Общество Семья репортаж В Сретенске похоронили трехлетнюю девочку. Ее мать целую ночь не обращалась в скорую после полученных дочкой ожогов

В Сретенске похоронили трехлетнюю девочку. Ее мать целую ночь не обращалась в скорую после полученных дочкой ожогов

Мать погибшей обвиняют в недосмотре

Похороны девочки

Трехлетняя Алена Касаткина (имя девочки изменено. — Прим. ред.) из Сретенска умерла из-за ожогов, полученных в бане вечером 3 сентября. По основной версии, она поскользнулась во время купания, схватилась за таз с горячей водой и опрокинула его на себя. Смерть девочки вызвала резонанс, потому что ее опекун Светлана Степанова (имя опекуна изменено. — Прим. ред.) после инцидента не позвонила в службу спасения и не отнесла дочь на станцию скорой помощи, а уложила спать. Утром следующего дня она посадила уже мертвую Алену в коляску и привезла тело в больницу.

День похорон

— Сука.

Гроб с телом девочки к двум часам должны вынести во двор. Дом, в котором она жила с мамой, находится на улице Ленина (название улицы изменено. — Прим. ред.) — от него до станции скорой — пять минут ходьбы.

Люди принесли на прощание игрушки, искусственные и живые цветы — кто-то сорвал на огороде охапку бархатцев. Из подъезда вынесли венки. Всё это уложили в кузов уазика вместе с памятником и оградкой, на дно постелили ковер. Скоро туда сядет мужчина, чтобы раскидывать по ходу процессии гвоздики, садовые астры и эти самые бархатцы.

— Как она будет спать?

Все разбились на группы и шепотом обсуждают случившееся. Люди внимательно смотрят друг на друга и на подъезд двухэтажного барака, из него должна выйти семья девочки.

— Номер 112 набираешь, и всё.

— Приспичит — понесешься.

— А где ее окна?

— Вон эта баня, видно.

Баня, в которой Алена нечаянно облилась горячей водой

— А вы ее знали?

— Да нет, мне соседка рассказала, и я пришла.

— Как она страдала, бедная.

Гробик ставят на два стула. Крышкой накрывать не стали. Все видят лицо Алены, кто-то тут же начинает плакать. Две пожилые женщины в черном гладят ее по голове. Светлана касается тела дочери рукой — оно укрыто белым до самой шеи и издалека похоже на кокон.

— Ей всё равно — стоит.

Мать Алены не рыдает взахлеб, и это запускает новую волну негодования. Но постепенно горечь от вида тела девочки сглаживает реакции, и на несколько секунд двор погружается в тишину. Проститься с ребенком пришли около 50 человек. С другой стороны улицы, у барака напротив, остались наблюдать еще несколько соседей. Остальные горожане выстроились вверх по Ленина, чтобы посмотреть, как по центру Сретенска проедет ставший на день ритуальным уазик.

Открытый гроб несколько мужчин на руках пронесут до конца соседней улицы, которая ведет на кладбище, — пришедшие на поминки растворятся по пути. До свежей могилы дойдут около десяти человек.

Родные около двух часов провели на могиле девочки
Кукла для Алены

Кипяток


Биологическая мать Алены сидит за убийство ее отца, две сестры и брат находятся в детском доме в этом же городе. Семья Касаткиных была из Нижней Куэнги, и впервые девочку пытались усыновить еще в родном селе. В сретенском реабилитационном центре для несовершеннолетних говорят, что брата погибшей планируют перевести в коррекционное учреждение. Сестры о девочке, по словам одной из сотрудниц, не вспоминают.

Светлана Степанова стала опекуном Алены около двух лет назад. Школу приемных родителей она не проходила.

— Эта женщина у нас не училась, потому что девочка по возрасту не прошла. Она маленькая, а наше учреждение только с трех лет принимает, — рассказывают в центре.

Никто не хочет называть свои имена.

Через этот центр проходили брат и сёстры погибшей девочки
В реабилитационном центре

— Девочка ходила с моим ребенком в одну группу, но я с ней, [Светланой], не пересекалась. Я вообще не помню ее. Знаю, что одно время она работала в «Светофоре», отзывы о ней не очень хорошие. Мы, честно говоря, все в шоке. Последнее время она работала в лесхозе сторожем. На Ингодинской (название улицы изменено. — Прим. ред.).

Проверяли ли регулярно семью Степановых, в которой Алена жила, неизвестно. В центре думают, что вряд ли — «там два или три специалиста» на весь район. Кабинет опеки находится в здании через дорогу и в тех же пяти минутах ходьбы от дома, где жила погибшая девочка.

— У меня самой ребенок ногу обжигал. Был небольшой ожог, но он так плакал — я не знаю просто. Мне когда говорят, что она только на следующий день на какой-то коляске ее покатила, я вообще не представляю... Сколько надо воды [, чтобы получить такой ожог]? Наливаешь в тазик ковшик, ну два. Она же маленькая.

Подъезд барака, в котором живет семья Алены

По слухам, Алена получила ожог 70 или 80% тела. Версии случившегося по Сретенску гуляют разные, все единодушны только в одном: Светлана не спасла девочку, потому что была пьяна, но официального подтверждения этому нет.

За день до похорон прокуратура начала проверку, следователи возбудили уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности. Сорокалетней Светлане Степановой может грозить лишение свободы до 2 лет — это максимальное наказание. Есть вариант ограничения свободы или принудительных работ. Пока женщина находится в статусе подозреваемой.

История кажется тупиковой — в городе никто не хочет официально комментировать несчастный случай. Из-за этого в местных группах плодятся оскорбления и выводы, у которых нет оснований. Например, что Светлана хотела сдать дочь обратно в детский дом. Даже официальная информация о смерти Алены разнится: следователи в своем пресс-релизе пишут, что девочка умерла в больнице. В местной ЦРБ и Минздраве края говорят, что ребенок скончался дома в ночь с 3 на 4 сентября. Там считают, что девочку можно было спасти «при условии вовремя вызванной скорой помощи». Точно известно две вещи: Светлана находилась в бане в момент, когда Алена уронила на себя таз, и скорую не вызывала.

Переписка в городском чате — верить всему, что там написано, не стоит
Версии произошедшего в чате

— Я даже не знаю ничего про нее, жила здесь — не общалась. Они же приезжие. Сколько они тут живут — года три, наверное... Может, побольше. Не из Жирекена они? <...> Я на вынос вышла, соседку спросила, та тоже ничего не знает. Я видела, как она водила девочку в детский сад, — одна из соседок прерывается и рассказывает, как однажды ожог получил ее сын.

Все, кто готов говорить с журналистами, начинают вспоминать случаи с ожогами от кипятка в своей семье — небольшими или крупными — в попытках понять, что Алена пережила и как она умирала.

— У меня сын в 1,5 года обжегся, самовар упал с холодильника. Свекровь была дома, никто у нас не выпивал. Это была трагедия, мы кое-как залечили всё. Под коленкой у сына всё обожгло, как сейчас помню... На нем штанишки были, пока снимали, там мясо... Сгорело всё. Он месяц целый, бедный, у меня пролежал в больнице. А тут 80% ожога — я вообще не понимаю, как это может быть?

Станция скорой помощи 7 сентября была закрыта — бригада уехала в другой город, Кокуй
Во дворе больницы Сретенска

В опеке давать комментарии отказываются. В Минсоцзащиты края просят направить официальный запрос и говорят, что не контролируют работу отдела опеки, потому что он подчиняется напрямую муниципалитету.

— Давать какую-то характеристику в отношении мамы мы не можем, потому что в настоящий момент ведется следственная проверка, все материалы и характеристики изъяты, и мы ждем заключения, — пишут в пресс-службе Минсоца.

Сретенск стоит на берегу реки Шилки. Эта улица прямо вдоль реки — дальше по ней можно проехать к офису лесничества

В местном лесничестве от Светланы сразу открещиваются.

— Она работает в читинской организации.

Ни на какие вопросы больше отвечать не хотят.

Главврач Сретенской ЦРБ Анатолий Убинин соглашается прокомментировать смерть Алены, но передает только слова матери — боли, по ее словам, у девочки не было. Женщина дала ей воды и уложила.

— В скорую она привезла труп.

Игрушки для Алены

Глава района Алексей Закурдаев в стартовом комментарии СМИ называл семью благополучной, по предварительным данным. Но местные уже поставили на Степановой клеймо алкоголички.

— Она была такая... У нее вид всегда был отталкивающий, не притягивающий. Улыбки не видела никогда. На работу иду или с работы — видела, как она вела девочку в сад и из сада, не было такого, чтобы она с ребенком беседовала. Это только заметила. У меня невестка в садике работает — там все были в шоке. <...> Девочка неплохая была, нормальная девочка. <...> Так а какая мама-то? Почему она с вечера не привезла? Не свой ребенок — не жалко, что ли...

После похорон

На втором этаже дома стоит легкий запах алкоголя. Рядом с одной из квартир — единственной открытой — веник и разбросанные лепестки цветов. Постучать в эту квартиру нельзя, там, возможно, идут поминки. Днем люди пытались понять, какие окна у квартиры Степановых. Думали, что пластиковые на втором этаже, и многозначительно говорили: «Пластиковые, смотри».

К вечеру во дворе дома пусто, только вшивые и больные коты с высунутыми языками периодически меняют положение. По стенам барака ползают огромные мокрицы, в заходе — мусор. Но вокруг дома пасторальная тишина.

— Говорят, что она гуляет, пьет, девочку бабушке оставляет. Потом приходит, отмывается — и снова как будто приличная женщина. Но ведь правда по фото не сказать, что она бедствует.

Местным не дает покоя то, что Светлана Степанова не нищенствовала, словно деньги — гарантия того, что с Аленой не должно было случиться беды.

Во дворе осталась коробка, в которой были цветы
У дома семьи Степановых
Все жильцы дома закрывают квартиры на такие замки

Контакты женщины найти не удалось, только телефон Ивана (имя изменено. — Прим. ред.) — брата ее мужа Игоря (имя изменено. — Прим. ред.). Он отвечает на звонок и говорит, что сам толком ничего не знает.

— Попробуйте, пожалуйста, поговорить со Светланой. Все уже всё придумали, может, она согласится нам рассказать, что случилось?

— Я на работе, — отказывается Иван.

У квартиры в бараке. По информации со страницы Ивана во «ВКонтакте», он тоже проживает в этом доме
На втором этаже

Сретенск — маленький, старый и подзаброшенный город. Но у Светланы под боком были все службы, даже полиция и администрация. Почему она не вызвала скорую и не попросила помощи — вот главная загадка, которую здесь пытаются разгадать.

— Это трагедия самая настоящая — ребеночка похоронить, — вздыхает соседка с той стороны улицы.

Всех тут будто обдало кипятком. И теперь каждый в меру своего болевого порога пытается осознать происходящее.

*Имена всех участников истории изменены в связи с требованием российского законодательства.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления