Город интервью Терпеть до последнего. Звонка

Терпеть до последнего. Звонка

О том, почему март – время учительских срывов, как отличить женский коллектив от бабского, чему нас учит семья и школа – интервью «Чита.Ру» с психологом центра «Лад» Галиной Ганичевой.

О том, почему март – время учительских срывов, как отличить женский коллектив от бабского, чему нас учит семья и школа – интервью «Чита.Ру» с психологом центра «Лад» Галиной Ганичевой.

- Случай в школе №33, когда учительница кинула в ученика сумкой, и у него диагностировали сотрясение мозга, получил огласку. Много ли таких случаев, по вашим ощущениям, остаётся замолчанными?

- Конфликт между педагогом и учеником — часто встречающееся явление, и, если он не доходит до крайних форм, делать из него что-то особенное – нет смысла. Конфликты каждодневны. Это поколенческие столкновения отцов и детей, в которых дети, кроме того, являются носителями ценностей совершенно разных семей. А иногда и полного отсутствия ценностей. Конечно, в таком конфликте ответственность несёт педагог: это взрослый человек, профессионал, он должен уметь контролировать свои эмоции, в конце концов - его учили работе с детьми.

В 33-ей школе ситуация неоднозначна: столкнулись мальчик с не совсем примерным поведением и педагог, у которой уже были прецеденты конфликтов. Учительница просила отпуск, но это третья четверть, как срывать учебный процесс? Пятиклашки, когда они переходят из начальной школы – в среднюю, на мир смотрят другими глазами, и это нормально. В этом возрасте дети сильно работают на публику. Не было смысла ругать его при всём классе. Это ещё больше распаляет, он же теперь герой для сверстников.

- Насколько уважительной причиной является профессиональная деформация педагогов?

Педагоги в большей степени среди всех профессий подвержены синдрому эмоционального выгорания. Они имеют дело с большим возрастным диапазоном – от семилетних первоклашек до 17-летних выпускников. У любой деятельности, связанной с общением с другим человеком, - высокий уровень ответственности, высокий уровень напряжения.

Кроме того, нельзя не учитывать сегодняшние очень непростые условия школы: бесконечные реформы, переход на новые федеральные стандарты. Ну, и, в целом, престиж профессии учителя в последнее время упал.

- Последнее время – это сколько десятилетий?

- Последние два-три года. Может быть, меньше - с 2010 года, который был объявлен Годом учителя, и который начался с показа пресловутого сериала «Школа». Но педагоги находятся в таком напряжении, что прямо страшно. Общее представление об учителях – как и о милиционерах - складывается из единичных случаев. Но педагогов от бога в школах гораздо больше.

Родители стали юридически грамотные, и выяснилось, что у учителя больше обязанностей, чем прав. Словами мам и пап говорят дети: «Я подам на вас суд». Что учитель не имеет права, и на него напишут заявление в прокуратуру, сейчас можно услышать даже в начальных классах.

- Раньше огласки не было или конфликтов?

- Да конфликты были всегда! Может быть, меньше, потому что, конечно, поколение 90-х очень сложное: всё разрушили, ничего взамен не дали. Дети росли на каких угодно ценностях, только не на нравственных. У них в голове полный хаос и отсутствие уважения к взрослым.

- Семья или школа отвечает за воспитание?

- Это обоюдный процесс. В большей степени – семья. Ребёнок больше находится в семье. Но родителям проще всего переложить ответственность на другого, тогда как самый конструктивный способ разрешения конфликта - найти причину в себе. Понять, что я сделал не так. У нас чаще всего начинают искать, что не так сделал учитель.

- Может это сделать пятиклассник?

- Да. Нельзя грубить старшим - это простые правила поведения. Не только в школе, но и вообще в жизни.

- Почему учитель может не пойти на решение конфликта?

- Где-то, может быть, понимает, что неправ, а извиниться не позволяет гордость или статус. … А может, просто учитель не любит детей. К сожалению, есть и такие педагоги.

- Бывают универсальные школьные способы помириться?

- Каждый вырабатывает эту тактику для себя. Кроме того, ребёнок начинает вести себя вызывающе не просто так. Когда у учителя авторитет, ребёнок никогда не будет так себя вести. Значит, учитель в чём-то промахнулся - где-то опустился до панибратства, где-то позволил сам употребить ненормативную лексику. Ребёнок сразу чувствует: с этим – можно.

Некоторые педагоги переводят конфликт на иронию, некоторые – прекращают урок и в присутствии всего класса, особенно, если это старший класс, проводят беседу. Можно честно спросить – в чём я не прав? Можно заключить компромисс.

Очень часто педагогические конфликты носят затяжной характер. Возник, например, где-то в сентябре, учитель его подавляла, подавляла, нарастал внутренний конфликт. И в марте, который, по статистике, считается временем пика эмоционального выгорания педагога, следует срыв. Конфликт надо решать сразу, как только он возник. Если ты учитель – ты старше и опытнее. Надо и быть старше и опытнее. Но чаще всего педагоги конфликтов избегают, и они тянутся, пока ребёнок не окончит школу. Это заканчивается возникновением заболеваний на нервной почве, среди учителей самый высокий процент заболеваемости сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

Я, когда была студенткой, изучала уровень нервно-психического напряжения на коллективе учителей. Мне казалось, что должен был быть высокий, а получался низкий. А потом я посмотрела, на что они жалуются, как часто уходят на больничные и пришла к выводу – они настолько привыкли к напряжению, что жить без него не могут, но это здорово сказалось на здоровье. Среди учителей, 20 лет отработавших в школ, стопроцентно здорового - не найти.

- Действительно ли 20-летний стаж – проблемный?

- Да, стаж от 17 до 20 лет чаще всего совпадает с возрастным кризисом. Если педагог к этому возрасту не может подвести нормального итога своей профессиональной деятельности: средняя успеваемость, средние выпускники, начинается переосмысление, и это болезненный процесс, когда педагог не видит смысла в своей деятельности.

Мы все люди. Бывает, что сил нет. Педагогические коллективы сложны ещё и тем, что они женские. Мы все западаем на эмоции, конфликты. Женским коллективом нужно уметь управлять, тогда он не превратится в бабский. Идеально, когда женским коллективом всё же руководит мужчина. Плюс – надо обращаться за помощью. На все городские школы - 10 психологов. Это небольшой ресурс, но его можно использовать.

- Что вы посоветуете ребёнку, у которого конфликт с учителем? Родителям?

- Во-первых, сообщить родителям. Во-вторых, если в школе нет психолога - обратиться к классному руководителю, социальному педагогу, взрослым, которым доверяешь. В-третьих - разобраться, в чём неправ сам. Родителям – по той же схеме. Да, надо поговорить с учителем, но не по телефону и не немедленно. Переждите эмоции, а то вы не услышите друг друга, придите в школу, выслушайте учителя. И нежелательно, чтобы при выяснении отношении взрослых присутствовал ребёнок.

- Астахов после случая в 33 школе предложил тестировать на профпригодность учителей и воспитателей. Насколько это, по-вашему, целесообразно?

- Я бы при поступлении молодого педагога в школу – делала профотбор: и людей конфликтных, решающих проблемы путём прямого воздействия, в принципе не брала. Сейчас новые положения об аттестации педагогов как раз и предполагают подобные тестирования.

Есть методики и для выявление уровня эмоционального выгорания. Но вообще выгорание видно сразу: повышенная утомляемость, раздражительность, соматические нарушения – головные боли, бессонница, склонность к алкоголю, конфликтность. Выгоревших учителей очень видно. Прямо на них смотришь и понятно, кто держится, а кто ничего уже не хочет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления