Сотни раз проходила мимо краеведческого музея, но так и не вспомнила, когда последний раз заходила в эту дверь. Возможно, после торжественного принятия в пионеры мы с классом ходили на экскурсию. Может, я водила сюда младшего брата. Но вот он — музей в центре города. Вспомните, когда последний раз здесь были вы?
Приветливая женщина в фойе у входа поздоровалась и кивнула в сторону кассы.
— Сначала разденьтесь в гардеробе, потом наденьте бахилы, чтобы не поскользнуться на лестнице, — заботливо предложила другая, когда я в куртке потянулась к корзинке с бахилами.
Особенно в музее меня интересовала шаманка с бубном. Вернее, ее манекен. Поговаривают, он выглядит настолько реалистично, что, кажется, будто смотришь на живого человека.
Прообраз шаманки — настоящая знахарка Далаева, которая лечила людей, общалась с душами умерших и сопровождала их в мир мертвых, если душа заплутала. Она умела читать мысли, видела будущее во снах. Если верить городской легенде, то шаманку убили, а тело мумифицировали. Еще по одной легенде, с мумией нельзя вступать в зрительный контакт. Она ловит взгляд, и со смотрящим может случиться несчастье. Считаю, что любая легенда имеет полное право на существование.
Манекен со всех сторон закрыт стеклом. Подошла я осторожно, присела на корточки, чтобы рассмотреть, что оставляют посетители на полу. Кто-то положил сережки-гвоздики, стеклянный бутылек и, конечно, монеты. Я тоже оставила монетку на деревянном выступе. Это сравнимо с тем, что, приходя в гости, мы приносим угощения к хозяйскому столу. Здесь — подношение, скорее, для задабривания духа, чтобы он не навредил.
Одежда шаманки завораживает. На костюме десятки тесемок, цепочек, металлических перьев. Весьма правдоподобны и кисти рук, а лицо скрывает маска. Взгляд шаманки направлен вперед, чуть выше моего роста. Заглянуть под маску при близком расстоянии непросто и, если честно, немного боязно. У вас когда-нибудь сводило челюсть от студеной воды? Пытаясь рассмотреть глаза, я почувствовала, что у меня, словно тонкой проволокой, стянуло зубы. Это похоже на анестезию в обе челюсти одновременно.
Пришлось отойти к другим экспонатам напротив. Неприятное чувство, когда наблюдают со спины. Страха и тревожности не было, кроме ощущения покалывания со стороны затылка и желания еще раз подойти к экспонату, что я и сделала. Хочется просто стоять возле стекла и рассматривать атрибутику на костюме, защитные трость, палицу и булаву. Невольно скользишь взглядом вверх, и внутри происходит какой-то внутренний диалог. У каждого он будет свой: длинный с объяснением собственных действий или короткое «да» на интересующий вопрос. Возможно, и «нет».
— Вот бы дрогнула ее рука. Или от дуновения ветра медным звуком брякнул колокольчик, — мелькнула и тут же погасла мысль.
Шаманка стояла неподвижно. Застыла и я, всматриваясь в ее неподвижную кисть. В такие моменты замираешь, обостряются только чувства в ожидании магического шага. Здесь я провела больше всего времени, возвращаясь к стеклу несколько раз.
У выхода из зала захотелось обернуться. Шаманка за спиной стояла боком, и казалось, что если я повернусь, то повернет голову и она.
— Давай на счет «три», — сказала я себе.
По буддийскому поверью, дух шамана жив до тех пор, пока плоть не истлеет полностью. Выходит, что душа Далаевой жива. Любая легенда имеет полное право на существование.