Город интервью «Красиво снять красивое»

«Красиво снять красивое»

Конечно, если ты Спенсер Туник, и тебя знает весь мир, - связывайся напрямую с Лужковым, говори, что тебе необходимы полторы тысячи голых людей на Красной площади, и всё решено. А если позвоню я, мне ответят: «Мальчик, ты кто?».

Имя Ильи Рашапа для читинского пользователя стало едва ли не столь же популярным как имя мэра Анатолия Михалёва или министра культуры Галины Сыроватки. Кипящие собственным и аксиоматичным мнением комментаторы обижались на участников его семинара за красивые снимки красивых девичьих тел, которые, по убеждению многих, мешают работать заводам и фабрикам и процветать сельскому хозяйству.

Как процветать в фотографии, как собрать на Красной площади полторы тысячи голых людей и почему люди порой покупают фигню, - рассказал в интервью недавний гость нашего города – спасибо «Мегаполису» и «Amazing Studio» - член Союза фотохудожников России, независимый фотограф Илья Рашап.

- Не хочется, конечно, с вами начинать интервью банально, - краснела я за столиком.

- Это грустно, но нормально. (улыбается) Вопросы, как правило, почему повторяются? Не потому, конечно, что журналисты дураки, а от того, что они берут интервью для изданий более общего профиля, для большой аудитории. Конечно, круче и интереснее получается, когда берут конкретную тему, например, «Демпинг в фотографии». Но она не будет интересна для широкой публики, стоит признать. Только для специализированного издания…

- Серия интервью с фотографами предполагает, тем не менее, старт с самого распространённого вопроса: как всё началось?

- Это вопрос и есть самый мой нелюбимый, потому что началось всё банально, одинаково со многими: со снимков друзей в походах и на шашлыках. Я давно всё хочу придумать какие-нибудь интересные ответы: пролетал самолёт, задел меня крылом по голове, очнулся и понял, что хочу фотографировать. Но на самом деле, начиналось всё в турпоездках. Был у меня «Олимпус», чуть позже «Минолта». Встретил школьного приятеля, он к тому моменту учился на оператора во ВГИКе, отдал мне свой свет, и вместо того, чтобы пользоваться им неделю, я проработал с ним 2-2,5 года, пока не купил свой. Много лет я не рассматривал фотографию в качестве источника дохода, чего и всем желаю. Мне всегда казалось, что это хобби. Да, оно дорогостоящее, как и любое хобби, требует вложений: я покупал технику, подрабатывал дизайном, а первый коммерческий снимок сделал тогда… Хм, видимо, когда начинаешь производить какой-то интересный людям продукт, когда тебя замечают, эти самые люди хотят чтобы ты что-то и для них сделал. Так вот с того момента, когда люди предлагают тебе столько денег, что тебя устраивает, ты начинаешь зарабатывать, фотографируя.

1 из 4

Да, сейчас фотография для меня – основной источник дохода. Но, из шести лет, что я фотографирую, четыре года я фотографировал для себя, - без всякой финансовой выгоды. Газеты, журналы, печатные издания – были моей основной деятельностью. Я долго работал арт-директором и дизайнером, а перешёл в фотографию только тогда, когда уровень дохода от неё стал несоизмерим с доходом от основной профессии. Но даже сейчас я совершенно чётко разделяю творчество и финансовую часть, и для меня творчество много важнее. Завтра, если я, например, буду заниматься продажей бензина, я всё равно буду фотографировать. Бесплатно. А любая работа за деньги – это практически всегда система компромиссов. Коммерция – это техзадание, и не мной чаще всего придуманное. А компромиссы по сути ничего цельного и полноценного породить не могут. По-настоящему художественный проект должен быть только бескомпромиссным. Именно поэтому у меня есть принцип: или я фотографирую бесплатно, или «за дорого». И никаких промежуточных вариантов.

- А есть ли понятие «мода» в фотографии? Что сейчас модно снимать?

- Мода, конечно же, есть. Но скорее, тенденцию определяет не фотограф, а пиарщик. К примеру, есть же люди, которые обмазываются краской, валяются по холсту, и это ведь потом покупают! За приличные деньги. Казалось бы, финансовой вопрос – серьёзный, и люди не готовы платить за полную фигню, но вот кто-то устроил шумиху, и – вуаля! – фигня продана. Отсюда вывод: мало быть хорошим фотографом, нужно уметь продать себя или заявить о себе. Даже в том случае, если ты действительно очень хороший фотограф, маркетинг и реклама много важнее, как ни печально это звучит. Не можешь сам, не умеешь – пусть раскруткой твоего творчества занимаются профессионалы. Ты можешь делать прекрасные фотографии, но о тебе никто никогда не узнает, - и таких примеров масса. Можешь, опять же, быть абсолютно бесталанным человеком, но быть популярным за счёт раскрутки. Конечно же, лучше объединить - делать какие-то классные вещи и хорошо пиариться.

Если говорить именно про меня, то, конечно, хочется даже мировой известности, но именно за счёт хороших фотографий. Мне важно, и чтобы и люди понимающие, коих меньшинство, не кривили лица у меня за спиной, а также уважали моё творчество.

- На одном из занятий мастер-класса вы сказали, что неинтересно делать снимки без людей, а, например, пейзажные фотографии вы готовы коллекционировать, но не снимать.

- Мне неинтересно снимать фотографию, на которой не присутствует человек, это верно. Но как зритель я отсматриваю достаточно много жанров, не только портреты, а и пейзажи, и съёмки животных, например, мне почти всё интересно.

Чем больше у тебя поле восприятия, тем ты богаче - и как зритель, и как фотограф… В некоторых пейзажах мне очень не хватает сюжетной составляющей, они воспринимаются как красивый фон для истории, которая могла бы случиться, но… не судьба. (улыбается)

Хочется не просто снять красивое, а красиво снять – есть разница. Никто не мешает, кстати, «красиво снять красивое».

- Но ведь с людьми непросто работать. Например, при съёмках в жанре ню нужно раскрепостить модель. Или она уже должна быть готова ко всему? Как и что вы делаете?

- Фотограф совершенно точно должен быть психологом, да и нет какого-то универсального метода раскрепощения. Лучше всего модель раскрепощает общение, я думаю. На одних действует одно, на других совершенно другое. С кем-то можно там очень жёстко и вульгарно пошутить, и это человека расслабляет. С кем-то надо, наоборот, соблюдать какой-то пиетет. Причём, второй вариант я очень не люблю. Приходится следить за тем, что ты говоришь и как, а это самого тебя сковывает и напрягает. Бывает, что с кем-то вообще не складывается общение. Поэтому первая съёмка – это, по сути, знакомство. В течение такой сессии можно получить хорошие фотографии, а можно и не получить. Раньше я так не считал, а сейчас, когда зову на первую съёмку, так и говорю: «Это просто знакомство».

1 из 3

- Если притирка может занимать целую съёмку, целесообразно ли часто менять моделей? Не проще ли работать с одной?

- Лучше иметь десять разных моделей. Снимать одних и тех же скучно становится рано или поздно. Да и модели, собственно, не нужно для портфолио, чтобы она фотографировалась у одного фотографа, ведь смена обстановки, людей – это всегда опыт и для того, и для другого. Иногда нужно и отдыхать друг от друга.

- А люди в команде?

- Визажист, парикмахер – тут да. Чаще всего в команде одни и те же люди. Во-первых, потому что их сложно подобрать. Во-вторых, тут и комфортное общение должно быть, и интересы совпадать, и творческий подход. Тебе должно нравиться, что они делают. Подбор команды – это вообще целая история. Дело в том, что ты смотришь портфолио человека, но на самом деле, оно мало что даёт. Ты не узнаешь из портфолио, насколько человек ответственный, например. Он может сколь угодно хорошо делать свою работу, но при этом постоянно опаздывать на съёмки, не уметь общаться с теми же моделями – а визажисту приходится и по 2 часа разговаривать с моделью перед съёмками. Представляете, если он выбивает её психологически, портит съёмки опозданием? Таких моментов очень много, которые нужно учитывать при подборе людей в команду. Они, конечно, меняются, но редко, спустя годы – расходятся интересы порой. К моделям те же требования – ответственность, в первую очередь. Непунктуальность жутко напрягает. Не люблю, когда приходится напоминать о съёмках. Договорились – даже через месяц пускай – всё равно договорились. Чётко, понятно. А десять раз перезваниваться за это время, с утра в день съёмок ещё позвонить разбудить, чтоб не проспал человек, - это всё очень утомительно.

1 из 2

А если проспал, опоздал, не приехал – я таких вещей не прощаю. Понимаю, случается иногда форс-мажор, но он должен быть совершенно очевидным. В больницу попал? Всё понятно, но не за два же часа до съёмок, такое случается крайне редко, а значит можно позвонить и предупредить заранее. У любого занятого человека – времени не очень много, и творческих съёмок – их тоже немного, и они, как правило, серьёзно подготовлены. Туда вовлечены многие люди. Кто-то организует помещение, а визажисты, стилисты – тоже, кстати, люди занятые и коммерчески востребованные. Они делятся своим временем, чтобы ты смог работать. А один человек может подвести всех. Обидно, и жаль времени, жаль потраченных средств. Ладно деньги, но время!

- Подготовленные творческие проекты... А где вы больше всего любите снимать?

- Я больше всего люблю снимать на локации. Хочется интересного интерьера какого-то - или стройка, или заброшенный аэродром, марсианских пустынь и кипящих котлов в аду (шучу)… Хочется на месте истории и композиции.

Да, снимки можно сделать и в голой студии, но там я уже наснимался, надоело. Первые два года, когда я фотографировал, я снимал у себя дома на фоне, повешенном на стену. Но всему своё время и место, новые сюжеты предполагают совершено иной масштаб.

- Мешает вам в работе соседство с другим фотографом?

- Да, мешает. Опять же, творческий дуэт – это одно. Когда два фотографа помогают друг другу и снимают одну и ту же съёмку, на одну камеру. Неважно, кто из них нажимает на кнопку. Но когда двое снимают один сюжет – не вижу в этом никакого смысла. Тогда пускай и модели будет две. Например, съёмка на пленере, заброшенное место, страшно ехать одному – бомжи, бродячие собаки, пьяные люди – приехали вдвоём и разошлись. Каждый снимает свою историю. Мне же посторонние люди мешают, мешают атмосфере, общению с моделью. С другой стороны, некоторые съёмки настолько сложны постановочно, что всё равно нужно много людей, которые должны их организовывать. Я вообще пришёл сейчас к тому, что нужно уметь делегировать свои полномочия, иначе фотограф будем заниматься всем чем угодно, кроме фотографии: продюсированием, пиаром, подбором моделей, организацией, сил для съёмок оставаться не будет. Я понимаю, что можно выйти на улицу, щёлкнуть телефоном и получить шедевр, но если делать что-то действительно постановочное, масштабное и серьёзное, то без помощи не обойтись.

1 из 2

- Только постановочные съёмки могут быть масштабными? А репортаж?

- А что, собственно, масштабного в репортаже? Там есть фотограф и его фотоаппарат, всё. Естественно, также его талант и умение видеть - но я же о другом. Я говорю о масштабности в плане организации: поездка, реализация задуманного сюжета, работа стилистов, декораторов, модельеров, продюсеров, 50 человек, работающих в кадре – старушки, дети, синие тётки и так далее, огромное количество света, а сверху всё это поливает красный радиоактивный дождь… Масштабность в репортаже от фотографа не зависит, масштабным может быть только действие само по себе. Разбился самолёт, кровь, тела, пожар, куски железа. А вот если мне, например, захочется снять такое, то придётся арендовать аэродром, разбивать самолет, ну и далее по пунктам. (улыбается) Для того, чтобы всё это организовывать, прежде всего нужно Имя. Конечно, если ты Спенсер Туник, и тебя знает весь мир, то твои продюсеры связываются напрямую с Лужковым, говорят, что тебе необходимы полторы тысячи голых людей на Красной площади, и всё решено. А если позвоню я, мне ответят: «Мальчик, ты кто?».

Вот, в частности, для этого хочется узнаваемости - это открывает много дверей и позволяет реализовывать сложные проекты.

- Богом света вас называют в Сети.

- Ну, это как-то нескромно, по меньшей мере. Есть достаточно много грамотных в плане работы со светом фотографов. Это база, если ей не владеешь – значит, у тебя нет функционала для развития. Уже на свет наслаивается композиция, психология, сюжет – это всё дальше. Мне немножко повезло, почему-то мне это всегда легко давалось, на ходу. Я все идеи со светом черпаю из анализа реального мира. Вот смотрите, в бокале столько света: там жёсткие светильники со стены дают блики в стекле, отражаются в воде, - а сколько из этого можно придумать, если добавить зеркало! Я самоучка чистой воды, начинал учиться на строителя, стал экономистом, а вышел фотограф. Честно говоря, я просто не знал тогда, что есть варианты поучиться, а книжек как таковых толковых по работе со светом попросту нет. Уже сейчас я хожу на мастерклассы, мне доставляет удовольствие. Технически я мало что получаю, но мне интересно другое - сам человек, его философия, взгляд на жизнь, о чём он думает, как мыслит. Я бы вообще ко всем ходил, если бы было время, но. А информация лишней не бывает, любое обучение – это благо.

1 из 2

- Обучать фотографов – с этим всё понятно. Может, пора обучать зрителей адекватно воспринимать фотографию? Ведь под публикациями нередко собирается толпа злопыхателей.

- Когда человек добивается определённой популярности, это огромный плюс – это возможности, в том числе в плане организации, узнаваемости, продвижения новых идей. Я уже про это говорил. Мой сегодняшний уровень популярности позволяет мне спокойно организовать съёмку из трёхсот человек флешмобом. Если я захочу снять завтра триста человек в чёрной одежде, я думаю, я смогу это сделать: кину клич, и люди придут, им будет интересно. А минус популярности… Знаете, это, пожалуй, особенность наша, национальная черта, – в Европе и Америке я этого не вижу, – а у нас находится много людей, которые имеют совершенно немотивированную агрессивную реакцию на любой успех. Причём, это касается не только фотографии. Посмотрите на спортсменов например, сколько ненависти выливается в сети на Аршавина, на Шарапову… Причём, чем меньше человек разбирается в вопросе, чем меньше он сам добился в жизни, тем охотнее он готов делиться с миром своим бескомпромиссным мнением обо всём на свете. Обратите внимание, обычно те, кому на самом деле есть что сказать, молчат. По крайней мере до той поры, пока их не спросили.

Если вернуться к фотографии. Люди публикуют работы для того, чтобы найти своего зрителя, свою аудиторию. А не для того, чтобы совершенно незнакомый человек высказал свое «фе». В западных странах правилом хорошего тона считается – или хорошо, или ничего. Та же моя рубрика «Разбор полётов» предполагает, что мне люди самостоятельно присылают работы и просят высказать мнение. И только так, без исключений.

А мастер-класс для зрителей? У меня недостаточно популярности, чтобы его проводить. Меня знают как фотографа в среде фотографов - и то недостаточно. Популярность - это когда тебе знают в непрофессиональной среде: приходишь на автобусную остановку, спрашиваешь, кто такой Илья Рашап, и тебе отвечают. Тогда на лекцию соберутся около двух тысяч человек – просто послушать. Надо для этого, наверное, написать серьёзную книгу. Может, и напишу. Если когда-нибудь сочту, что мой уровень понимания вопроса позволяет мне это сделать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления