Город Времена года в законах-2009

Времена года в законах-2009

В то время, как вся Россия бурно обсуждала разрешение Госдумы увеличить нагрузку на автовладельцев во много раз, в Забайкалье об этом никто даже не заикнулся.

Прошедший год для Забайкальского края был переходным. Это, помимо всего прочего, означало, что регион должен к 1 января 2010 года прийти с полностью сформированным пакетом базовых законов. Всего за год было принято 211 нормативных актов. Вот лишь некоторые, не только самые важные, но и самые запомнившиеся законы уходящего года.

Зима: устав и его последствия

В феврале регион получил устав, флаг и герб. Процесс подготовки законов был длительным. Комиссия по разработке проекта устава была создана ещё 12 мая 2008 года. Документ разрабатывала специальная комиссия из 60 человек, в которую вошли чиновники, юристы, учёные, журналисты, бизнесмены, представители общественных организаций. Закон о символике края разрабатывался так же долго: предварительно был проведён конкурс проектов герба и флага. Лучшими в итоге оказались символы, полностью повторяющие символику Читинской области.

А вот в устав к моменту его окончательного принятия было внесено 37 поправок. В соответствии с веяниями времени появилась норма, обязывающая правительство ежегодно отчитываться о своей работе перед Законодательным собранием. Возникла статья, согласно которой все депутатские объединения, парламент и органы исполнительной власти обязаны ежегодно обнародовать итоги своей деятельности, чтобы с результатами могли ознакомиться все граждане. По прошествии года никаких последствий от этих изменений пока не видно. Зато поправка, оговаривающая участие Законодательного собрания в формировании правительства региона, обернулась сначала ещё одним законом, а потом самым забавным событием парламентской жизни.

В Читинской области замов губернатора утверждала Читинская областная дума, и это было оговорено уставом. Когда такой нормы не обнаружилось в «конституции» нового региона, поднялся большой шум, и волевым решением депутатов их право участвовать в формировании правительства края было закреплено в уставе. К маю появился проект закона о правительстве, в котором роль парламентариев в кадровых спектаклях никак не оговаривалась. Шум вышел ещё больший, чем в первый раз – и соответствующая статья в документе появилась. Что не могло не радовать, потому что в противном случае забайкальский парламент терял право влиять на формирование кабинета – оно целиком переходило к губернатору. При наличии у власти Равиля Гениатулина это, по большому счету, не важно. В перспективе, в случае замены краевого руководства, могло обернуться полной неспособностью местной элиты влиять на решения исполнительной власти.

Но это в перспективе. А пока на дворе 2009 год, в ноябре которого заксобрание утвердило всех кандидатов на должности заместителей председателя правительства, предложенных губернатором. Хотя и не без эксцессов: Алексей Кошелев прошёл процедуру только со второго раза. Шум достиг апогея и стих.

Весна: бюджетникам - зарплату, термитам - препоны

Закон о введении новой системы оплаты труда для бюджетников оказался самым сложным в году. Суть его сводится к следующему: общий уровень заработной платы бюджетников должен зависеть от достижений в труде. Поэтому зарплата состоит из должностного оклада, премий, компенсационных и стимулирующих выплат. Размер окладов устанавливают руководители бюджетных учреждений. При этом они должны учитывать сложность и объём работы, а также требования к профессиональной подготовке и уровню квалификации специалистов. Перечень стимулирующих выплат регулируется правительством края. Порядок, размер и условия осуществления выплат устанавливаются коллективными договорами и соглашениями. Премирование может осуществляться в пределах фонда заработной платы учреждения. Все полномочия по установлению дополнительных выплат к окладу, за исключением районного коэффициента, находятся у руководителей бюджетных учреждений. Оговорено, что зарплата не может быть меньше МРОТ или той зарплаты, которую работник получал до введения в действие новой системы начисления.

На площадке заксобрания проект возник в марте, тогда же был принят в первом чтении – а потом началось. То есть на самом деле началось гораздо раньше, поскольку профильный комитет по демографической политике и трудовым отношениям и в первом чтении одобрять проект не рвался. Депутаты предлагали не кидаться сразу в реформу, а дать хоть какой-то переходный период. Ещё они все время просили разъяснить фокус: как можно повысить зарплату, не дав на это дополнительно ни копейки? Выяснилось, что правительство полагает сэкономить средства за счет закрытия (или, как это будет гораздо политкорректнее выразиться, оптимизации) некоторых бюджетных учреждений.

В результате двухмесячных препирательств выбить дополнительные деньги на зарплаты бюджетникам не удалось, зато получилось отодвинуть начало реформы. Краевые бюджетники должны были познать радости новой системы не ранее 1 января 2010 года, а никак не с 1 июля, как того требовало правительство. Насколько полезной была депутатская настойчивость, стало понятно к ноябрю. Как раз тогда выяснилось, что без дополнительных денег на отраслевую систему не может перейти большая часть медучреждений.

В декабре Законодательное собрание приняло поправки, дающие руководителям бюджетных учреждений выбор: либо остаться на тарифной сетке, либо применять у себя новую систему оплаты труда. Как минимум, такая возможность будет у них до 2011 года. Обошлось без фразы «Ну мы же говорили!», хотя случилось то, на чем парламент настаивал изначально.

В апреле и мае парламент активно работал над законом о работе лесоприёмных пунктов. Аналогичный документ действовал в Читинской области, и с его помощью удалось хоть как-то остановить хищническую вырубку лесов и вывоз сырой древесины в Китай. Правда, предприниматели находили лазейки в законодательстве быстрее, чем жучки-древоточцы прогрызают ходы в теле сосны. Так что краевой закон должен был стать лучше, чем его областной собрат. Или хотя бы создавать дополнительные трудности для процветающего бизнеса «чёрных лесорубов».

Поэтому краевой закон, по сравнению с законом Читинской области, содержит несколько нововведений. В частности, его действие распространяется не только на сырую древесину, но и на пиломатериалы. Это вызвано тем, что многие владельцы лесоприёмных пунктов, пользуясь пробелом в законе, почти прекратили отгрузку сырого леса, зато начали поставки в Китай досок, произведённых на ленточных пилорамах, установленных на самом пункте. Происхождение переработанной таким образом древесины, по областному закону, уже не подлежало проверке. Кроме того, законом оговорена обязанность владельцев лесоприёмок ежемесячно отчитываться Министерству промышленности и энергетики о принятой, переработанной и отгруженной древесине.

Лето: долой алкоголиков, даёшь экономию на льготах

В июне был принят, а в июле вступил в силу известный даже самому неграмотному в правовом отношении человеку закон «Об административных правонарушениях». Его единоутробный областной брат пользовался гораздо меньшей популярностью. Видимо, всё дело в том, что на это же время пришлось начало активной борьбы с алкоголизмом, которую на этот раз возглавил спикер регионального парламента Анатолий Романов. Поэтому о нормах закона, особенно о том, чем грозит распитие пива в публичных местах, пьяные выкрики по ночам и продажа спиртного в неположенное время, рассказывали все две телекомпании Читы, а также большая часть газет. Неизвестно, будет ли в перспективе толк конкретно от борьбы с непобедимым змием, но повышающаяся правовая культура населения уже радует.

Летом в первый раз были пересмотрены льготы для сельских учителей. Бюджет перестал оплачивать фактические расходы учителей на отопление и электроснабжение. Вместо этого была введена оплата отопления и освещения жилой площади, что далеко не одно и то же.

Мера, как говорили депутаты и представители исполнительной власти, была вынужденной: в кризисный год расходы казны на оплату учительских льгот начали расти гигантскими скачками. Для некоторых семей бюджет возмещал в месяц по 36-40 тысяч рублей расходов на электричество, поскольку не только жилое помещение, но и хозяйственные постройки освещались и отапливались за счет электроэнергии.

Ввести норматив льготного потребления не позволял федеральный закон. Зато Верховный суд РФ разрешил буквально трактовать норму о льготах на коммунальные услуги и оплачивать не фактическое потребление электроэнергии и дров, а только расходы на освещение и отопление жилой площади. Чем Забайкальский край и воспользовался. Свою роль сыграла «выборочность» льготы: бесплатные квартиры, освещение и отопление есть только у педагогов. Ни у сельских врачей, ни у работников культуры.

А зимой, в канун нового года, учительские льготы монетизировали. Законодательством края было оговорено, что педагогические работники, проживающие в сельской местности, с 1 января 2010 года должны получать из краевого бюджета средства на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Деньги будут поступать на их счета или доставляться им на дом до 5 числа каждого месяца. Особо оговаривается, что изменение формы предоставления соцподдержки не означает изменение её размера. В бюджете 2010 года на эти цели запланировано почти 234 миллиона рублей.

Монетизация настала по воле федерального центра. В будущем году регион должен получить на проведение капитальных ремонтов жилых домов около 2 миллиардов рублей. Однако эти средства будут представлены при условии, что край полностью соблюдёт политику правительства России по монетизации всех льгот, предоставляемых в сфере ЖКХ.

Осень: 300 рублей для пенсионеров и семь раз бюджет

Сентябрь ознаменовался обсуждением программы социально-экономического развития до 2014 года. Она никому не понравилась, потому что в ней, по словам депутатов, начисто отсутствовали амбиции. Тем не менее, документ был принят, хотя и с некоторой корректировкой по показателям.

Так же благополучно прошли через парламент поправки в закон о транспортном налоге. Изменений было три: перенос сроков уплаты налога, введение льготы для пенсионеров по выслуге лет и увеличение налоговых ставок для автобусов мощностью до 200 лошадиных сил, грузовых автомобилей и самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу. Это было первое и последнее в 2009 году упоминание о транспортном налоге. В то время, как вся Россия бурно обсуждала разрешение Госдумы увеличить нагрузку на автовладельцев во много раз, в Забайкалье об этом никто даже не заикнулся.

В октябре заксобрание торговалось с правительством из-за 300 рублей для пенсионеров. Пенсионная реформа в стране предусмотрела доплату из бюджета региона пожилым людям, у которых пенсия ниже прожиточного минимума. Если прожиточный минимум выше, чем российский, доплата производится из казны региона, если он ниже или равен российскому – средства предоставит федеральный бюджет. Правительство края предложило установить прожиточный минимум для стариков в размере 4437 рублей 95 копеек. Депутаты сочли, что это мало, потому что прогнозная величина прожиточного минимума для пенсионеров в 2010 году в Российской Федерации - 4780 рублей. Заместитель председателя правительства Алексей Кошелев, привлечённый к дискуссии, около часа объяснял, почему добавлять 300 рублей нежелательно, но в итоге сдался. Закон «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае» был принят с новыми показателями.

Основным законом осени, как и следовало ожидать, был первый проект трёхлетнего бюджета края. В процессе его обсуждения и принятия традиции чередовались с новаторством. Необычным было то, что документ формировался на долгосрочный период, точные параметры указывались только на 2010 год, ещё на два - рассчитаны планово. Зато вполне в русле традиций оказался разрыв между доходами и расходами в 1,2 миллиарда рублей. Как обычно, законопроект никому не понравился. Но, к вящему удивлению наблюдателей, был принят не в последних числах декабря, как обычно, а в ноябре.

И практически ни одна сессия парламента не обходилась без внесения поправок в бюджет 2009 года. В общей сложности он менялся семь раз. За год объём доходов возрос более чем на 3 миллиарда рублей, расходов – почти на 4,5 миллирада, дефицит – на 1,4 миллиарда. Что ждёт край дальше в финансовом плане, покажет время. Тем более что уже немного осталось – первые изменения в бюджет уходящего года вносились сразу после новогодних каникул.

Евгения Терентьева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления