Город опрос Военные уходят — городки остаются

Военные уходят — городки остаются

В каком состоянии находится жилой фонд Минобороны, какая судьба уготована городкам, и куда уезжают люди — опрос ИА «Чита.Ру».

Минобороны включило в перечень передачи для Забайкальского края 68 военных городков, однако специальная рабочая группа установила, что на самом деле их всего 12 — остальные лишь числятся на балансе.

Читинцы, которых так или иначе коснулась проблема военных городков, рассказали, в каком состоянии находится жилой фонд Минобороны, куда выселяют людей, и какое будущее ждёт целые населённые пункты.

Представитель губернатора в Александрово-Заводском и Оловяннинском районах Олег Верхотуров:

- Мирную и Безречную уже давно расселили. Если вы были там, знаете, что это одни руины. Тогда никаких сертификатов населению не предоставляли, в крае таких денег не было. Военные перевелись — гражданские остались.

Сейчас создана рабочая группа, которая будет заниматься вопросами дальнейшей судьбы Ясной и Степи. Создание этой группы, в которую вошли и военные, и муниципалитет, и представители краевой власти — это для нас уже очень много, это уже маленькая победа. Позитивные стороны в решениях есть. Что касается Степи, то сейчас охраняют аэродром, его планируют сохранить. Наверное, там останется рота. По Ясной пока вообще ничего не известно. Военные не остановились на конкретной позиции. Может быть, там останется часть войск. Вопрос решается. Военные должны будут сдать жилой фонд в полном соответствии с законом. Как скоро решение будет принято — зависит от Москвы. Потому что это собственность военных, все документы отправлены.

Степь, в которой армия являлась градообразующей, для края лучше расселить. Потому что там нет работы. Люди занимаются, в основном, сельским хозяйством. Сложно оплачивать те же коммунальные услуги. Проще подогнать войска, разобрать дома и из этих плит, например, сделать что-то в Чите.

А по Ясной, как сказал губернатор, ничего не ясно. Естественно, нам не хочется терять такой городок. Но здесь проще в том плане, что рядом находится Харанорская ГРЭС. Третий-четвёртый блоки строятся. Там 12 километров. Можно просто сделать нормальную дорогу, и за счёт Ясной решить жилищный вопрос тех людей, которые стоят на очереди в Ясногорске.

Председатель сельскохозяйственного кооператива «Забайкальский», атаман Ясногорского станичного казачьего общества Игорь Пешков:

- На сегодняшний день гарнизон Ясная находится в хорошем техническом состоянии. Оно всегда было и поддерживается. Что Ясная, что Степь находятся на песчаных почвах, и железо там не может гнить очень быстро. А об этом краевая администрация даже не думает, и не может этого понять. Они не знают, чем и как заниматься.

А на сегодняшний день взять, допустим, ту же самую Ясную. С правой стороны у них находится железнодорожная ветка, так называемый «больной путь». Сюда можно загонять вагоны с круглым лесом, и перерабатывать его на территории гарнизона. Там у них прекрасное здание хлебокомбината, другие здания, сооружения. Будет глубокая переработка леса. Здесь рядом, в Оловяннинском районе, особенно запад — северо-запад забит лесом. Лиственничные, берёзовые породы. Есть сорный лес. Почему-то в Могоче лес даёт доход 24 доллара за куб — у нас не даёт.

Кроме того, у нас в районе находится 36 миллионов тонн залежей глины. Мы можем снабжать всю Россию окатышами в течение 10-15 лет. Это же долгосрочный проект. Глина наша на уровне мировых стандартов. Она отправлялась нами, мной даже, в Китай, где нам назад вывезли горшки метровые и двухметровые. То есть изделия из нашей глины — от свистульки до высокохудожественых — все получили очень высокую оценку китайских мастеров. Питерская глина — 20 рублей за килограмм. А почему бы нам свою не продавать? В Степи сегодня уже начали растаскивать всё. А ведь здесь находится единственный аэродром на весь юго-восточный регион, на котором будет удобно садиться Ил-76. В районе Безречной и Степи так проходят воздушные потоки, что все самолёты международных линий стран Юго-Восточной Азии могли бы лететь сюда, и воздух толкал бы их.

Чтобы тепло сохранить на Ясной, можно сделать пару перекачивающих станций в Ясногорске. Расстояние от гарнизона до Харанорской ГРЭС — всего 4,5 километра. В первый год затратная часть составит 21 миллион, во второй — 15. А потом всего 7,5. Сегодня же на содержание мазутной котельной тратится ежегодно 31 миллион рублей. Ещё можно дорогу отремонтировать на Ясную, чтобы привязать её к Ясногорску.

Всё в пользу того, чтобы сохранить эти городки.

Ученица 10 класса Яснинской школы Дарья Пляскина:

- Дома сейчас находятся в хорошем состоянии. Среди жителей посёлка ходят слухи, что скоро отсюда выведут войска. Если о военных хоть как-то заботятся, им дают жильё, то гражданские никому не нужны. И квартиры нам никто не даст, всё это глупости. Жить в неведении страшно. Непонятно, или уже начинать искать новое место жительства или жить и надеяться на лучшее. Я учусь в 10 классе, хотелось бы закончить школу именно здесь. Конечно, не хочется, чтобы родной посёлок расселяли.

Ветеран Вооружённых Сил, член Союза журналистов Валерий Тытенко:

- Вообще военные городки — это головная боль для Забайкалья. В своё время я занимался темой военных городков и у меня был ряд публикаций в СМИ. Ездил в командировки в Забайкальск, встречался с главами администраций. По Даурии, по Билютую была хорошая картина. Администрация Забайкальского района приняла очень конструктивное решение. Они собрали всех пенсионеров района и переселили их в благоустроенные квартиры в Даурию. Пенсионеры ведь платёжеспособны. Они получают пенсию и вовремя оплачивают квартплату. Аналогичная ситуация произошла в Билютуе. Там глава администрации некоторые объекты передал в аренду предпринимателям, открыли там детский реабилитационный центр. Это нормальный, разумный подход.

Жительница посёлка Ясная, пенсионерка Валентина Агибалова:

- Я живу в Ясной с 1950 года. Здесь закончила школу, работала на железной дороге, потом в кондитерском цехе в столовой. Здесь родились и выросли мои дети. Когда у нас были ракетчики — посёлок был красивый, цветущий. А теперь полная разруха. Войска выводят: беспорядок, мусор, грязь. Но совсем не хочется, чтобы наш посёлок закрывали. Надо его сохранить. Пока никто ничего не знает, что с нами дальше будет.

Директор ООО «Дизайн-медиа» Мария Родионова:

- Я до 17 лет жила в Лесном городке. Он и сейчас, слава богу, существует. Там у меня бабушка живёт. Очень много военных разъехались. Пока туда на временную дислокацию лётчиков поселили. Мне страшно, что то место, где я выросла, может постичь та же участь, что и, например, Досатуй. Больно сейчас на эти развалины смотреть. Я, конечно, считаю, что правительство неправильно поступает, сокращая военных, расселяя гарнизоны. Военные части надо было сохранить. Мы же живём на приграничной территории, кто-то должен нас охранять.

Что касается Степи. Надо исходить из экономико-географического положения. Возможно, там есть какие-то природные объекты, полезные ископаемые. Можно организовать производство, привлечь молодых специалистов, предоставить им квартиры. Те городки, которые находятся недалеко от города, можно заселить нуждающимися в жилье. Может быть, молодым семьям давать жильё. Если там хорошие сельскохозяйственные угодья — организовать крестьянско-фермерское хозяйство. Например, разводить свиней в ангарах.

Председатель совета Оловяннинского района Нина Бекетова:

- На данный момент определённой, однозначной информации ни по Степи, ни по Ясной нет. В Москве состоялось совещание по военным городкам, нас даже не ставили в известность о результатах, никаких объяснений на муниципальном уровне пока нет. Население Степи и Ясной, конечно, взволновано происходящим. Мы писали письма и губернатору, и председателю заксобрания, и федеральному инспектору. Даже президенту и премьер-министру. И в программу «Человек и закон». Из Москвы пришёл ответ, что этот вопрос находится в ведении местного самоуправления. Выходит, эти проблемы должны решать главы Степи и Ясной. Но это же федеральный уровень.

Если расселять, то всем же жителям не дадут сертификаты. И для района расселение такого компактного городка как Ясная, с хорошей инфраструктурой — детские сады, школы, бассейн, спортивные залы, военные казармы, гостиницы, столовые — это будет большая потеря. Можно проложить трубопровод и присоединить Ясную к Харанорской ГРЭС. В 2011 году на территории Яснинского поселения должен был начать работу цементный завод, но ни одного колышка не было забито. Городок необходимо сохранить и создать рабочие места. Да и вопрос обороноспособности страны нас беспокоит. Мы ждали, что к нам приедет начальник генштаба Макаров, но он до нас не доехал.

Не хотелось бы, чтобы поселения превратились в руины.

Глава поселения Степь Алёна Мулахметова:

- Я уже давно по этому поводу высказывалась и не раз. Моя позиция — чтобы на нас обратили внимание и помогли выйти из сложившейся ситуации. Специфика военных городков такова, что всё трудоспособное население работает на Министерство обороны. Сейчас людей фактически лишили прав: они без работы, без денег. Полная разруха, развал! И выходов из ситуации два: либо дать людям сертификаты на приобретение жилья, либо создать у нас в посёлке рабочие места. Всё это сейчас находится на стадии рассмотрения, и мы пока не знаем, когда будет принято окончательное решение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления