Город интервью Народный ли бюджет?

Народный ли бюджет?

Откуда федеральный бюджет получает больше средств и куда больше тратит, зачем России покупать американские ценные бумаги и увеличивать госдолг, и что на самом деле произойдёт с зарплатами учителей. Экономист Касьянов - про государственную казну.

Доходы, расходы и долги федерального бюджета, который правительство назывет социальным, а «Единая Россия» - народным, для «Чита.Ру» прокомментировал экономист Евгений Касьянов.

- Все данные, которые я буду озвучивать — это информация Минфина и Росстата, которую можно найти на их сайтах.

Прежде чем говорить о расходах, давайте посмотрим на доходы федеральной казны. В этом году бюджет России составит около 20% ВВП. Могу вас поздравить, 2011-й это, в определённой степени, знаковый год. Впервые за всю историю России и СССР, хотя это совершенно разные вещи, нефтегазовые доходы превысили все остальные доходы вообще. Теперь мы пожинаем плоды политики, в которую нас ввёл национальный лидер. Почти 51% составляет выручка от продажи нефти и газа, а около 49% - от сырья, полезных ископаемых и так далее.

Формируют доходы нашего бюджета всего три основных компонента. 82% доходов приносят: налог на добычу полезных ископаемых - 1,8 триллиона рублей, таможенные пошлины — 4 триллиона рублей и НДС — 3 триллиона. Всё остальное может быть и играет какую-то роль, но определяющей не является. По такой же схеме Минфин планирует доходы бюджета до 2014 года.

Расходы

Мы часто слышим, что бюджет у нас социально направленный, народный и так далее. Но посмотрим на планы Минфина, касающиеся расходов до 2014 года… В действующих ценах, без учёта инфляции.

В целом, происходит рост бюджета на 10%, что почти равно уровню инфляции. Если мы уберём инфляционный индекс, то получится, что правительство не предполагает никакого роста. Более того, в следующему году — такая же картина. Грубо говоря, рост в 3-4% - это никакой не рост, а просто стагнация экономики.

Но внутри бюджета происходят очень сильные, ярко выраженные структурные изменения. На национальную оборону в этом году предусмотрен рост в 20%. Видимо, за последнее время у нас появились новые враги. Но ещё больший рост расходов предусмотрен на национальную безопасность и правоохранительные органы — на 37%. При этом на национальную экономику расходы снижаются на 4%, на ЖКХ — на 42%, чуть меньше на культуру и прочее. Есть зато рост на здравоохранение и на образование на 6,9% и 1,4% соответственно. Без учёта инфляции.

Получается, что на оборону и правоохранительную деятельность расходы растут, а на всё остальное либо остаются, либо даже уменьшаются. Такая же схема заложена в проектировке на весь последующий период. Результат очень интересный — если мы сложим образование, здравоохранение и культуру, то в бюджете 2012 года это составит 1 триллион 141 миллиард рублей. А на нацбезопасность и деятельность правоохранительных органов — 1 триллион 687 миллиардов. Это значит, что бюджет социально направлен.

Существенно сокращаются расходы на национальную экономику — в 2012 на 97%, в 2013 - 95%, в 2014 - 98%. Даже в действующих ценах идёт сокращение. Практически вложения на национальную безопасность и экономику сравняются к 2012 году, а в 2013 национальная безопасность превысит все вложения в экономику. И этот разрыв будет увеличиваться год от года.

Надо иметь в виду, что в строчке расходов на национальную экономику - строительство олимпийских объектов, стадионов для ЧМ, универсиады, саммита АТЭС и так далее. Что после этих «строек века» останется в бюджете на модернизацию и инновации?

Долги

Ещё один интересный пункт — межбюджетные трансферты общего характера, то есть деньги для регионов. В этом году они составляют 98% от предыдущего. В следующем составят 85%, затем ещё и ещё сократятся. Да, регионы получают деньги, например, по федеральным программам, но трансферты всё же сокращаются. При этом федеральный бюджет отбирает себе самые вкусные куски региональных доходов. Как, например, таможенные пошлины. Есть у нас в регионе взаимоотношения с Китаем, а все доходы от этого — в Москве. От таможенных сборов край не получает ни копейки. Хотя федеральный бюджет возвращает какие-то крохи в трансфертах, но они, как мы видим, сокращаются и будут сокращаться.

Кроме того, в последние два года в федеральном бюджете наметилась тенденция, которая может привести к весьма печальным последствиям. Это изобретение Минфина, а стало быть и правительства, - так называемое софинансирование строительства объектов социальной сферы. По такой схеме, например, в Чите строится перинатальный центр.

Федеральный центр постоянно заставляет регионы участвовать в этом софинансировании через административные рычаги. Но в субъектах нет денег, за исключением нескольких доноров почти все региональные бюджеты, носят дефицитный характер. И эта нагрузка приводит к тому, что регионы начинают задыхаться без денег на строительство. Это мы и видим в нашем случае.

При таком раскладе регионы прибегают к увеличению дефицита бюджета, чтобы финансировать стройки. А дефицит бюджета, как известно, можно погасить двумя способами — либо получить дополнительные доходы, либо взять заём. Доходы опять таки можно получить двумя путями - если у нас сильная инфляция или рост валового регионального продукта. А так как у нас ничего нет, то источник финансирования оказывается под большим вопросом. Приходится пополнять бюджет займами. У нашего регионального бюджета никогда не было большого долга. Сейчас этот долг начинает расти. Это очень опасная тенденция для устойчивости бюджета. С другой стороны, этот долг нужно обслуживать, то есть платить, грубо говоря, проценты за использование заёмных средств.

И тут федеральный бюджет подаёт очень интересный пример. По планам Минфина, на финансирование обслуживания госдолга в 2011 году потратят 350 миллиардов рублей, в следующем — 440 миллиардов, в 2013 году — 540 миллиардов и в 2014 году — 640 миллиардов рублей. Это всё проценты. То есть Минфин предполагает, что в 2013-2014 году полтриллиона рублей будет тратиться на обслуживание долга. Тогда возникает вопрос — как это возможно при высокой цене на нефть?

Непонятно, вообще, зачем Минфин берёт эти займы. Все дополнительные доходы от роста нефтяных котировок Минфин направляет в резервный фонд и фонд национального благосостояния. Это часть золотовалютных резервов страны, наполненная ценными бумагами, номинированных по большей части в долларах и в меньшей — в евро и фунтах стерлингов. Доходность этих бумаг, из-за политики правительства США — 2% в год. Значит, «мы» купили американские ценные бумаги и получаем за них 2%, а в резервы направляем все дополнительные доходы. Но ведь в бюджете дефицит, который покрывается за счёт займов. По этой причине госдолг пухнет и пухнет, а министерство финансов его старательно увеличивает. Грубо говоря, берём долги под 5-7% годовых, перегоняем их в валюту, финансируем экономику США и получаем от этого доход в 2%. Такой вот интересный Народный бюджет, который Единая Россия предлагает обсуждать всем миром.

Экономического смысла в этом не видно. Я не знаю, зачем это делается, но могу предполагать, что никто на самом деле, кроме Минфина и Центробанка, и верхушки правительства, не видит, сколько денег приходит по резервному фонду и фонду национального благосостояния. Сколько наше правительство получило денег по ценным бумагам «Freddie Mac» и «Fannie Mae» и прочих организаций? Прозрачных отчётов нет нигде. Возможно, этими доходами определённый круг лиц, что называется, распоряжается по своему усмотрению.

Экономический эффект от всех этих действий, как мне кажется, только такой. И если наш горячо любимый премьер-вождь говорит о социальной направленности бюджета, я думаю, что он либо пытается запудрить нам мозги, либо искренне верит в то, что рассказывает. А в этом случае всё очень печально.

И когда «Единая Россия» говорит о Народном бюджете и так далее, то никто не помнит об обязательных расходах, от которых никуда не деться. А те оставшиеся кусочки, которые пытаются поделить, настолько незначительны, что на эти попытки смешно смотреть. Всё как в старом анекдоте про лист фанеры, которым можно подлатать коровник или построить из него аэроплан.

Манипуляции

Поскольку правительство очень ограничено в своих тратах, начинаются разные манипуляции с цифрами. Вот, например, одна из последних — с зарплатами учителей. Премьер, не моргнув глазом, заявляет — заработная плата педагогов вырастет на 30%. На самом деле это не так.

Зарплата учителя складывается из двух компонентов — это базовая ставка и стимулирующие добавки. В первом квартале этого года происходит увеличение ставки на 6,5%, во втором — ещё на 6,5. Ещё 17% — это на самом деле увеличение стимулирующей надбавки, которую получают не все учителя. Реальное увеличение произойдёт на 15-16% - сумма увеличения базовой и стимулирующей части зарплаты. При этом, чем больше стимулирующая надбавка - тем больше увеличение. Но эту самую надбавку начисляет директор школы, следовательно, учителя попадают в большую зависимость от администрации. С другой стороны, стимулирующие надбавки носят произвольный характер, объективных критериев для их начисления нет. Может быть так, что учитель работает без стимулирующих добавок, и тогда насколько больше он будет получать? Плюс ко всему, нужно посчитать индекс инфляции и тогда говорить о реальном увеличении зарплаты учителей.

Ещё один вопрос — в школе же работают не только учителя, но и уборщицы, повара, лаборанты. У них на самом деле нищенская зарплата, а о них забыли вообще — так где эта социальная направленность? Кроме того, где найти эти 15% в бюджете региона? Денег нет, следовательно, задолженность региона будет расти.

Я не совсем согласен с расхожим выражением о том, что существует три вида лжи — ложь, наглая ложь и статистика. На самом деле, ложь - это не сама статистика, а манипуляции с нею. Вот, например, в августе состоялась встреча губернатора с премьером, на которой Гениатулин докладывал о росте промышленности. По данным Забайкалкрайстата, действительно произошло увеличение на 13,8%. Пусть тут указано, что рост произошёл в действующих ценах — без учёта инфляции. Дальше читаем — добыча полезных ископаемых увеличилась на 28%, а обрабатывающее производство упало на 6,8%. Причём рост произошёл за счёт увеличения цен, точнее из-за подорожания золота. Вот и всё увеличение. А ещё, оказывается, что физические индексы добычи полезных ископаемых увеличились только по углю. Но по углю существуют значительные резервные мощности. Тот же Харанор, добывая по 10 миллионов тонн, сократил добычу до 4-х. На 6 миллионов тонн можно увеличить добычу угля с небольшими, но преодолимыми, трудностями. Получается, что в экономике края, так же как и в экономике всей страны наблюдается стагнация.

Смотрим на формирование доходов федерального бюджета: основное - это цена нефти, газа, курс доллара, объём импорта и экспорта. Всё. Про инновации, Сколково и прочее нет ничего.

Физические объёмы продаж нефти планируются одни и те же на несколько лет — 242 миллиона тонн в следующем, 241 миллион тонн — в 2013-м, 240 — в 2014-м. По нефтепродуктам то же самое — небольшие колебания в районе 130 миллионов тонн. По газу, правда, есть небольшое увеличение — 201 миллионов тонн, 220, 240. По прогнозу Минфина получается, что экономика страны в ближайшее время расти не будет. Даже цена в этом прогнозе указана на уровне 105 долларов. И дай бог, чтобы не обвалились цены на энергоносители. Если это произойдёт, то мы получим и народный и социальный бюджет. И непонятно что единороссы обсуждают на Народном бюджете — по-видимому, решают что же делать с листом фанеры, который остался после трат на оборону, безопасность и обслуживание национального долга.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления