Город МашиноНЕстроение

МашиноНЕстроение

Вероятно, больше всего от финансового кризиса в Забайкалье пострадали немногочисленные предприятия машиностроения.

Вероятно, больше всего от финансового кризиса в Забайкалье пострадали немногочисленные предприятия машиностроения.

Ощутимая связь с другими предприятиями – горнодобывающими, строительными, коммунальными, - которые тоже оказались в трудном положении, поставила машиностроителей в тупик.

В настоящее время ОАО «Машзавод», ОАО «Завод горного оборудования», ОАО «Забайкальский завод подъёмно-транспортного оборудования», ООО «Сретенский судостроительный завод» включены в перечень 108 приоритетных организаций, составленный правительством региона.

По словам министра промышленности и энергетики Забайкальского края Олега Полякова, в наиболее сложном положении находится Машзавод. Региональное правительство субсидировало заводу часть процентной ставки и рекомендовало «Промсвязьбанку» продлить срок выплаты кредита, взятого заводом. Кроме этого, властям удалось договориться об отсрочке выплаты налогов в местный бюджет.

Также Поляков рассказал, что вопрос о включении Машзавода в программу «Дороги России» поднимался во время визита министра транспорта Игоря Левитина в Читу. «В ходе реализации программы для ремонта дорог потребуются компрессорные станции именно той марки, которые выпускает завод. Планируется, что 390 станций стоимостью около 200 млн рублей будут изготовлены в Чите», - рассказал Поляков.

Идут переговоры с Министерством обороны об изготовлении холодильных установок на Машзаводе. Однако заказ от военных маловероятен, так как их ведомственные заводы, находящиеся на территории края – Атамановский 103-й Бронетанковый ремонтный завод и 88-й Центральный авторемонтный завод также переживают нелучшие времена.

Накануне Олег Поляков провёл встречу с представителем Единой сервисной компании «Атомредметзолото» (структура Росатома), на которой обговорил поставки продукции Дарасунского завода горного оборудования на Приаргунское производственное горно-химическое объединение. Финансовые затраты атомщиков корректируются в связи с кризисом, поэтому пока договор о поставке не подписан, говорить о реальных доходах Дарасунского завода рано.

В поддержании жизни забайкальского машиностроения по мере возможности участвуют действующие в регионе инвестиционные проекты. «Сретенский судостроительный завод изготовил семь вагончиков для строительства железнодорожной ветки Нарын – Лугокан. Это вагон-общежитие, вагон-баня, вагон-столовая. Кроме этого, размещены заказы на изготовление нестандартного оборудования и металлоконструкций для третьего энергоблока Харанорской ГРЭС, которыми могут заняться и Сретенский и Оловяннинский заводы», - рассказал министр.

Краны как показатель роста

На Забайкальском заводе подъёмно-транспортного оборудования объём производства снизился примерно на 70%. Из-за этого рабочая неделя сократилась до четырёх дней. Массовых увольнений на заводе пока не планируется, с наступлением трудностей из 350 работников сократили только пятерых.

Раньше предприятие реализовывало свою продукцию энергетикам, металлургам, горнякам, много контрактов заключалось с железной дорогой. Теперь эти предприятия тоже испытывают трудности и не имеют возможности покупать оборудование.

Многие любят иллюстрировать показатель развития количеством подъёмных кранов на стройках города. Однако пример директора завода Вячеслава Астафьева в сегодняшней ситуации более реален: «Продукция завода требовалась предприятиям, увеличивающим мощности. Естественно, что во время кризиса укрупняться стало невозможно, – рассказывает Астафьев. - Поэтому и новое подъёмное оборудование стало невостребованным. Сейчас мы выполняем заказы только тех предприятий, которым необходимо заменить старые краны».

Сегодня предприятие ждёт помощи от краевой власти. По словам Астафьева, машиностроители хотят выполнять заказы краевых организаций ЖКХ, сельскохозяйственных предприятий, дорожных строителей. «Все эти предложения высказаны губернатору и министрам, но пока ответных действий нет. Губернатор может реально решить эту проблему и обеспечить нас заказами, - сказал Астафьев. – Однако мешают законы о свободной конкуренции».

Антикризисные программы, принимаемые правительством, Вячеслав Астафьев считает неработающими: «Какой в них толк? Весь мир обнулил ставку финансирования, все берут кредиты и начинают работать. А у нас только говорят о снижении ставок до 15%. По программе борьбы с безработицей выделяются деньги на переобучение, но работа от этого не появится. Глупость какая-то – предприятия стоят, а люди будут учиться».

С начала 2009 года заказы на Сретенский судостроительный завод не поступали. Если за месяц ситуация не изменится, то предприятие будет вынуждено закрыться. Директор завода Пётр Похитонов рассказал, что судостроители стараются изо всех сил держаться на плаву – сократили рабочую неделю на один день и урезали зарплату. При сокращении рабочих решили обойтись малой кровью – уволили только пятерых человек. Однако при отсутствии заказов эти меры ни на что не влияют, так как финансового резерва у предприятия нет.

Последние заказы поступили на завод в конце прошлого года. Потом наступили трудности, которые были особенно заметны на фоне удачного, в целом, 2008 года. По словам Похитонова, в 2008 заводу удалось заключить крупные контракты с Новоширокинским рудником и артелью «Ильдиканзолото». Помимо этого, партии металлоконструкций были проданы на строительство второй очереди Международного автомобильного пункта пропуска «Забайкальск» и Южного хода ЗабЖД.

В этом году, надеется Похитонов, продукция завода может понадобиться при реализации инвестиционных проектов на юго-востоке края и на строительстве Харанорской ГРЭС. Однако получить заказы нелегко. Выжить и сохранить производство хотят все предприятия, поэтому в регионе возникла сильная конкуренция.

Поддержки со стороны региональных властей завод не получает. Как считает директор, правительство, конечно, не может кого-то заставить покупать продукцию завода, но имеет возможность поддержать производство какими-то другими мерами.

«Во всём мире снижаются цены, только у нас решили, что в это время можно наживаться. Резко увеличились тарифы на коммунальные услуги и электроэнергию, хотя правительство могло сдержать их рост. Поднялись ставки по кредитам, которые предприятия могли использовать для собственной поддержки», - сказал Похитонов.

Машзавод - 19 лет выживания

На заседании антикризисной комиссии в понедельник директор Машзавода Михаил Чевычалов говорил, что за 2008 год предприятие произвёло и реализовало продукции на сумму 163 млн рублей, что составило примерно 53% от объёмов 2007 года. Снижение произошло из-за уменьшения стоимости гособоронзаказа, который в 2007 году составлял примерно 147 млн рублей, в 2008 - всего 9 млн рублей.

«Впервые за всю историю завода мы недополучили чистой прибыли на 15 млн рублей. И впервые вышли на отрицательную рентабельность – 12,8%», - сказал Чевычалов.

В 2009 году Машзавод заключил контракты с гособоронзаказом на сумму более 200 млн рублей. И если Минобороны профинансирует всё в полном объёме то, по словам Чевычалова, портфель заказов будут таким же, как в лучшие годы советской власти.

В этом случае руководству Машзавода нужно будет думать об увеличении мощностей. Но пока финансирование по заключённым контрактам выполняется не в полных объёмах. Аванс получен только по двум контрактам.

Отношение к поддержке правительства Чевычалов выразил неоднозначно: «Любая страна бы объявила налоговые каникулы, и сумела давать длинные деньги под кредиты. А то 19 лет мы только и делаем, что выживаем, выживаем, выживаем…»

Глава Дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов говорит, что по сравнению с прошлым годом производство снизилось на 30%. «Из 360 работников пока не уволили никого. Но сокращения непременно будут», - пообещал директор. По его словам, трудности вызваны невозможностью привлечь банковские кредиты из-за высоких процентных ставок, неснижаемыми налогами, повышением цен на сырьё и комплектующие.

«Однако при всём этом практической помощи от региональной власти нет, и не ожидается, - сказал Белоногов, сделав ударение на слове «практической». – Антикризисная программа почему-то не содержит конкретных мер и больше походит па декларацию намерений, чем на план действий».

Сам Белоногов предполагает, что, в первую очередь, нужно снизить налоговую нагрузку с учётом экономической деятельности предприятия. Также нужно субсидировать тарифы на электроэнергию, транспорт и связь.

Ещё одна мера по поддержке заводов, которую предлагает Белоногов, кажется совсем абсурдной. По мнению директора, было бы неплохо установить размер заработной платы работников краевого Министерства промышленности в зависимости от показателей работы промышленных предприятий. Сложно сказать, какое отношение такая новация имеет к эффективности, но при воплощении этого предложения в жизнь министерские работники в нынешней ситуации просто умрут от голода.

Фотографии взяты с kaktus.chita.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления