Город Дневник как средство патриотического воспитания

Дневник как средство патриотического воспитания

С 1 сентября все читинские школьники пришли на занятия с дневниками, разработанными специально для них специалистами городского комитета образования.

С 1 сентября все читинские школьники пришли на занятия с дневниками, разработанными специально для них специалистами городского комитета образования. Новые дневники вызвали обширный резонанс, а некоторые СМИ давали весьма противоречивые сведения об истинных причинах неожиданного введения диковинных школьных документов.


Пресс-секретарь читинского комитета образования Елена Розенберг рассказала, чем «комитетские» дневники отличаются от обычных: «На обложке – панорама видов Читы и эмблема комитета образования. Далее на страницах дневника помещена историческая справка о городе, гимн и герб Читы, фото мэра и приветственное слово школьникам, в котором некоторые журналисты увидели политическую агитацию. На самом же деле, никакой агитации, естественно, нет и быть не может. Я думаю, школьникам будет полезно узнать в лицо мэра города, в котором они живут. Также в дневнике есть страница, призванная охранять безопасность учащегося – в специальную графу вклеивается фото ученика, указываются его имя и имена его родителей, группа крови и резус-фактор ребёнка, общие медицинские противопоказания. В дневнике есть и телефоны экстренной помощи в Чите, правила поведения в экстремальных ситуациях, а также кодекс чести школьника и список учреждений дополнительного образования».

В комитете образования рассказывают, что проект дневника разрабатывался в течение двух лет по образу и подобию специальных дневников, которые уже несколько лет действуют почти во всех регионах России. Члены коллегии, в состав которой вошли специалисты комитета образования и директора городских школ, задумывали сделать что-то общее для всех школьников, какой-то универсальный носитель информации о Чите, который бы воспитывал в ребёнке любовь к своему городу и патриотизм. Так появилась идея разработать специальные дневники. Коллегия собрала и подготовила необходимые материалы – иллюстрации и тексты - и отправила их на вёрстку и печать в одну из типографий Ульяновска, где тираж дневников в 30 тыс. экземпляров выпустили дёшево и быстро.

«Теперь, когда они уже внедрены решением комитета во все школы города, практика использования этих дневников, скорее всего, будет применяться и в последующие годы, - говорит Елена Розенберг. - Я считаю, что этот школьный документ содержит массу полезной информации для учеников и их родителей, за которую несложно заплатить 35 рублей».

Здесь следует оговориться, что патриотические дневники раздаются школьникам не бесплатно – средняя цена оного документа составляет 35-40 рублей. Стоимость дневников варьируется в зависимости от того, сколько в школе детей из малообеспеченных семей. Те несколько рублей, которые родители переплачивают за дневник, идут на их покупку для детей из малообеспеченных семей. В комитете рассказывают, что деньги, собранные от продажи дневников, пойдут на оплату их изготовления в Ульяновский дом печати.

Дневниками снабжены далеко не все ученики в Чите. Дело в том, что комитетские дневники распространяются исключительно в общеобразовательных школах, минуя интернаты, лицеи и вечерние школы. На вопрос «почему так?» в комитете не дают однозначного ответа. Возможно, не хватило тиража или денег на его печать, а может быть, дневники появятся в этих учреждениях позже.

Директору школы-гимназии №4 Наталье Кургузовой новые дневники пришлись по душе: «Неужели было хорошо, когда дети приобретали дневники с рисунками сомнительного содержания? К тому же, в этих дневниках, помимо информации о Чите, есть советы детям и родителям. Как вести себя с одноклассниками, как избежать конфликтов – это очень ценные советы. Журналисты развели шумиху вокруг новых дневников, причём зря - грязь везде можно найти, если хорошо поискать. В нашей школе дети остались довольны, а сам процесс ввода дневников прошёл безболезненно».

Советы детям и родителям, которыми так восхищаются преподаватели и комитетские создатели, весьма специфичны. Например, «памятка родителям» написана от лица ребёнка и содержит следующие позиции: «Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю вам «Я вас ненавижу», я не имею это в виду…» или «Не делайте за меня то, что я в состоянии сделать сам, я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги». Есть в дневнике ещё один предмет восхищения – «Кодекс чести школьника», отдающий чем-то забытым и социалистическим: «Честь и достоинство не даются нам от природы, они – результат длительного самостроительства и самовоспитания».

Вроде бы всё хорошо: дневники - полезны, дети – довольны, специалисты комитета образования – горды своим детищем. И всё же, по некоторым школам прокатилась волна родительского возмущения – дорогостоящие дневники (средняя стоимость школьного дневника в магазине – 50-100 рублей) на учебный год уже куплены, а в школе просят купить ещё один. Родители не были предупреждены о том, что не нужно заранее приобретать дневники.

Заместитель директора по научно-методической работе общеобразовательной школы №30 Нина Лосицкая говорит, что в неведении находились не только родители, но и учителя: «Нас, преподавателей, тоже никто не поставил в известность о введении новых дневников. Я видела объявления не покупать дневники только в некоторых книжных магазинах. Естественно, родители возмущались. Я, например, тоже до сентября не знала, что у нас в школе появятся эти дневники».

В целом о содержании патриотического школьного документа Лосицкая отзывается положительно: «Жаль, что на всех учеников нашей школы дневников не хватило. Из 1,2 тыс. детей дневники получили те, кто успел их купить – всего 600 человек. Но, если бы не этот дневник, ребёнок, скорее всего, ещё долго не увидел бы гимн, герб и флаг Читы. А зачем покупать обычный дневник, если есть специальный, ориентированный на читинского школьника? Например, у нас в 11-ом классе в прошлом году у многих девочек были розовые дневники в стиле куклы Барби, внутри дневник тоже был в розовых тонах. Я считаю, что подобное оформление – это лишние навороты, ведь в школу ребёнок приходит учиться, а не любоваться на розовые тетрадки».

Мэр Читы Анатолий Михалёв солидарен с Ниной Лосицкой: «Классным руководителям надо было раньше провести разъяснительную работу с родителями, рассказать им, что это за дневники и для чего они нужны, чтобы нововведение не вызывало отторжения. У нас же во многих школах это сделали с кулака, поставили перед фактом в последний момент, вот и начались возмущения».

По словам многих учителей, новый дневник был принят детьми как нечто само собой разумеющееся. Психолог читинского детско-юношеского центра «Искра» Марина Есаулова говорит, что дневник – это часть личного пространства ученика, и, в первую очередь, он должен быть ему приятен: «Неприятные вещи, как правило, теряются, случайно портятся, рвутся… И нет исследований, которые бы доказывали, что дневники и школьные тетради с изображением, скажем, рок-групп или популярных артистов негативно действуют на школьника».

Негативные отзывы о новых дневниках высказывают, в основном, ученики. На читинском городском форуме школьник под ником Vav пишет буквально следующее: «Сегодня узнал, что в школах Читы не действуют обычные дневники для учащихся, в том числе и купленные на супер-ярмарке (имеется в виду школьная ярмарка «Школьный базар», организованная администрацией Читы перед началом учебного года – Ю.Л.). Оказывается, чтобы начать учебный год, нужно приобрести специальный дневник от мэра города. Кстати, не очень-то он и удобен... Разлиновка вся сплошная без чёткого разделения на дни недели. Сразу же пришлось доразлиновывать, чтобы наглядность создать».

Ещё один школьник, учащийся школы №49 Игорь, пожелавший скрыть свою фамилию, заливисто смеётся, отвечая на вопрос, понравилось ли ему детище комитета образования: «Нам сказали, что эти дневники должны развить в нас патриотизм. Я вот считаю, что тот человек, кто хочет быть патриотом, будет им просто так, а тот, кому это не надо, наплюёт на такой дневник. Да и к тому же он недостаточно проработан. Например, в графе табеля, где выставляются четвертные оценки, напечатаны предметы, которые у нас не ведутся - «природоведение», например, а внизу, чтобы дописать нормальные предметы, отведено всего две графы. Приходится зачёркивать и переправлять напечатанное».

Дабы посмотреть на «сплошную разлиновку» и «несуществующие предметы» собственными глазами, я зашла в среднюю школу №1. Шёл урок, в фойе никого из учеников не было, и я обратилась к вахтёрше с вопросом, получили ли дети дневники.

А, с Михалёвым-то? Получили, – ответила она.

- Ну и как? - мой следующий вопрос, ответ на который привёл в замешательство

- «Да ну его рожу!» - сказала вахтёрша и спешно удалилась.

Дневник мне увидеть всё же удалось. Счастливый владелец оного документа чёрной ручкой подрисовал Анатолию Дмитриевичу очки, усы и вампирские когти на руках. Зато теперь он знает мэра в лицо. А разлиновка в дневнике, на мой взгляд, оказалась действительно сплошной и неудобной – все дни сливаются и в глазах рябит. Зато обложка красивая…

Юлия Ляхова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления