. Можно признать успешной работу диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по разным дисциплинам. Также в то время в университете сформировались и успешно работали научно-педагогические школы, признанные в России и за рубежом: региональные ботанические исследования (руководитель профессор Б.И. Дулепова), прикладная математика (руководитель профессор В.В. Мазалов), педагогика высшей школы, образовательных учреждений различного уровня (руководитель профессор Т.К. Клименко) и многие другие.

– Было ли популярным и востребованным педагогическое образование во время вашей работы?

– Думаю, педагогические специальности всегда были приоритетными.

– Назовите 3–4 самых ярких события времён вашей работы на посту ректора.

– Создание в университете центров региональных и межрегиональных ассоциаций образовательных, научных социальных учреждений Байкальского региона: Забайкальский социально-педагогический университетский комплекс, Байкальский открытый межрегиональный университетский комплекс. Участие учёных, аспирантов и студентов университета в получении российских, международных и иных грантов – базового источника финансирования научных исследований. Открытие на базе университета федеральных экспериментальных площадок: «Система зачётных единиц как инновационная форма организации учебного процесса в вузе», «Развитие социальной компетентности студентов в современном мире» и других. Участие студентов университета в межрегиональных школах, семинарах, конкурсах, слётах. Создание таких молодёжных объединений, как открытая лига КВН ЗабГГПУ, ассоциация волонтёрских студенческих отрядов, туристический клуб «ЯРИН», спортивный клуб, которые и сейчас продолжают свою активную деятельность.

Поделиться

Сергей Иванов, действующий ректор ЗабГУ, профессор, член-корреспондент РАЕН.

- Сергей Анатольевич, вы стали ректором объединённого вуза в 2012 году. Какие впечатления произвёл на вас тогда педагогический университет?

- Я увидел по-своему интересный коллектив с богатыми хорошими традициями, со своим подходом к организации образовательного процесса, с квалифицированным руководящим составом. Особое внимание обратили на себя деканы — достаточно молодого возраста и при этом вполне профессиональные. Хорошее впечатление произвёл и в целом профессорско-преподавательский состав педагогического университета. Словом, коллектив Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета сразу показал себя работоспособным, ответственным и креативным. Я всегда буду благодарен коллективам обоих вузов за мудрость и понимание, которые они проявили при объединении. Сегодня уже университет работает единым коллективом, вместе решая общие задачи. Одним из примеров такого сплочения является успешное прохождение государственной аккредитации в июле этого года.

- С какими трудностями сталкивается сегодня педагогическое направление подготовки? Есть ли они?

- Сегодня в ЗабГУ обучаются свыше 14 тысяч студентов, и около 30% из них — по педагогическому направлению. Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда уделялось большое значение. Проблемы, которые возникают на этом пути, являются не сугубо вузовскими, а в целом, отражают ситуацию с подготовкой учителей в крае и стране.

Например, при переходе университета на новые стандарты высшего образования увеличится объём практик, что повысит профориентированность в тесном взаимодействии с образовательными организациями Читы и Забайкальского края.

Университет активно работает с краевым министерством образования по целевому приёму - в 2018 году по заявке министерства было принято 210 студентов. К сожалению, в договорах о целевом приёме и целевом обучении не предусмотрены меры по материальной и социальной поддержке выпускника со стороны будущего работодателя.

Сложившаяся потребность края в педагогах намного превышает количество выпускников этого направления. Для решения этой проблемы в университете ведётся подготовка педагогов с двумя профилями, способных вести занятия по нескольким школьным предметам. Но, по-прежнему, не все выпускники педагогических направлений идут работать в сферу образования. Причина — неудовлетворение запросов молодого специалиста.

- Как вы считаете, сегодня подготовка учителей — это престижно?

- В последние годы наблюдается улучшение конкурсной ситуации и повышение среднего балла ЕГЭ поступивших на педагогическое направление. В этом году на укрупнённую группу «Педагогика и образование» зачислено 850 человек, из них 348 очно. Это 26% от числа всех первокурсников. Наибольший конкурс был на такие направления, как историческое, физкультурное, дошкольное, начальное образование.

- Что вы хотите пожелать педагогическому коллективу ЗабГУ?

- Профессорско-преподавательский состав педагогического направления подготовки, который является частью большого коллектива ЗабГУ, заслуживает особых слов благодарности. Я рад, что мы сегодня - единое целое, наши общие традиции сохранились и прирастают новыми делами. Желаю коллегам развития, успехов во всех начинаниях, пусть наши студенты и выпускники славят Забайкальский государственный университет своими достижениями, и работают во благо родного Забайкальского края.

по материалам, предоставленным ЗабГУ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter