Город обзор Спящие в библиотеках писатели и прочие пытки культурой - в обзоре краевой прессы за 8-15 октября

Спящие в библиотеках писатели и прочие пытки культурой - в обзоре краевой прессы за 8-15 октября

Перчинка отдельно, постная выборная каша отдельно – разбор полётов булыжников легко найти в «Читинском обозрении», любители ненормативной лексики обнаружат её в «Экстре», депутаты Заксобрания могут получить свою порцию наставлений в колонке редактора крестьянской газеты «Земля».

Сорокалетний мужик в кургузой футболке и известный тележурналист Ида Файерштейн

Приехавший на прошлой неделе в город вагон писателей не давал покоя многим из числа пишущей братии. Один из самых интересных, хоть и несколько похожий на запись в личном дневнике, материал «К нам приехал паровоз» Ирины Бариновой опубликован в «Экстре» - о «Литературном экспрессе», который 29 сентября отправился из Москвы в путь по Транссибирской магистрали.

«Встречи с писателями в Чите начались в 11 часов - в одно время сразу в девяти местах: во Дворце искусств - с писателем (романы «Песчаные всадники», «Князь ветра») и сценаристом (фильмы «Гибель империи», «Серебряный самурай») Леонидом Юзефовичем; в областной библиотеке имени А.С. Пушкина - с пишущим с фантастической скоростью поэтом, прозаиком и знаменитым теле- и радиоведущим Дмитрием Быковым. Далее в вузах и библиотеках: с публицистом и эссеистом Евгением Поповым, прозаиком Захаром Прилепиным…»… «Кстати, он был интересен на «круглом столе», надо найти его романы «Грех», «Патология», «Санька», - помечает кому-то в скобках Баринова.

«Для себя я наметила две встречи, – будто анализирует страничку ежедневника журналист, - с Юзефовичем и Быковым. Поскольку мероприятия были назначены на одно время, надо было выбирать. Выбрала Дмитрия Быкова - личность заметную в современной литературной жизни, неуёмного публициста с собственной позицией и неожиданными аргументами, максимально, как сказал наш местный журналист, пропиаренного телевидением. В прошлом году Быков завершил большую работу о Борисе Пастернаке в знаменитой серии «ЖЗЛ» и получил Национальную литературную премию. А совсем недавно вышли его новые книги «ЖД» и «Списанные». Выбрала его и... пожалела».

Далее последовательно объясняются причины: «На рандеву с читателями в «пушкинку» Дмитрий Львович пришёл вместе с нашей поэтессой Викторией Измайловой и писателем-романистом из Красноярска Михаилом Успенским. Оказалось, что Быков и Измайлова - давние друзья. Они долго изливали друг другу взаимное обожание. Потом Дмитрий Быков с удовольствием прочёл три своих известных стихотворения и одно новое, написанное накануне ночью в поезде. Потом Измайлова читала стихи Быкова, а он расплывался в улыбке и закатывал от наслаждения глаза...» (Злые языки, впрочем, утверждают, что Быков останавливал разохотившуюся Измайлову: «Не надо, ты не умеешь их читать!» - В.Х.)

Потом, если верить Бариновой, Виктория прочитала два своих стихотворения, правда, не до конца - забывала посредине: «Прерываясь и запинаясь, она сказала, что Быков - гений. Трижды. Когда прочёл стихи Михаил Успенский и начались вопросы о литературе и личной жизни, Дмитрий Львович начал широко зевать».

Через какое-то время, по наблюдениям журналиста, зевки Дмитрия Львовича стали «всё длиннее и демонстративней», Виктория Измайлова предложила продолжить встречу «где-нибудь, но только так, чтобы «не бисер перед свиньями...» и даже дала номер своего сотового – для связи. Потом публика немногочисленно ринулись за автографами и, слава богу, встреча закончилась.

О роли писателей в современной России говорили местные и неместные творцы после обеда, дав журналистам возможность написать заметки в стиле: «Эти московские писатели»: «Встала перед помятыми гостями известный тележурналист Ида Файерштейн, заговорила о наболевшем - о засилье бескультурья на телеэкране. За ответом она обращалась к Быкову. К эпатажному и циничному Быкову, в своё время сделавшему попытку легализовать нецензурную лексику в литературе и медиапространстве! Отутюжено-подтянутая Ида Петровна изливала свою боль развалившемуся в кресле сорокалетнему мужичку в кургузой футболке, плотно обтягивающей мягкие чресла. Он не стеснялся: искал что-то в глубоких недрах своего носа, толкал в этот нос пузырек с какими-то каплями, потом, демонстрируя полное своё пренебрежение, сделал вид, что уснул. Сначала «спал», обняв бутылку с минералкой, потом его голова с немытыми кудрями стала запрокидываться на плечо соседу-Успенскому, на что гости не обращали внимания, хозяева деликатно отводили глаза, а студенты весело перешептывались: упадёт со стула или нет?»

«Длинный день подходил к концу, - мужественно терпела испытание культурой Ирина Баринова. - Я устала вся: от головы до места, на котором сидят. Было противно за тонны липкого елея, вылитого в адрес гостей, и унижающихся наших. Зачем это было нужно? Мне, например, никакой звёздно-блестящий Дмитрий Быков не заменит нашего Тохта-Ходжаева, потому что Шухрат Сахибович - смелый поэт и мужественный, полный достоинства, деликатный человек».

Toyota Mark – II, Николай Сыроватка и Юрий Андронаки

«Работы – непочатый край», - уже заголовком предупреждает свежевыбранных депутатов Виктор Родионов в колонке редактора «Земли». «Все мы не только знаем, а каждодневно чувствуем и ощущаем, что жизнь наша, откровенно сказать, не сладкая. По многим показателям наш край находится на последних местах в России. Пожалуй, лидируем лишь по ценам на основные продукты питания, бензин и дизельное топливо, по размерам тарифов на услуги ЖКХ, электричество… Они в Сибирском федеральном округе самые высокие. И большинство забайкальцев так и не может выбраться из нищеты. Особенно страдают от заоблачных цен пенсионеры, инвалиды, безработные (коих в крае много), многодетные семьи».

«Так что для депутатов Законодательного собрания края работы непочатый край. И делать её следует качественно. Ещё одно пожелание: каждый из депутатов должен проявлять максимум активности, не забывая о выполнении своих обещаний избирателям», - продолжает наставлять депутатов Родионов.

«Через восемь дней депутаты Законодательного собрания соберутся на своё первое заседание. Оно будет организованным. Предстоит избрать председателя, заместителя, определиться с профильными комитетами. Дело это немаловажное и ответственное. От руководства собрания зависит очень и очень многое», - зачем-то наивничает, а может, морально готовит читателей к чему-то главный редактор крестьянской газеты.

«В общем, в добрый путь, хороших дел, депутаты Законодательного собрания первого созыва», - на оптимистичной ноте заканчиваетя колонка.

Одной из самых вялотекущих предвыборных кампаний признаётся нынешняя кампания «Читинским обозрением». Перчинки в постную выборную кашу, по мнению журналиста Николая Черняева, добавили разве что страсти, разгоревшиеся в Кенонском избирательном округе: «Примерно в 03.45 ночи, когда предварительные итоги выборов стали известны, а кандидат в депутаты по Кенонскому округу Николай Сыроватка обошёл своего ближайшего соперника Юрия Андронаки на каких-то 17 голосов, в здание ДК «Текстильщик»... полетели камни. Для несведущих: Сыроватка - руководитель театра национальных культур «Забайкальские узоры», в чьё ведение передан ДК «Текстильщик». Булыжниками разбиты дорогостоящие витражные стёкла - три тонированных стеклопакета. Белая иномарка (по свидетельству очевидцев - «Toyota Mark - II») «с места происшествия скрылась».

«То, что дерзкое ночное нападение на дом культуры связано с исходом выборов - для нас, как говорится, медицинский факт, - сообщает журналисту Татьяна Ковригина, заместитель директора по строительству ГУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры».

«Но этот факт ещё предстоит доказать, - поясняет журналист читателям. - Только тогда он попадёт в статистику случаев нарушения выборного законодательства, которых, по информации краевого УВД, насчитывается уже 29 - приличное для забайкальских выборов количество происшествий. Правда, грубых нарушений, которые могли бы повлиять на результат голосования, в сводках УВД нет».

«…он погиб как герой против врага нашего Великого народа…»

«Земля» публикует письма читателей о том, как уходили на войну. И это самые искренние, пронзительные и, наверное, нужные газетные строчки номера.

«Их было семнадцать…», - пишет Моисей Васильевич Истомин из посёлка Дарасун про брата, погибшего в августе 1939 года в боях на Халхин-Голе.

«Моему брату, Ивану Васильевичу Истомину, вручили повестки от райвоенкомата, чтобы он передал их тем, кого призвали. Он был учётчиком в бригаде и многих знал. Как раз шла сенокосная страда, и многие находились в поле. У брата был велосипед, и он оповестил всех. Через день призывники в 9 утра прибыли к сельскому совету. И мы с матерью - мне было 12 лет - со слезами на глазах проводили его, она – сына, я – брата. От сельского совета на машинах их увезли в Сретенский гарнизон, где сформировали часть и отравили в Борзю и Соловьёвск. Едва они пересекли монгольскую границу, как вступили в бой с японскими милитаристами в районе Халхин-Гола».

Из письма мы узнаём, что Истомин Иван Васильевич, 1916 года рождения, был пулемётчиком станкового пулемёта, что бойцам была поставлена задача захватить высоту, с которой японцы вели ожесточённый огонь: «Стоял густой туман, казалось бы, сама погода благоволила бойцам. Но при наступлении туман внезапно рассеялся, и наши бойцы оказались перед японцами как на ладони. Брат был прошит пулемётной очередью в живот. Он попросил снять с него поясной ремень и положить его в окоп».

Сам автор письма, Матвей Истомин узнал об этом от односельчан-участников боя: «Тогда из Усть-Наринзора было призвано 106 человек. В боях было ранено 23 человека, а не вернулись в село 17 наших селян. Многие бойцы были награждены медалями и орденами».

Командование полка прислало семье Истоминых письмо, в котором было написано: «Иван Васильевич Истомин – подлинный герой РККА в боях за неприкосновенность границ нашей могучей социалистической родины проявил себя честным, мужественным патриотом, беззаветно преданным делу. В августе 1939 года он участвовал в боях на Халхин-Голе, был примерным, отважным бойцом, чутким товарищем, и он погиб как герой против врага нашего Великого народа».

Про ставший офицерами предвоенный десятый класс пишет Г. Зазонов, капитан в отставке из Домны: «В начале Великой Отечественной войны из Домнинской средней школы два класса во главе с директором школы Строкиным и учителем физики добровольно ушли на фронт. Это были ребята 9-го и 10-го классов. В основном, в этих классах учились ребята из Домны, но были, правда, немного, ребята и из окрестных сёл, таких, как Сивяково, Амодово и со станции Ингода».

В письме сообщается о том, что все они стали офицерами, «так как их образование было вполне достаточным, чтобы окончить краткосрочные офицерские курсы», всех их «направили на Ленинградский фронт в гвардейский полк реактивной артиллерии на боевые машины БМ-13, или в простонародье – «Катюши».

Трещины в оренбургской обработке

Практически рискуя жизнью, журналист «КП-Чита» отправляется в школу №3, состояние которой читатели «Комсомолки» считают аварийным. «Старое здание, перевалившее за столетний рубеж: потемневший от времени кирпич, проржавевшая кровля, памятная доска, просевшие ступени входной лестницы» предстают взору: «Если бы не ребятишки с разноцветными ранцами, не озорной школьный звонок и не отчетливые надписи на стенах, вроде «Выпуск-98», я бы, наверное, прошла мимо, приняв это здание за памятник архитектуры».

Школа требует капитального ремонта - перечисляет журналист за директором. Средств, которые вносят родители, хватает только на покраску. Прохудилась кровля, из-за которой постоянно протекают потолки на втором этаже. Это может привести к замыканию проводки, а, значит, к пожару. В помещении читального зала школьной библиотеки недавно обвалилась штукатурка, а в кабинете №16 потолок вообще находится в крайне аварийном состоянии - того и гляди рухнет. Снаружи, возле запасного входа с северной стороны здания, уже давно появилась трещина от фундамента до третьего этажа.

Оказывается, что уже пять лет руководство школы пишет обращения и письма в комитет образования с просьбой помочь. «Обещали поставить школу на капитальный ремонт ещё в 2006-м, но этого так и не случилось. «Я могу говорить о своих проблемах, но я не знаю, в каком состоянии находятся другие школы. Может быть, где-то ситуация ещё более сложная, и кому-то деньги больше нужны», - пытается оправдать реальную действительность директор.

«Кризис действительно есть» - острые заявления гвоздей номера

Гордая надпись «Гвоздь номера» над фотографией Владимира Тихомирова в «Эффекте» обманывает читателей – на самом деле, остро не будет.

«На гаранта надейся, да сам не плошай», - равняет высшие силы с неведомым гарантом обозреватель «Эффекта». Сначала Владимир Тихомиров с тревогой вспоминает 90-е годы: «Очереди за банковскими вкладами в Хабаровске, которые показало нам телевидение, тревожно напомнили приснопамятные 90-е в Чите. Тогда в наши банки выстраивались такие же очереди, результатам чего явилось банкротство нескольких банков, под руинами которых были погребены деньги более пяти тысяч вкладчиков. Сегодня в Чите, слава Богу, всё спокойно, но настороженные разговоры про вклады (не пропадут ли в связи с финансовым кризисом?) слышны повсюду. А вот банковские работники ведут себя как-то пассивно: не слышно их бодрого голоса. Тем не менее…

(Тут журналист выдерживает паузу и интригующе вставляет подзаголовок «Ключи от резерва, где деньги лежат»)

…Финансовый кризис действительно есть. Но есть и пакет антикризисных законов, который на днях приняла Госдума РФ. На поддержку нашей банковской системы государство выделило астрономическую сумму - 950 млрд рублей. И, что для нас, рядовых вкладчиков банков, особенно важно, государство повысило свои гарантии. Как было до прошлой пятницы? Как только с банком что-то происходило нехорошее (например, банкротство), агентство по страхованию вкладов выплачивало деньги вкладчикам по схеме: каждый вклад в размере до 100 тысяч рублей возвращался в стопроцентном размере. Если больше - то полностью возмещались опять-таки только 100 тысяч, остальные же деньги - с «потолком» в 400 тысяч - возмещались в размере 90%. На днях поправки депутатов Госдумы в закон о банковских вкладах увеличили 100-процентный размер страховой выплаты до 700 тысяч рублей. То есть с 1 октября в случае банкротства банка в течение пяти дней вкладчики получат полностью свои вклады до 700 тыс. рублей. Как сказал министр финансов Кудрин, больше этой суммы на банковских счетах находится только у 3% вкладчиков».

«Забайкальцы весьма пострадали в своё время от недобросовестных банкиров», - снова ударяется в воспоминания Тихомиров. И переписывает Пушкина: «Его пример для нас наука», напоминая: «Особенно показательна была история с АКБ «Забайкалзолотобанк». Вспоминать эту историю приходится снова и снова, поскольку настоящие драмы и даже трагедии, связанные с потерей вкладов тысяч наших земляков, не зарубцевались и по сей день. А у многих пострадавших до сих пор устойчиво недоверие к банковской сфере вообще. И если уж вспомнить об этом ещё раз, то только в контексте того, что в банковском секторе действительно назрели те процессы, которые требуют прямого вмешательства государства».

Тихомиров настойчиво обращается к истории, когда бывшие учредители (компания «Ключи», АО «Север», ассоциация «Забайкалзолото», предприятия «Забайкалзолоторазведка», «Восточные электросети и другие) и исполнительная дирекция банка сбежали, унеся с собой и невозвращённые вклады простых граждан, и кредиты, и всё самое ценное из имущества. Перед арбитражным управляющим встала нелёгкая задача – догнать, что возможно, из активов банка, реализовать ещё не растащенное и хотя бы частично расплатиться с вкладчиками. Задолженность перед 5 858 вкладчиками банка составляла 30,7 млн рублей. Немалыми усилиями удалось собрать некоторую сумму. Но под обломками банка остались погребены около 20 млн рублей вкладов читинцев, причём самых обездоленных - в основном, пенсионеров.

Дальше вкладчикам раскрываются два секрета, после которых дальнейшая информация про инфляцию, инвестиционные инструменты и рискованные активы воспринимается с трудом: «1. Очень внимательно подходить к выбору банка, в котором он хочет поместить свой вклад, воспользовавшись при этом независимым экспертом. 2. Не класть в один банк больше 700 тыс. рублей».

«Химочка, цвет - «сбесившийся гранат», форма «ядерный гриб»…»

По сути, о том, что «как ни крути: корень зла всё равно получается – мужик», - с душевным надрывом повествует в «Экстре» Надежда Шайтанова в своём новом опусе «Адекват дьявола»: «...адекватность. Вот слово, которое должна выжечь на своей груди (образно, конечно), женщина, которая вышла из рядов 20-летних и пополнила ряды тех, чей возраст начинается с цифры 3 и более. И будет тогда той женщине счастье».

Дальше у Надежды речь идёт как раз об отсутствии адекватности: «К сожалению, далеко не все берут с собой в путешествие по зрелой жизни эту самую черту. У одних, вдруг, откуда ни возьмись, в гардеробе поселяются бл…ие (редакция ИА «Чита.Ру» намеренно убирает из текста обзора маты, но в газете «Экстра» они пропечатаны чёрным по белому) ботфорты, в глазах рябит от неоновых маек и туманится от прозрачных блузонов. И хорошо ещё, если хозяйка всего этого праздника жизни сохранила к тридцати хорошую фигуру и лицо, которое не спадает на грудь красивыми складками и волнами. Другие - наоборот - вколачивают себя в квадратные деловые костюмы, которые даже не слыхивали слова «элегантность», и в знак траура по почившей юности носят исключительно тёмные цвета и унылые сапоги фабрики «Красный обувщик». Такие женщины в парикмахерской говорят: «Знаете, мне чтобы живенько так было». Химочка, цвет - «сбесившийся гранат», форма «ядерный гриб».

В своём стремлении докопаться до сути Надежда докапывается, срывая покровы и открывая Америку: «И, как ни крути: корень зла все равно получается - мужик. Потому что каждую такую неадекватную женщину копнёшь поглубже и - обязательно увидишь: он, родимый. Или муж, который затюкал жену до серости. Или муж, которому верила до последнего («Ну мой-то точно не такой!»), а он взял и разбил всё из-за интрижки какой-то несерьёзной. Или женатик, который мусолил-мусолил любовницу да и выплюнул, а она, полуразжёванная, осталась лежать в раздумьях: то ли руки наложить, то ли блёстками обсыпаться и на дискотеку? Кого бросили, кого закомплексовали, кого ранили, кого избили - из-под мужчин таких, как из-под асфальтового катка, - не женщины выходят, а строй плоскостей. Фрик-шоу».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления