Город Директор центра модернизации ЧитГУ в рамках Болонского процесса Андрей Букин

Директор центра модернизации ЧитГУ в рамках Болонского процесса Андрей Букин

Ответы директора центра модернизации ЧитГУ в рамках Болонского процесса Андрея Букина.

Андрей Григорьевич Букин, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии. С сентября 2009 года занимает должность директора центра модернизации Читинского государственного университета в рамках Болонского процесса.

С 2009 года возглавляет международный научно-образовательный центр исследований в области этнологии и антропологии. С 2005 года член комиссии по символике города Читы, автор концепции действующего герба Читы. С 2002 года - ведущий краеведческого сайта «Старая Чита».

Родился в Балее в 1975 году. Образование высшее педагогическое, окончил ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского по специальности «математика и информатика», окончил аспирантуру по направлению «религиоведение, философская антропология, философия культуры», в 2006 году защитил диссертацию. В сфере интересов - полевая этнография и история (краеведение) Забайкалья. Женат, воспитывает сына.
Андрей Букин был гостем портала с 7 по 14 февраля.

имхохо

как вы относитесь к идее объединения вузов?


Ответ:

Я бы очень хотел, чтобы оба университета жили своей жизнью, чтобы alma mater и нынешнее место работы имели свою историю и своё будущее, в то же время понимаю, что в нынешних условиях создание Забайкальского государственного университета позволит выжить и даст новые возможности.

Алиночка

Бакалавры - это недоделанные специаолисты, да???


Ответ:

Здравствуйте, Алиночка. Если в учебном плане специалистов не учитывать то, что сейчас не преподаётся (например, военная подготовка, которой нет), или не имеет отношения непосредственно к профессиональному образованию (физкультура) и др., то как раз бакалавр и получается. По международной стандартной классификации образования (МСКО) и бакалавр и специалист относятся к ступени 5A или 5B – первый этап высшего образования, то есть они сопоставимы по уровню.
Если вы поспрашиваете старших товарищей, то узнаете, что высшее образование стало 5-летним не так уж и давно. А до этого специалисты, подготовленные за 4 года, построили и успешно работали на КСК и Машзаводе, Дарасунском заводе горного оборудования и других прославленных предприятиях Забайкалья.

Александр Гурулев

Андрей, а тяжело быть философом с математическим образованием?


Ответ:

Саша, как ты помнишь, математику уже затем знать надо, что она ум в порядок приводит. А ум философии не помеха.

Юрий Долгоногий

Если вкратце, вас ист дас модернизация в рамках Болонского процесса?! Для этого надо создавать отдельный центр с директором во главе?


Ответ:

Модернизация образования в 2000-е годы — это преодоление технической отсталости, формирование образовательной информационной инфраструктуры, разработка автоматизированных систем управления внутривузовскими процессами, координация деятельности по информационной интеграции с другими информационными сетями и так далее. Это подготовка к реализации положений Болонского процесса.
Такую массу вопросов конечно можно решать по ходу дела, а можно — целенаправленно. В ЧитГУ так и поступили, создав небольшой центр, который координирует и решает эти проблемы.

Почемучка

Откуда взялись эти «рамки». кто их оплачивает? Развал школы, теперь развал высшей школы?


Ответ:

К сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт, что нынешнее высшее образование и оно же 20 лет назад – это разные вещи. Так случилось хотя бы потому, что общество стало другим и у него другие запросы. Вот эти-то запросы и создают «рамки», в которых мы должны выживать.

Интересующийся_

Какие обязанности (в сравнении с текущими) накладывает Болонская система на студентов и преподавателей?


Ответ:

Объективно качественней работать и объективно лучше учиться.

Студент06

Здравствуйте Андрей Григорьевич!
Спасибо за Вашу работу.


Мой вопрос такой: После введения Болонского процесса, у нас будут бакалавры и магистры. А что произойдет с классической аспирантурой и докторантурой? Как их будут соотносить с западными PhD и будут ли Доктора Философии действительны в РФ? Кто будут выпускники техникумов?


Мне кажется, если перенимать с Запада Болонскую систему, то нужно менять сразу и научные звания и среднее образование.


С Уважением, Сергей!


Ответ:

Здравствуйте, Сергей.
Отвечу по очереди на три ваших вопроса.
1) Что будет с аспирантурой и докторантурой.
Идеи двухуровневого образования (состоящего из уровней бакалавра и магистра) уступили место идеям многоуровневого образования. Теперь в Болонскую схему входят бакалавриат, магистратура и аспирантура (в Евросоюзе она называется «докторантура»). Про третий уровень пока ни чего определённого сказать не могу, поскольку полной ясности ещё нет. Возможны два варианта: первый – ввести докторантуру соответствующую PhD и отказаться от старой системы учёных степеней; второй – приравнять окончательно кандидата наук к PhD, а доктора наук оставить как национальную почётную учёную степень, присваиваемую за особые заслуги. В обоих случаях есть и свои плюсы и минусы. По моему мнению, будет принята вторая концепция.
Что касается изменений самого процесса подготовки аспирантов, то им, скорее всего, придётся помимо самостоятельной работы над темой диссертации ходить на пары и сдавать экзамены. Они и сейчас этим занимаются, а будут заниматься ещё больше. Скорее всего будут даже разработаны учебные планы для аспирантуры, где будут прописаны необходимые для подготовки аспирантов дисциплины.


Но пока: послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях. (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
И это – закон.


2) Что касается признания, то в настоящее время при соблюдении процедуры легализации наш кандидат наук признаётся Евросоюзом на уровне PhD и наоборот. В дальнейшем, по всей видимости, речь пойдёт об автоматическом признании документов об образовании среди стран-участниц Болонского процесса.


3) Что касается техникумов, то это неуниверситетская сфера образования. В отличие от университетского образования (ступени 5а и 5b) по Международной стандартной классификации образования (МСКО) применяемой UNESCO, наши техникумы готовят специалистов ступени 4. Соответственно как бы ни назывались выпускники техникумов, они по уровню подготовки несопоставимы с теми, кого мы называем бакалаврами. Это разные сферы образования.


Что же касается «менять сразу», то по моему мнению «бакалавры» и без того сильная встряска для России.

Алексей Марченко.

ВЫ СОГЛАСНЫ, ЧТО НАЗВАНИЕ ВЗЯЛИ НА ЗАПАДЕ «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС», НО НАСТОЛЬКО НАПОЛНИЛИ ЕГО СВОИМ СОДЕРЖАНИЕМ, ЧТО ПРОЦЕСС УЖЕ ДАВНО НА БОЛОНСКИЙ НЕ ПОХОДИТ?


Ответ:

Болонский процесс – это множество различных задач, делающих образование более конкурентоспособным. В каждой стране соотношение актуальности задач разное. Приоритет задач у разных российских вузов также разнится. От того и разные подходы у университетов, кажущиеся извне полнейшим разбродом. Но при этом, если проанализировать нормативные документы министерства образования за последние лет десять, то там прослеживается чёткая направленность на те реформы, которые сейчас закреплены в законе «Об образовании».
Как это выглядит извне? В настоящее время обыватели воспринимают под названием «Болонского процесса» всё то, что происходит в образовании. Но это то же, что говорить о тюрьме, как о необходимом элементе каждого убийства. Так что давайте всё-таки отделять мух от котлет.
Что делается? На самом деле до реализации всех положений первого этапа Болонского процесса России, а особенно региональным вузам, ещё далеко, хотя Европа уже инициировала второй этап. Мы сейчас в университете по большей части только подтягиваем материально-техническую базу, методическое и информационное, документационное и программное обеспечение до необходимого уровня. То есть мы строим тот фундамент, на котором можно будет построить современное образование, чтобы не получилось как в анекдоте про «догоним и перегоним Америку!».
Существенная часть болонских позиций в России связана с нормативным обеспечением. А в этом деле, за которое отвечает государство, ещё много белых пятен. Соответственно и вопросов у самой сферы образования возникает много. Но опять же – это живой процесс, который никогда не завершится, и это нужно учитывать.

Доцент ЧитГУ

Я работаюв ЧитГУ давно и у нас есть проректор по учебной работе, который и должен курировать все эти вопросы. Зачем нужен ваш отдел? Зачем нужен дополнительный «проректор по модернизации» г-жа Фомина? Неужеди непонятно, что отказ от нашей, отработанной десятилетиями системы образования и переход к западной, далеко не лучшей системе — это развал нашего образования. Студенты сегодня ничего не читают, не работают в библиотеках, все копируют из интернета. Преподавателй низвели до положения рабов. Чмсло высших учебных заведений сокращают. Вот она ваша болонизация. Фурсенковщина — это сознательное добивание нашего высшего образования.


Ответ:

Вопросы существования центра и наличия проректора – не в моей компетенции.
Что сейчас есть такого в «отработанной» (слово-то какое!) десятилетиями системе«, что говорило бы о её качественном функционировании сегодня? Да, она была качественной в 40-е и 50-е (Знаменитое ленинское „Учиться, учиться и ещё раз учиться!“). В 60-е она достигла расцвета. А в 80-е уже перестала справляться с тем объёмом информации, в котором нужно было разбираться специалисту (Официальный лозунг образования: „Всё выучить невозможно, нужно научить учиться!“). Сейчас система образования вообще захлёбывается в информации и почти не умеет с нею работать. Знания, получаемые студентами часто являются морально устаревшими. А в некоторых сферах деятельности даже актуальные данные успевают состариться, пока студент учится. Вывод: нужно менять подход к образованию. Это в середине XX века можно было получить образование и надеяться, что этих знаний хватит на всю оставшуюся жизнь. Сейчас такой подход не работает. Сейчас нужно учиться постоянно, чтобы владеть актуальной информацией из сферы своей профессиональной деятельности. Пока наша молодёжь выходит из ситуации получая 2-е и 3-е высшее. Это нормально, как вы думаете?
В том то и дело, что выбора у молодёжи не остаётся. А старая система настолько громоздка и неповоротлива, что мы сознательно добиваем потенциал молодого поколения.
***
Студенты сегодня ничего не читают. Согласен. У них уже совершенно иная культура. Если до 60-х годов кроме книг и живого общения почерпнуть знания было неоткуда, то тогда люди читали. В 70-90-е годы начал доминировать телевизор, люди стали меньше читать и больше смотреть и слушать. На смену книжной культуре пришла экранная. Нынешнее поколение – это её продукт. Кроме телевизора и компьютера они не имеют других собеседников. Книга для них – нечто из другого мира. Вот и не читают. Однако занять чтением можно даже нынешнего студента. Достаточно его заинтересовать.
Вот вы жалуетесь, что студенты копируют всё из интернета. А зачем вы им это разрешаете? Ведь функция контроля качества выполнения учебной работы лежит на вас и её никто не отменял. Другое дело, если вы не владеете информационными технологиями и не можете противостоять плагиату.
Сетуя на сокращение вузов, вы не задумывались сколько их сейчас? Их в 4 раза больше чем в Советском Союзе, несмотря на то, что население сократилось. Посмотрите статистику. На 100 выпускников среднего профессионального образования приходится 160 человек с высшим! Баланс нарушен и не мудрено, что рабочие специальности востребованы больше. Естественно, это не может не обесценивать высшее образование и не низводить преподавателей вузов, как вы выразились, „до состояния рабов“. Нет большей муки, чем пытаться научить того, кто пошел не за знаниями а за статусом.
Вот плоды бездействия, убивающего наше образование.

Счастливы вместе на ТНТ

А вы случайно не наш родственник?


Ответ:

Нет, сериалу я не родственник :-) Но я ему благодарен за то, что мою фамилию стали писать без ошибок. Раньше бывало меня и Бутиным, и Буниным, и даже Булкиным писали, а теперь люди улыбаются, спрашивают: «Как в сериале?» и правильно пишут фамилию.

Служба занятости

Уважаемый Андрей Григорьевич! У меня несколько вопросов. 1. Для чего нужен Болонский процесс? 2. Что принципиально плохого было в нашей системе подготовки кадров, раз мы так активно стали включаться в этот самый Болонский процесс? 3. Где и когда прошел апробацию Болонский процесс? 4. Если выпускник ВУЗа будет называться бакалавр или магистр чем принципиальным он будет отличаться от специалиста и как это повлияет на его трудоустройство?


Ответ:

Начну ответ с цитаты: «Мы должны признать также очевидную вещь: несмотря на то, что мы тратим большие деньги на наше образование, несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна» (Выступление президента РФ Д. Медведева 31 августа 2010).


Ну, а теперь по пунктам:
1) Болонский процесс призван решить шесть основных задач:
а) введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на
многоступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура — аспирантура),
б) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан в ЮНЕСКО,
в) повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала
г) обеспечение необходимого качества высшего образования,
д) взаимное признание квалификации соответствующих документов в области высшего образования,
е) обеспечение автономности вузов.
В качестве существенного момента рассматривается повышение конкурентоспособности российского образования. В связи с концепцией «образование в течение всей жизни» необходима развитая система дополнительного образования.
Если вы присмотритесь и проанализируете эти задачи, то увидите хорошо известные положения, знакомые нам по старой советской системе образования. Это и прагматическая направленность программ образования, которые обеспечат возможность выпускникам приступить к трудовой деятельности избегая дополнительного обучения, или, как его ещё называют, «адаптационного периода». Это достигается благодаря узкой
специализации в конце образовательной программы и длительной производственной практике.
Самое болезненное решение для нашего образования является переход уровневую систему.


2) Предтечей нынешней российской системы образования была идея университета, изобретённая немецким мыслителем начала XIX века Вильгельмом фон Гумбольдтом. Он был одним из просвещеннейших людей своего времени. Заметим, что это было время, когда объем знаний, накопленный человечеством, был не так уж велик. Именно тогда появлялись энциклопедисты, знающие почти всё.
Гумбольдтом была создана идеальная схема обучения для начинающейся индустриальной эпохи. Мы с вами, несмотря ни на что, уже даже не в индустриальной, а в постиндустриальной эпохе. Эрудиты, которые были идеалом гумбольдтовского университета сейчас быстро засоряют свои мозги катастрофически устаревающей информацией и старая схема высшего образования трещит по швам. Готовя, например, программистов пять лет, мы обнаруживаем, что к началу 5 курса они знают много… морально устаревшей информации, поскольку информационные технологии обновляются полностью за 4 года, а система обучения не позволяет быстро перестраиваться в соответствии с требованиями социума. Аналогичные условия и в других областях знания. Это и есть главный минус.


3)Апробация важна для технологии. Болонский процесс это не технология, а идеология. Главное — сделать образование более понятным, прозрачным и гибким как для студента, так и для преподавателя с работодателем. Первый этап Болонского процесса завершился. При этом РФ присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году и с тех пор министерство образования своих ориентиров кардинально не меняло. В прошлом году страны-участницы Болонского процесса поставили новые цели на следующие 10 лет. Количество стран участниц с 33 в 2001 году увеличилось до 48 в 2010-м.


4) Предполагается, что бакалавр готовится для практикоориентированных должностей, требующих высшего образования. В свою очередь магистр необходим для того, чтобы вести проектную деятельность, заниматься наукой. Сейчас и те и другие должности занимаются специалистами. Мы одинаково готовим и тех, кто простоит всю жизнь у кульмана и тех, кто будет дальше двигать науку. Навыки, которые нужны первому и второму – несколько разные, собственно как и предполагаемые затраты на подготовку. Ещё один пример для простоты понимания: бакалавр – тот, кто руководит строительством здания по проекту, магистр – тот, кто этот проект делает.

Кречмер

Как студент обучающийся по Болонскому процессу, уже 2-ой год могу сказать, что он положительно сказался на активности студентов, они стали чаще ходить на занятия, отвечать на семинарах, участвовать в мероприятиях. Единственный недостаток в том, что преподователи не в полной мере придерживаются этой системы(но это мелочи))) У меня к вам такой вопрос. Пригодится ли юристу, диплом Болонского образца (или приложение с баллами) если он специалист по российскому праву, а приехал работать например в Германию? ведь там, своя система права?


Ответ:

Спасибо за вопрос. Вы второй год учитесь с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. До реального осуществления положений Болонского процесса российским вузам ещё очень далеко. Судите сами: планируете ли вы в течение своего обучения хотя бы семестр проучиться по своей специальности за рубежом?
Что же касается приложения к диплому европейского образца, то оно уже сейчас помогает нашим студентам устраиваться за рубежом. Если вы, как специалист по российскому праву будете востребованы за рубежом, например в Германии, то такое приложение поможет легализовать ваши документы об образовании.

nio

Добрый день.


Как Вы считаете, поможет ли Болонский процесс существенно улучшить качество образования?


Ответ:

В ходе реализации положений Болонского процесса возникают и в Европе и у нас инструменты, позволяющие реализовать академическую мобильность, систему управления качеством и независимую систему оценки качества образования, признание степеней и многое других полезных вещей. Но при этом вы, наверное понимаете, что наличие инструментов не означает умения ими пользоваться. Реальное улучшение качества образования начнётся тогда, когда все эти инструменты будут применяться осознанно и умело, а это вопрос эффективного менеджмента.
По моему мнению, стратегия, заложенная Болонским процессом, при должном применении имеет реальные шансы улучшить образование в России.

Выпускник

Добрый день!
Как будут соотносится высшее образование полученное сейчас по программе специалиста (срок обучения 5 лет) и в рамках Болонской системы? Не получиться ли что, всем придется переучиваться, чтобы устроиться на работу или работодатели отдадут предпочтения специалистам, подготовленным «старой системой»? Спасибо.


Ответ:

Про соотношение прочтите п. 4. 11 вопроса.
Переучиваться без вашего собственного желания вас ни кто не заставит, поскольку и дальше будут сосуществовать специалитет и бакалавриат с магистратурой. С работодателями университет тоже ведёт разъяснительную работу. Так что, я думаю, и специалистов не обидят и бакалавров не сильно испугаются.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления