Город Судебный спор с краем. На лес

Судебный спор с краем. На лес

25 марта Читинский областной суд завершил рассмотрение гражданского дела ООО «Иркутск-Нафта» против краевых властей.

25 марта Читинский областной суд завершил рассмотрение гражданского дела ООО «Иркутск-Нафта» против краевых властей. Генеральный директор предприятия Сергей Ратничкин требовал признать недействующим закон Читинской области «Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины».


Что происходит в забайкальских лесах – никому долго рассказывать не надо. Продажа незаконно вырубленного леса до сих пор почти никак не контролировалась. Опорными точками, через которые лес уходит в Китай, всегда были пункты лесоприёмки. Так что одним из самых распространённых отзывов на закон «Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины на территории Читинской области» была фраза: «Это надо было сделать ещё 10 лет назад!»

Закон – коллективное творение администрации, думы и прокуратуры - оказался весьма эффективен. По данным Комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области, на территории региона было 349 пунктов приёма и отгрузки древесины. После проверок на соответствие требованиям № 992-ЗЧО с октября 2007 года по март 2008 года их насчитывается только 127. За январь-февраль этого года зарегистрирована 91 незаконная рубка, за аналогичный период прошлого – 199 вырубок. Экспорт круглого леса из региона упал вдвое.

То, что рано или поздно кто-нибудь из пострадавших от новых нормативов попытается оспорить закон, было предсказуемо. Дождались в марте. После того, как в Петровск-Забайкальском районе после проверки был закрыт лесоприёмный пункт ОАО «Иркутск-Нафта», генеральный директор предприятия Сергей Ратничкин подал в суд.

Впрочем, по словам самого Ратничкина, местная комиссия по чрезвычайным ситуациям закрыла вовсе не лесоприёмный пункт, а филиал компании в Читинской области. Самого понятия «лесоприёмный пункт» иркутский бизнесмен категорически не признаёт, как и многих положений закона. «То, что в Читинской области вообще есть закон, которого нет ни в одном другом регионе – это нонсенс!» - уверен иркутский предприниматель, который работает в области уже несколько лет.

Защищая свои законные интересы, Сергей Ратничкин взялся доказать, что документ противоречит Конституции РФ, а заодно гражданскому и лесному кодексу. На трёх судебных заседаниях, прошедших в марте, он подробно объяснил суть своих требований. В основном, они сводились к тому, что Читинская областная дума посягнула на самое святое, что у нас есть – на конституцию. Мол, раньше можно было принимать лес на хранение и перевозку без всяких документов – а теперь не только нельзя, а ещё и оштрафовать могут на кругленькую сумму, и предприятие закрыть. Налицо ущемление свобод и посягательство на священное право предпринимательства! Кроме того, бизнесмен заявил, что регион вторгся на чужую территорию: правила приёма древесины, прописанные в документе – это отношения между продавцом и покупателем, то есть предмет регулирования гражданского кодекса. Вмешиваться в это может только федеральная власть. Поэтому руководитель «Иркутск-Нафта» потребовал от суда признать закон недействующим, назвав его «просто смешным».

Юристы, представлявшие в этом конфликте Забайкальский край, ничего смешного и тем более противозаконного тут не находят. Игорь Мусихин и Ольга Лобач заявили в суде, что закон (в рамках полномочий региона) оговаривает не гражданские, а административные отношения в области контроля за охраной окружающей среды. К делу были приобщены рекомендации Федерального агентства лесного хозяйства, руководители которого инспектировали регион в апреле прошлого года. В этих документах прямо указано, что местные власти должны взять под контроль работу лесоприёмных пунктов, которые являются одним из главных звеньев в преступной цепи расхищения лесов. Тех же позиций придерживается и краевая прокуратура. В заключении, представленном суду, было сказано, что оспариваемый иркутской фирмой закон принимался для профилактики расхищения лесных ресурсов, регламентируя в этих целях работу лесоприёмных пунктов, и не устанавливает требований к содержанию прав и обязанностей сторон.

«Заявитель серьёзно заблуждается, когда полагает, что древесина – это только мёртвая вещь в торговом обороте, - говорит консультант правового управления думы Игорь Мусихин. - Если уж говорить о юридических понятиях, то спиленный и необработанный лес - это компонент природной среды, изменённый в результате воздействия человека, итог взаимодействия между природой и обществом. А такой процесс подлежит обязательному контролю со стороны государства. Разрабатывая и принимая закон, мы хотели ликвидировать тот серьёзный пробел в федеральном законодательстве, который фактически благоприятствовал расхищению забайкальских лесов».

Начальник отдела по обеспечению законодательной деятельности администрации Ольга Лобач полагает, что ссылки на несоответствие областного закона гражданскому кодексу вообще несостоятельны. «Сергей Ратничкин заявляет, что его обязали предъявлять проверяющим органам какие-то документы, которые раньше, до вступления закона в силу, он вообще не должен был оформлять. Но на самом деле на точках по приёму и отгрузке древесины должны обязательно находиться только те документы, которые предусмотрены для таких случаев Гражданским кодексом! Больше мы ничего не требуем», - заметила она в суде.

25 марта суд вынес решение: ООО «Иркутск-Нафта» в удовлетворении требований отказать. Кассация может быть подана в верховный суд страны до 10 апреля этого года. Учитывая уверенность предпринимателя в своей правоте, можно не сомневаться, что он своим правом на обжалование воспользуется. Вообще, позиция Сергея Ратничкина очень типична. В интервью, которые он давал журналистам, бизнесмен много раз повторял: краевые власти пытаются указывать мне, как вести дела, как обращаться с товаром, который лежит на складах и перевозится в вагонах. О его взглядах на проблему судите сами: вот отрывок из одного такого интервью.

- Вы считаете, что выиграете дело в областном суде?

- Обязательно! Мы просто не можем не выиграть. Лес, который лежит на складах, это одно. Деревья – это другое. Это абсолютно разные юридические понятия. В одном случае это товар, брёвна. Во втором случае - природный ресурс. На этом деле мои оппоненты пытаются свою тактику защиты построить! Это, конечно, тонкости юридические, но они есть.

- Но тонкости моральные тоже существуют…

- Да нет, какие моральные тонкости! Вам надо обратиться в любой лесхоз, и вам там расскажут, что лес - это точно такой же продукт, как и пшеница. Его надо вовремя срубить, чтобы получить хоть какой-то доход. Если его не рубят, он перерастает, падает и гниёт.

- А как вы относитесь к тому, что у нас вагонами лес уходит в Китай и скоро мы будем сидеть на пеньках?

- Вы заблуждаетесь. В старые добрые советские времена в Читинской области вырубали 5 млн кубов древесины. А сейчас весь Китай потребляет именно российской древесины (то есть Читинская область, Амурская область, Иркутская, Хабаровский край) – всего чуть больше 5 млн кубометров.

- То есть вы хотите сказать, что проблема преувеличена?

- Конечно! Российская Федерация стоит на третьем месте по объёму экспортируемого круглого леса после Бразилии и Канады. Канада продает лес в Китай и не считает это каким-то нарушением закона, причём круглую древесину! А финны продают круглый лес в Евросоюз беспошлинно. Я вообще считаю, что лес должен быть частным. У нас была масса примеров, когда всё переходило в частные руки - и там наводился порядок!

Да, действительно. Примеров, когда «всё переходило в частные руки», у нас была масса…Анна Колобова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления