Город С двумя атаманами не приходится тужить

С двумя атаманами не приходится тужить

22 ноября в Чите прошли два казачьих круга. Необычность и даже абсурдность происходящего заключалась в том, что атаманом Забайкальского казачьего войска себя называли двое людей - Иннокентий Жербаков и Александр Богданов.

22 ноября в Чите прошли два казачьих круга. Необычность и даже абсурдность происходящего заключалась в том, что атаманом Забайкальского казачьего войска себя называли двое людей - Иннокентий Жербаков и Александр Богданов.

Ситуация эта напоминает Россию в период октябрьской революции. Тогда казаки, разделившись на белых и красных, матерно ругали друг друга, махали шашками и объявляли предателями Родины. Однако год 1917-й давно минул, и жить бы казакам в мире на благо веры, президента и Отечества. Но произошло нечто нелепое, степенным казакам совсем несвойственное. Удивляюсь, как это защищая свои интересы, казаки не изрубили друг друга шашками. Народ ведь боевой, горячий, а дело назревало весьма серьёзное – Забайкальское казачество едва не перекочевало в Бурятию.

В круге первом

До 2006 года в составе Забайкальского казачьего войска (ЗКВ) было три отделения – I Верхнеудинское, II Агинское и III Читинское. На протяжении 14 лет войском правил атаман Богданов.

«Да какой правил! Атаманишка богданишка – разворовал всё что мог», - говорит Юрий Ткаченко, известный читинцам как президент фонда «Дело Бекетова». По его словам, 18 ноября 2007 года состоялся большой круг ЗКВ, на котором вместо Богданова казаки избрали другого атамана - Иннокентия Жербакова. После выборов Богданов снял с себя полномочия.

Но Жербаков в должность атамана так и не вступил. Руководство бывшей Читинской области его не утвердило. «Дело в том, что в это время областные чиновники усиленно готовились к референдуму по объединению Читинской области и Агинского округа. Иннокентий Константинович тоже работал в администрации президента Бурятии и не всегда мог выбраться в Читу», - поясняет Ткаченко.

В это время Богданов, который не снят с должности указом президента РФ, начинает, по словам Ткаченко, раскольническую деятельность. «Он подал в суд на Жербакова, обвиняя его в незаконном избрании. На судебном разбирательстве Богданову было задано несколько вопросов, после чего он забрал иск. Сделал он это из-за страха перед правосудием, которое могло напомнить Богданову о его воровстве», - говорит Ткаченко.

В заключении контрольно-ревизионной комиссии ЗКВ говорится, что за время правления Богданова комиссия состояла из одного человека, который действовал исходя из установок атамана. Мириться с этим Богданов не захотел и, объявив себя атаманом, собрал казачий круг. По этому поводу Ткаченко рассказывает: «22 ноября казаки под предводительством Богданова закрылись в ДК «Энергетик» и окружили себя милицией. Нас туда не пустили. Да и не надо! По старому обычаю 103 казака встали в кольцо и провели свой круг. На нём присутствовал священник, войсковое знамя и войсковая икона». Рассмотрев вопросы о состоянии дел в ЗКВО, осудив Богданова за раскольническую деятельность и назначив Ткаченко наказным атаманом Забайкальского края до февраля 2009 года, казаки, половина из которых приехало из Бурятии, отправились восвояси.

По словам бывшего политработника, подполковника Советской Армии, а ныне наказного атамана II и III отдела ЗКВ Юрия Ткаченко, ему обидно за Забайкалье. Очень экспрессивно он рассказывает: «Никогда Забайкалье не было посмешищем для страны. Всегда здесь были самые отборные люди. А сейчас в казачестве полная разруха. Работы с молодёжью нет. Деятельность по улучшению экологической обстановки не ведётся. Возродив в 1990 году ЗКВ, мы миновали стадии становления и развития, сразу попав в вырождение». Виноват, по мнению Ткаченко, в этом подполковник Богданов и его компания.

Однако в противовес экспрессивным заявлениям Ткаченко можно поставить трезвые объяснения Богданова.

А казачок-то засланный

По словам Александра Богданова, Иннокентий Жербаков намеревался создать Восточно-Сибирское казачье войско на территории уже существующих войск – Забайкальского, Иркутского и Енисейского. Для этого в октябре 2006 года Жербаков подменил устав I Верхнеудинского отдела ЗКВ отдела созданным намедни уставом окружного казачьего общества (ОКО) «Верхнеудинское» вне состава ЗКВ. Жербаков внушал казакам, оказавшимся в ОКО, что Чита душит казачество Республики Бурятия, не давая ему развиваться.

Перед выборами атамана, в сентябре 2007 года, правление ЗКВ приказало руководству ОКО привести свой устав в порядок, в соответствии с действующим уставом ЗКВ, чего ОКО так и не исполнило. «На выборы явились около 160 казаков от станичных казачьих обществ, не имеющих право принимать участие в голосовании. ОКО Бурятии, хотя по правилам, казаков, имеющих право голоса, там всего семь. В большинстве прибывших на круг оказались казаки города Улан-Удэ и сотрудники гусиноозёрского частного охранного предприятия. «Они нарушили все нормы представительства, подав списки присутствующих не 1 ноября, а перед тем как пройти в зал. Тем самым устроили на круге неразбериху, в результате которой голосовали за Жербакова люди, не имеющие права этого делать. С перевесом в четыре голоса Иннокентий Константинович одержал победу», - рассказывает Богданов.

После проведения круга Александр Васильевич передал свои полномочия товарищу атамана ЗКВ Дмитрию Савкину, который должен был передать руководство войском Жербакову, после того, как его утвердит президент РФ. Далее начинается неразбериха. «20 декабря Савкин пришёл принимать дела в сопровождении сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями. По заявлению Савкина убэповцы опечатали все шкафы и забрали у бухгалтера ЗКВ все финансовые и отчётные документы войска», - отмечает Богданов.

После таких событий у Александра Васильевича заболело сердце, и он был вынужден лечь в больницу.

Вступив в должность атамана, Жербаков начинает отменять решения предыдущих кругов, препятствует проведению совета атаманов, несмотря на указание атамана III отдела Александра Кадейкина и назначает Ткаченко товарищем атамана.

«Между тем, Юрия Петровича казаки дважды изгоняли из своих рядов», - напоминает Богданов. Первый раз Читинским городским казачьим обществом, а затем на большом круге из состава ЗКВ. Прокуратура Центрального района запретила Ткаченко носить казачью форму, а правление и совет стариков войска назвали его современным Остапом Бендером. «Кроме бывшего политработника Ткаченко, в ЗКВ пришли Юрий Батищев, не имеющий опыта работы в казачестве, Анатолий Курбанов, которому за некие дела было предложено уйти из вооружённых сил и Александр Булахов, который также был изгнан из состава ЗКВ», - характеризовал сторонников Жербакова Богданов.

В декабре 2007 года казаки ОКО выражают Жербакову и назначенному им атаманом округа Виктору Цыренову недоверие. В апреле члены правления ОКО, (у Богданова есть протокол заседания), казаки поднимали вопрос об исключении Цыренова и Жербакова из ОКО. В мае их исключили за дискредитацию и развал казачьего движения в Бурятии. Обвинения казаков не беспочвенны. Жербаков нарушал устав ЗКВ и противодействовал работе руководства ЗКВ.

Кроме того, по словам Богданова, Жербаков намеревался создать в ЗКВ 15 отделов вместо трёх. Абсурдность этой идеи заключается в том, что на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края не наберётся такого количества казаков. Во всевеликом войске донском, где по переписи населения проживает более 400 тыс. казаков, всего 16 отделов. На территории Забайкальского края их 31 человек. Чтобы создать видимость работы, Жербаков проводит круг в Улан-Удэ, на который не были допущены члены совета атаманов Юрий Васильев и Александр Цыренов, один из членов совета стариков ЗКВ и ещё около 40 казаков, неугодных Жербакову. Когда атаман Северобайкальского казачьего общества поднял этот вопрос, то его выгнали из зала, вместе с ним ушли выборные трёх станиц.

Перед этим крамольным кругом по инициативе войскового священника отца Дмитрия и председателя совета стариков ЗКВ Вадима Перминова собрался совет атаманов, на котором после обсуждения обстановки в войске принято решение отстранить Жербакова, так и не утверждённого президентом от обязанностей атамана. Вместо него совет назначил Богданова исполнять обязанности атамана до следующих выборов.

В июле атаман Богданов приступил к работе. Выяснилось, что при Жербакове войско занималось строевой подготовкой и изучало дисциплинарные уставы. Других мероприятий казаки мод руководством Жербакова не планировали. «Когда председатель областного комитета физкультуры и спорта Юрий Коноплёв попросил ЗКВ провести традиционное спортивное мероприятие для молодёжи, товарищ атамана по военно-патриотической работе Сергей Былков потребовал у него денег, хотя ранее большинство средств в это вкладывали казаки», - вспоминает Богданов.

Вернувшемуся Богданову пришлось на ходу организовывать участие в спартакиаде народов Забайкалья и проводить для казачьей молодёжи спартакиаду, в которой приняли участие лишь команды, проживающие в Забайкальском крае. «Спортсменам из Бурятии просто запретили ехать, сославшись на то, что мероприятие проводит Богданов», - отметил атаман.

Кроме социально значимых дел нужно было наводить порядок и в войске. «Для того чтобы провести легитимный большой круг ЗВК по выборам атамана, 2 августа совет атаманов принял решение: «В работе Большого круга ЗВК участвуют выборные казаки от станиц, входящих в состав ЗКВ, вошедших в государственный реестр войсковых обществ РФ, уставы которых имеют государственную регистрацию», - зачитывает план мероприятий Богданов.

Всего в составе ЗКВ оказалось 19 станиц, имеющих регистрацию. От них на круг выдвигались 119 выборных казака. Богданов показывает документы, по которым видно, что Жербаков получил приглашение на круг. «Но он предпочёл созвать свой, но помещения найти не смог и попытался попасть на наш круг. Мы отказали, и ему пришлось проводить собрание со своими казаками на улице, около ДК «Энергетик», - рассказал Богданов.

Судя по протоколу круга Жербакова, на нём присутствовали 103 казака. Но Богданов говорит, что реально вокруг Жербакова собралось 65 человек. «Причём на автобусах приехали только преданные Жербакову люди, а представителей пяти станиц, имеющих право участвовать в выборах атамана, просто не пустили в автобус. Поэтому казакам пришлось ехать поездом за свой счёт. Как и на прошлый круг с Жербаковым приехали сотрудники Гусиноозёрского частного охранного предприятия и улан-удэнские сторонники Жербакова», - сказал Богданов.

По его словам, милиция стояла около ДК «Энергетик», чтобы не допустить беспорядков, которые могли устроить сторонники Жербакова. Отсутствие воспитанности они показали, когда к ним вышел член совета стариков и один из жербаковских сторонников обругал его. «Как и ранее вопросы на круге Жербакова обсуждались весьма абсурдные. Они искали виновных и грозились наказать непричастных. Решения были приняты такие же дикие. Во-первых, Ткаченко назначили наказным атаманом Забайкальского края, хотя такую должность может присвоить только президент РФ. Во-вторых, они преобразовали контрольно-ревизионную комиссию III отдела ЗКВ в контрольно-ревизионную комиссию Забайкальского края. Что они хотели этим сказать, непонятно. Может, хотят упразднить контрольно-счётную палату администрации края?» - делится атаман III Читинского отдела Александр Кадейкин.

Обвинения, которые льются на него, Богданов комментирует так: «В вину мне они ставят разорение военных городков и кражу мифических автомобилей ГАЗ-66. Хотя можно сказать, что военная часть Сенькина падь (Приаргунский район) не имеет отношения к казакам, но была сохранена благодаря жившим в ней казакам-переселенцам. А городок в районе школе 17 находится в исключительном порядке. Единственное, в чём я виновен, так это в неуплате налогов. Делалось это для экономии средств, которых не хватало на проведение мероприятии».

Все эти вышеупомянутые события начались после откровенного разговора между руководителем администрации президента Бурятии Александром Ковалёвым и атаманом Александром Богдановым. Ковалёв сообщил, что руководство республики заинтересовано в том, чтобы сделать город Улану-Удэ столицей забайкальского казачества. Речь чиновника сводилась к тому, что Иркутская область может похвастаться промышленностью и развитой экономикой. У Забайкальского края есть выход на границу, который даёт региону выгоду. Кроме этого, в Чите располагается штаб Сибирского военного округа и штаб пограничных войск. В Бурятии же ничего такого нет. Поэтому одним из украшений республики должно стать казачество.

Понятно, что атаман Богданов с чиновником не согласился. Для переноса казачьей столицы был задействован сотрудник администрации президента Бурятии Иннокентий Жербаков. Для этого ему пришлось набрать в руководство войска людей, которые бы ему беспрекословно подчинялись. Затем как следует разорить войско, обвинить в этом Богданова и, сославшись на то, что он мешает восстанавливать дела, переехать в Улан-Удэ. Что бы было с казачеством при этом исходе дела – вопрос весьма непредсказуемый.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления